§ 2.3. Совершенствование механизма менеджмента технологическим развитием
Выше уже отмечалось, что согласно современным научным представлениям задача ускорения научно-технического прогресса решается путем сочетания действий на двух основных направлениях экономического развития:
a. организация высокоэффективного рынка, в том числе его инновационного сегмента;
b. осуществление централизованно управляемой структурной трансформации экономики на основе создания благоприятных условий для широкого распространения прогрессивных технологий и свертывания устаревших производств.
Существующий в настоящее время рынок индустриально и научно-технически развитых стран может быть представлен как устойчивый комплекс фирм, банков, государственных и общественных организаций. Для этого комплекса характерны сложные связи и взаимоотношения между его элементами как на почве финансовой и производственной кооперации, так и в виде конкурентной борьбы.
В этих условиях проблема поддержания высокой эффективности функционирования рынка в долгосрочном плане, связанная с необходимостью обеспечения прогрессивных технологических сдвигов в экономике, решается путем комбинирования рыночного и централизованного регулирования, как хозяйственной деятельности, так и создания и распространения новшеств.
Рыночное регулирование воздействует на инновационный процесс таким образом, что производственно-экономическая система, которая делает мало усилий для своего собственного развития, практически неизбежно оказывается в так называемом состоянии равновесия на низком уровне, которое характеризуется тем, что большая часть ее ресурсов в той или иной форме расходуется на внутреннее потребление, оплату долгов и процентов по ним.
При этом удовлетворяется часть спроса, чем и достигается некоторое состояние равновесия, которое достаточно устойчиво в статическом смысле с формальной точки зрения, поскольку такое состояние оказывается почти безрисковым.
В то же самое время подобная система не может сохранить свое положение среди других аналогичных систем в динамическом аспекте, поскольку среди них всегда найдутся такие, которые значительное внимание уделяют своему развитию, благодаря чему многие улучшают свои характеристики и выходят на более высокие уровни экономического равновесия.
В этом соревновательном процессе в настоящее время существенную роль играет повышение эффективности производства путем использования наукоемких и ресурсосберегающих технологий, применения новых видов конкурентных преимуществ, представляемых, например, компьютерным проектированием, гибкими автоматизированными производствами, глобальными информационными сетями и т.п.
При этом непреложным фактом следует считать, что всякая попытка выхода из состояния равновесия на низком уровне связана с необходимостью усиления динамической составляющей в хозяйственной деятельности системы, что в свою очередь приводит к требованию работы в условиях неопределенности.
В самом деле, стремление к развитию означает, что существенная доля производимого продукта и полученного от его реализации дохода должны быть отвлечены на расходы, возможные результаты которых имеют долговременный характер, а их эффективность может быть оценена только в будущем.
К такого рода расходам относятся в первую очередь затраты на поддержание и модернизацию существующих основных производственных фондов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области создания новых технологий и новых видов продукции, а также на приобретение патентов и лицензий на производство наукоемкой продукции внешнего происхождения.
В области создания и развития базы для новых технологий должна быть предусмотрена и система экономических методов стимулирования роста добавленной стоимости в структуре затрат предприятия, что также способствует увеличению расходов динамического характера.
Значительное отвлечение средств на инвестиции в дальнейшее развитие потенциала производственной системы неизбежно связано с усилением неопределенности в реализации принимаемых решений, а, следовательно, и с увеличением меры риска в достижении намеченных результатов. В связи с этим необходимо встает вопрос о страховании инвестиционных динамических решений и способах его осуществления.
На наш взгляд для решения подобных проблем следует исходить из того, что всякая динамично развивающаяся производственная система является системой с обратной связью. В технических терминах это означает, что в такой системе, помимо исполнительного ядра и управляющего устройства в прямой цепи управления, существует механизм обратной связи. Основное назначение такого управляющего устройства состоит в том, чтобы на основе измерения получаемых результатов и их сравнения с планируемыми вырабатывать определенные рекомендации и предложения для основного устройства управления.
В области экономических приложений получаемая таким образом информация относится в большинстве случаев к изменению стратегических и тактических решений в сфере расходов на прямые инвестиции в активы, на финансирование мероприятий по стимулированию научно-технического прогресса, в особенности на разработку и освоение новых технологий, новых видов продукции и проведение ресурсосберегающих мероприятий. Кроме того, устройство обратной связи позволяет получать постоянную информацию об эффективности принимаемых решений и оценку возможных вариантов их изменения.
Наиболее распространенным способом использования информации в цепи обратной связи является схема жесткого управления, в которой рекомендации по изменению решений прямо связаны с отклонениями фактических результатов от планируемых при помощи фиксированных коэффициентов.
Применение контуров управления с фиксированными параметрами оказывается достаточно эффективным, если состояние внешней среды, а также состояние самого объекта, остаются стабильными или сравнительно мало и предсказуемо изменяются, то есть обстановка является достаточно определенной.
Однако, когда в силу воздействия внешних или внутренних обстоятельств характеристики окружающей среды или самого объекта становятся недостаточно точно предсказуемыми, то возникает ситуация неопределенности.
Такая обстановка может возникнуть, когда предложение товаров на рынках поставщиков или спрос на продукцию данной производственной системы сильно меняется под воздействием конкурентов или вследствие форсмажорных причин, таких, как изменение мировых цен, ужесточение или ослабление экспортных или импортных правил и т.п.
В этих условиях стратегическое планирование стабильного и эффективного функционирования хозяйствующего субъекта корпоративного или фирменного уровня подразумевает обеспечение решения целого комплекса взаимоувязанных задач управления, главными из которых являются:
a. маркетинговые исследования рынка;
b. инвестиционное обеспечение производства и воспроизводства за счет рациональной организации денежных потоков и заимствований;
c. инновационное совершенствование научно-экспериментальной и производственной базы, направленное на их техническое перевооружение, на создание и использование научно-технических, технологических, конструкторских и инвестиционных (капитальное строительство) заделов в обеспечение конкурентного превосходства собственной продукции;
d. совершенствование структуры и состава кадрового потенциала и т.д.
Глава 3. Перспективы развития российской модели менеджмента
§ 3.1. Сохранение российской модели управления
Каковы же перспективы российской модели управления? Суждено ли ей или отмереть как устаревшей, или сохраняться неизменной, или же преобразоваться во что-то новое и более современное?
Первое просто нереально. Прежде всего, потому, что времена, когда безжалостная межгосударственная конкуренция могла уничтожать крупные государства вместе с их населением, уже миновали. А представить себе ситуацию, при которой русский народ вдруг откажется от своей системы управления, сделавшей его этим самым народом, невозможно. Ведь национальный менталитет, являющийся неотъемлемым элементом системы управления, останется тем же самым. Отказаться от своего менталитета не смогут, даже если очень захотят, ни индивидуум, ни народ.
1,200 руб.
Оглавление
Введение 3
Глава 1.О методах организации менеджмента 5
§ 1.1. Организационные механизмы в менеджменте 5
§ 1.2. Эволюция системме менеджмента в контексте организационного развития бизнеса 7
§ 1.3. Основные направления и факторы совершенствования систем менеджмента 11
Глава 2. Некоторые подходы к совершенствованию механизма управления 14
§ 2.1. Управленческий учет в системе менеджмента 14
§ 2.2. Методические рекомендации по организации механизма управления 16
§ 2.3. Совершенствование механизма менеджментатехнологическим развитием 17
Глава 3. Перспективы развития российской модели менеджмента 23
§ 3.1. Сохранение российской модели управления 23
§ 3.2. Глубинные причины неудовлетворительного развития управления 28
§ 3.3. Развития теории менеджмента в понимании российских экономистов 32
Заключение 34
Список литературы 37
Введение
Система управления на протяжении ХХ века неоднократно менялась. Россия оказалась вне этого процесса. Переход к рыночным отношениям объективно требует освоения тех приемов и методов управления, которые давно стали нормой на Западе.
Для осуществления любых преобразований необходимо понимать, что желательно получить и в чем состоят недостатки того, что имеется. Только в этом случае можно разработать рациональную программу действий. Отечественный руководитель таким знанием не обладает. Более того, его видение управляемого объекта осуществляется не с рыночных позиций.
Ни одно «рыночное» предприятие такого себе позволить не может. Более того, именно необходимость оптимизации затрат и укрепления своих позиций в меняющейся внешней среде являлось и является тем двигателем, который толкает к изменениям, к поиску все новых методов управления бизнесом.
Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением.
Очевидно, что, прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления - его принципы.
Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов.
Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.
Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств - искусства управления не претендует на роль панацеи на все случаи жизни, но во всех случаях не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.
Актуальность данной работы заключена в том, что управление в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.
Цель курсовой работы - показать, что при переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности. Поэтому необходима разработка совершенно новых подходов к приоритету ценностей.
Главное внутри организации - работники, а за пределами - потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающих к потребителю, а не к начальнику и прибыли.
Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.
Глава 1.О методах организации менеджмента
§ 1.1. Организационные механизмы в менеджменте
Сложившийся в нашей стране методический аппарат решения организационных проблем управления соответствовал тоталитарной системе с централизованно-плановым руководством экономикой.
В течение длительного времени преобладающее значение в методологии организации управления имели эмпирические методы, Наиболее успешно использовались методы стандартизации и типизации: типовые организационные структуры управления, типовые штаты управленческих работников, стандарт управления предприятием и т. д.
Несмотря на то, что типовые положения разрабатывались на основе изучения передового опыта и экспериментальной апробации, они не могли учесть всего многообразия особенностей предприятий и характера их функционирования даже в условиях плановой экономики.
В конце 60-х и в 70-е годы попытки реформирования форм, статуса, условий планирования и функционирования предприятий сопровождались разработкой организационных и экономических механизмов управления ими.
В экономической теории понятие "механизм" используется в сочетании со словами "экономический", "хозяйственный", "организационный" и др. При этом эти понятия ассоциируются с управлением.
Слово "механизм" в прямом смысле применяется в техническом значении, толкование его связано с внутренним устройством машины.
В переносном значении это слово трактуется как "система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности. Государственный механизм".
Понятие "механизм" сочетается с эпитетом "механический". Последнее означает "сознательно не регулируемый".
Следовательно, при использовании понятия "механизм" предполагается создание такой системы, которая обеспечивает постоянное управляющее воздействие, направленное на обеспечение определенных результатов деятельности.
Таким образом, действия по организации управления можно представить как формирующие, упорядочивающие и регулирующие. Именно характер действий определяет те методические подходы, методы и приемы, которые являются инструментами организационных механизмов.
Это, прежде всего методы разделения целого на элементы и методы соединения, объединения.
Первые широко представлены в организационных механизмах графическими методами, методами структуризации, эвристическими методами, способами оптимизации, матрицами взаимосвязей и зависимостей и др.,
Вторые - сетевым методом планирования и управления, функционально-стоимостным анализом, методами оптимизации решений, графическими и эвристическими методами и т. п.
Итак, универсальными слагаемыми организационных механизмов являются методы и способы соединения и разъединения элементов системы и сочетания их с другими системами. При этом результативность этих действий может быть различной. Она зависит от свойств элементов: активностей и сопротивлений, которые отражают их отношения.
Управляющая система как объект подбора имеет специфические особенности, которые должны учитываться при разработке механизма ее формирования.
Первая особенность состоит в том, что УС является субъектом управления конкретного предприятия, функционирующего в определенных условиях.
Вторая особенность заключается в характере деятельности УС предприятия. Ее действия направлены как на выработку целей функционирования предприятия, так и на организацию их реализации, контроль мотивацию деятельности коллектива работников, а также на регулирование взаимодействия предприятия с объектами внешней среды.
Третья особенность связана с ее многомерностью, необходимостью формирования поэлементного и структурного составов систем, а также проектирования процессов управления по направлениям и сферам деятельности.
§ 1.2. Эволюция системе менеджмента в контексте организационного развития бизнеса
Одним из важнейших факторов, определяющих продолжительность существования предприятия, является способность адаптироваться к внешней среде. Адаптация предполагает изменение системы управления, под которой понимается совокупность целей, методов и средств их достижения.
Инструментом, позволяющим оценить текущее и будущее состояние предприятия в связи с изменениями внутренней и внешней среды, может стать анализ организационного развития бизнеса.
Существует несколько теорий организационного развития, подробно описанных в литературе. Считается, что изучая динамику развития бизнеса, в определённой степени можно дать ответ на вопрос: что будет с бизнесом завтра. Отсюда следует, что зная, как развивается бизнес и как меняется его внешняя среда, можно разрабатывать систему управления для будущих условий.
Анализ эволюции внешних условий существования бизнеса, эволюции этапов организационного развития, а также тех систем управления, которые были характерны для них, показал взаимозависимость этих переменных. К примеру, состояние внешней среды влияет на этап организационного развития, а тот - на основную систему управления (рис. 1).
Рис. 1. Взаимозависимость внешней среды, этапов организационного развития бизнеса и систем управления
Системы управления экономическим субъектом можно классифицировать по признакам:
a. взаимодействие с внешней средой;
b. учёт изменчивости внешней среды;
c. ценности экономического субъекта и его организационная культура;
d. ключевой фактор, лежащий в основе системы управления;
e. способ координации.
Результаты анализа эволюции систем управления представлены в таблице 1.
Таблица №1. Соответствие эпох предпринимательства, этапов организационного развития бизнеса и систем управления
Приведённая таблица, разумеется, огрубляет, схематизирует реальные процессы переходов, в которых границы размыты. Однако определённое соответствие эпох развития предпринимательства и этапов организационного развития бизнеса, которые, в свою очередь, определяли возникновение тех или иных систем управления, налицо.
Этот вывод наряду с анализом организационного этапа развития любого экономического субъекта, его внешней среды даёт возможность:
a. анализировать существующую систему управления;
b. выявлять её достоинства и недостатки в целом, её эффективность с точки зрения соответствия наблюдаемых характеристик требованиям внешней среды;
c. предлагать возможные изменения текущей системы управления;
d. прогнозировать эффективность измененной системы управления.
Предложенная в таблице схема может быть с пользой применена и для понимания существующих систем управления на современных российских предприятиях.
Отметим национальную особенность: в России за относительно короткий срок появились предприятия, находящиеся практически на всех этапах организационного развития. Можно сказать, что в России представлены результаты эволюции мирового бизнеса и, соответственно, отечественный бизнес получил великолепную возможность эволюционировать быстрее, и, по крайней мере, не набивать своих шишек. Вместо этого есть шанс понимать, что будет завтра и использовать самые современные технологии управления.
Нам нужен рост экономики, который в современных условиях на 90% достигается за счет новых знаний, технологий и нововведений. Только таким путем мы можем избежать судьбы, уготованной нашей стране промышленным Западом, - стать кладовой ресурсов для его нужд.
Задача эта не из легких, и она требует учета всей совокупности факторов и условий, воздействующих на процесс и результаты территориального управления.
Есть и проблемы, без решения которых нельзя рассчитывать на успех. К ним в первую очередь надо отнести проблему, связанную с тем, что в Российской Федерации до сих пор нет последовательной промышленной политики, не определены приоритеты, нет ответа на вопросы о том, как и за счет чего должны развиваться отдельные регионы, кому и для каких целей должна оказываться государственная поддержка.
Практическое отсутствие общегосударственной промышленной политики, направленной на сохранение перспективных наукоемких производств и защиту отечественных товаропроизводителей, в регионах рассматривают как одну из причин нестабильного состояния промышленности. А в результате законодательная и исполнительная власти в стране по-разному представляют конечные цели проводимых реформ и предлагают разные механизмы их реализации.
Отсюда - неразработанность вопросов, связанных с принципиальными и радикальными изменениями требований как к организации управления экономикой территорий, так и к профессионализму "чиновничьего люда".
1,200 руб.