Готовая курсовая работа
на тему:«Эстетическое воспитание детей средствами народного декоративно-прикладного искусства»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V17181
Предмет: Педагогика
Год: 2009
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
На современном этапе одним из центральных принципов в системе образования является принцип формирования духовных, нравственно-эстетических потребностей школьников.
Согласно этому принципу предметы гуманитарного цикла, прежде всего эстетического как дающего единство истины, доброты и красоты, становятся в центре образовательного пространства.
В настоящее время проблемы эстетического воспитания и художественного образования приобретают новое звучание. Иным содержанием наполняются учебные предметы, меняется их социально-образовательная ориентация. На передовые позиции выходят такие предметы, которые долгое время считались второстепенными: изобразительное искусство и художественный труд. Становится все более актуальным то, что на уроках изобразительного искусства и художественного труда решаются многие образовательные задачи, которые трудно, а подчас невозможно решить через содержание других предметов. Одна из таких задач − формирование ценностных ориентации учащихся через приобщение к народной художественной культуре. Именно на этих уроках возможно показать ученикам гармоничное включение изделий художественного ремесла в целостную философию жизни человека и приобщить их к мудрости и красоте народного мастерства, к нравственным ценностям своей Родины. В последние годы открывается много студий, школ, центров, домов ремесел, фольклора, решающих аналогичные задачи.
Цель данного исследования: показать практическое значение декоративно-прикладного искусства в формировании эстетической культуры школьников 1-5 классов.
Объект исследования: процесс развития эстетической культуры у учащихся на занятиях народным декоративно-прикладным искусством.
Предмет исследования: педагогические условия и средства развития эстетической культуры у школьников 1−5 классов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи в соответствии с указанными целью, объектом и предметом, были поставлены следующие:
1.Провести анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования. 2.
2.Определить роль занятий по декоративно-прикладному искусству в эстетическом воспитании школьников
3. Выявить психолого-педагогические условия формирования развития эстетической культуры школьников.
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания школьников
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой [16].
1.1. Воспитание как процесс
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых резуль¬татов [1].
В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики. А именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания.
Цели воспитания − это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю¬дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер¬но проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.
В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:
− «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, обще¬ства в целом);
− «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
− «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.
Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широ¬той и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руковод¬ства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.
О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.
Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления вос¬питательной работы − гражданское, правовое, экономическое, экологическое.
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач [1,16].
В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти − со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других − как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения [1, 16].
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.
Похожие работы:
Эстетическое воспитание младших школьников средствами природы ➨
Актуальность. Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс ...
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. ➨
Актуальность. Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления ...
эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства ➨
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. ...
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста при чтении книг русских поэтов ➨
Введение
Актуальность темы курсового исследования обусловлена тем, что «. специально дет¬ская литература ...
Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства ➨
Требования гуманизации педагогического процесса, выдвинутые педагогами и психологами, формирование творческой ...