Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Mass media не только развлекают и просвещают. Они же взяли на себя манипулятивно-управлснческую функцию, влияя на наши культурные и социально-психологические ценности, изменяя наши установки, модели поведения и восприятия действительности. Формируя мифы и стереотипы, СМИ активно используют механизм «публичного восприятия». В этом своем качестве СМИ уже становятся средством «психологической монополии» и «духовного принуждения». И тогда все мы, погрязнув в ее повседневных распрях и проблемах, не в силах сопротивляться манипулированию нашим сознанием, становимся объектом информационной агрессии или информационной войны, когда при помощи СМИ нас пытаются склонить к заданной какой-нибудь группой субъективной точке зрения.
Особенно ярко попытки подобного информационного и коммуникационного насилия проявляются во время президентских выборов, политических пропагандистских или рекламных кампаний. Вот тут-то и проявляется не волшебный образ телевидения и СМИ в целом, а его иная ипостась – образ монстра, чумы или проклятия XX века. СМИ проявляют свою диктаторскую функцию, навязывая вполне определенную, заданную некой политической или олигархической группой точку зрения, выгодную ей. В ход идут все известные и доступные психологической науке управленческие воздействия, методы и приемы.
Зная особенности восприятия и переработки информации в памяти человека, можно достаточно эффективно манипулировать общественным мнением. Используя СМИ как средство всемирной диктатуры, сильные мира сего навязывают пассивному большинству образцы-эталоны, с помощью которых оно судит о себе и других. Они же создают новую, иллюзорную реальность, ложный мир, дающий человеку забвение и возможность удовлетворения своих примитивных прихотей и желаний.
Но каким бы жутким ни казался миф о всемогуществе mass media и их неограниченных возможностях в «психопрограммировании» массового сознания, информационной и коммуникационной манипуляции, следует помнить, что mass media – все же средство коммуникации. И человек не просто механически перерабатывает полученную информацию, он отсеивает ненужную, индивидуально сортирует ее по степени важности, сам устанавливает очередность ее восприятия.
Актуальность исследования определяется тем значением, которое придается задачам воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития общества, формированию самостоятельной, независимой культурной личности. Однако прошедшие за последнее десятилетие перемены в экономической, политической, культурной сферах, самым непосредственным образом сказались на сознании буквально всех социальных групп и слоев российского общества.
Прежде всего, коренные изменения произошли, в духовном облике молодежи, которая в своей жизнедеятельности руководствуются нравственными идеалами, отличающимися от тех, на которых воспитывалось не одно поколение россиян. Поэтому для формирования самостоятельного, независимого и культурного человека, для оптимизации воспитательной работы в системе образования необходимо проводить исследования, направленные на изучение психологических особенностей нравственных идеалов юношей и девушек.
Методологическую основу работы составляют исследования отечественных и зарубежных психологов, философов и педагогов по проблеме нравственных идеалов молодежи. К ним относятся работы следующих ученых: Бехтерева В.М. «Объектная психология», К.А. Абульхановой «О субъекте психической деятельности», А.Г. Асмолова «Личность как предмет психологического исследования», Л.С. Ваготского «О психологических системах», О.Г. Дробницского «Проблемы нравственности», В. Ю. Инговато «Смысл человеческого существования (опыт философии нравственности)», А.Н. Леонтьева «Избранные психологические произведения», А.В. Разина «Основы нравственного самосознания», Д.И. Фельдштейна «Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе», Крайгат «Психология развития» и т.д.
Объектом настоящего исследования является процесс формирования нравственного идеала молодёжи в СМИ.
Предметом исследования стали психологические особенности нравственных идеалов юношей и девушек через призму СМИ.
Практическая ценность работы состоит в определении условий формирования идеала в современном обществе. Полученные в исследовании материалы дали возможность сформулировать психолого-методические рекомендации педагогам-практикам по повышению действенности нравственных идеалов.
Кроме того, полученные результаты могут быть использованы:
- для дальнейшего исследования нравственных идеалов разных социальных групп современного российского общества;
- в учебно-воспитательном процессе для выбора целей, задач, содержания, форм и средств формирования и воспитания молодого поколения.
Цель дипломной работы – рассмотреть проблемы нравственности в молодёжных СМИ.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- охарактеризовать молодёжные СМИ как неотъемлемую часть общественной коммуникации, современных масс-медиа;
- выявить многожанровое своеобразие молодежных СМИ, их тематические особенности;
- рассмотреть понятие-концепт «нравственность» в структуре особенностей российской ментальности и своеобразия;
- выявить лингвостилистическое своеобразие молодёжных СМИ;
- провести стилистический анализ текстов печатной рекламы в молодёжных СМИ, влияющих на формирование нравственных идеалов молодёжи
3,000 руб.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Основополагающие культурологические проблемы в определении лингвистических средств понятия-концепта «нравственность» в системе современных молодежных средств массовой информации 7
1.1. Молодёжные СМИ как неотъемлемая часть общественной коммуникации, современных масс-медиа 7
1.2. Многожанровое своеобразие молодежных СМИ, их тематические особенности 11
1.3. Понятие-концепт «нравственность» в структуре особенностей российской ментальности и своеобразия современного культурно-исторического процесса 24
Глава 2. Языковая актуализация понятия-концепта «нравственность» в системе молодёжных СМИ 38
2.1. Лингвостилистическое своеобразие молодёжных СМИ 38
2.2. Стилистический анализ текстов печатной рекламы в молодёжных СМИ, влияющих на формирование нравственных идеалов молодёжи 48
Заключение 63
Список литературы 68
3,000 руб.
Заключение
В нашей работе исследовались вопросы, касающиеся нравственности и СМИ. На вопрос о том, что правильно, а что нет, можно ответить по-разному в зависимости от ситуации, но вопросы всегда присутствуют в контексте фильма или сериала. Телевидение начинает оказывать все большее влияние на нашу жизнь, постепенно мы начинаем видеть в нем поводыря в моральных и этических вопросах. Как действуют наши ролевые модели? Что нас учат считать «правильным»? Каковы возможные последствия морального кодекса СМИ? Как телевидение может распространить мораль в обществе? На примере США мы видим любопытный гибрид либеральности в одних областях, почти пуританской сдержанности в других и умеренных общественных ценностей.
Действительно ли СМИ просто отражают мораль и ценности общества или они своего рода катализатор изменений в нем? Очевидно, они действительно в каком-то смысле отражают ценности какого-то человека, но этот кто-то едва ли будет обыкновенным потребителем продукции СМИ. Важнее, однако, то, что СМИ могут служить и служат катализатором изменений. Процесс изменений имеет важное значение, но с трудом поддается изучению. Процессы, обсуждавшиеся в предыдущих главах, с помощью которых мы реагируем на СМИ и создаем воображаемый мир, основанный на представлениях, усвоенных нами из СМИ, – все они применимы и к системе ценностей.
Механизмы подкрепления, моделирования, растормаживания и классического обусловливания также срабатывают у зрителей. Например, некоторые ценности, которых придерживается зритель, подкрепляются в СМИ больше других. Некоторые ценности и те, кто их придерживается, ассоциируются с очень позитивными или негативными стимулами и таким образом подкрепляются классическим обусловливанием. Наблюдение за моделью, которой мы доверяем, поддерживает определенные ценности, а противодействие телегероя этим ценностям может привести к растормаживанию противоположных ценностей у зрителя. Фактически масс-медиа содержат смешанные послания, касающиеся нравственности и ценностей: просоциальная реклама пропагандирует презервативы и здоровый образ жизни без сигарет, и в то же время вполне уважаемые герои драм курят и занимаются сексом, не предохраняясь. Неудивительно, что многие молодые люди смешивают некоторые понятия. Крайне необходимо новое, более подробное исследование того, каким образом СМИ передают читателям и зрителям нравственные и моральные ценности.
Каждый человек моделирует поведение, усвоенное им из СМИ, очень избирательно, в зависимости от собственных привычек и черт характера, поэтому насилия и драки на экране по-разному влияют на людей. Есть несколько переменных, усиливающих или, наоборот, ослабляющих эффект моделирования. Прежде всего, важны некоторые характеристики модели. Люди, как правило, растормаживаются и начинают подражать поведению телегероя, когда перед ними привлекательный персонаж, чьи поступки оправданы сюжетом фильма или сериала и чья фигура внушает им доверие, и наоборот, маловероятно, что они будут подражать поступкам несимпатичного героя, «плохого парня». Кроме того, если человек отождествляет себя с телегероем и сочувствует ему, тем с большей вероятностью он будет подражать этому человеку в реальной жизни. Так что акты насилия, совершаемые «хорошими парнями», оказывают на нас более сильное влияние, чем поведение «плохих парней». Этот факт имеет важные последствия для оценки эффектов приключенческих фильмов, фильмов типа экшен и полицейских сериалов.
Если насилие подкрепляется в фильме или сериале, то более вероятно, что человек, наблюдающий за таким поступком, может воспроизвести его и в жизни. Когда жестокость героя вознаграждается, (он добивается денег, власти, устанавливает нормальные взаимоотношения и тому подобное), то в контексте сюжета его насилие подкреплено. Некоторые данные показывают, что подкрепленное насилие чаще моделируется в жизни, чем неподкрепленное или такое, за которым следует наказание. В обычном телевизионном сюжете акты насилия положительного героя, как правило, вознаграждаются, а жестокость злодея подлежит наказанию. Поэтому также насилие «хорошего парня» может иметь гораздо более губительные и вредные последствия, чем насилие «плохого парня».
Что касается возрастных и гендерных различий, то, как правило, моделирующие эффекты усиливаются в возрасте от 8 до 12 лет, а затем медленно идут на спад. По мере взросления у детей вырабатывается их собственное «видение» и они лучше отделяют переживания, связанные с видео, от реальных. Мальчики обычно смотрят больше боевиков и сами проявляют больше жестокости, чем девочки, однако нет четкого доказательства того, на кого насилие на экране производит большее моделирующее воздействие – на мальчиков или на девочек.
Наконец, важен фактор уровня возбуждения молодых зрителя. Намного более вероятно, что человек, по какой-либо причине уже физиологически возбужденный до просмотра фильма с насилием, совершит акт насилия после просмотра, чем спокойный и уравновешенный человек. Может возбуждать сам фильм, или источник возбуждения может быть не связан с фильмом и относиться к прошлому. В некоторых экспериментах с помощью манипуляции участников группы заранее злили, прежде чем продемонстрировать им насилие на экране.
Анализ дефиниций рекламы позволил выявить гендерную и возрастную специфику восприятия данного феномена. Гендерная специфика метаконцепта «реклама» проявляется в оценочном отношении к содержательной стороне рекламных сообщений. В коммуникативном сознании носителей русской лингвокультуры оценочные характеристики метаконцепта «реклама» являются маркерами доминирующего негативного отношения к рекламе, рефлексирующими низкую суммарную оценку самого феномена рекламы. Представители различных возрастных и гендерных групп используют идентичные приемы вербализации отрицательной оценки рекламы: а) посредством номинации данной реалии при помощи оценочной лексики (скука; глупость; тупость; чушь; муть; дурацкая; нудная; вирус), б) путем описания реакции адресата на рекламный текст (противно; раздражение; зло; нервы; надоела; достала). У лиц как мужского, так и женского пола старше 45 лет происходит перефокусировка на собственное состояние, провоцируемое рекламой. В реакциях данной группы подчеркивается деструктивная роль рекламы для здоровья и мироощущения адресата (усталость; напряжение; головная боль; давление; стресс; злость; ругань; матерные слова).
Для женщин в большей степени, чем для мужчин, важна этическая сторона рекламы. Женщины отрицательно относятся к глобальной эротизации рекламы, а мужчины не возражают против данной тенденции, поскольку видят в рекламе, в первую очередь, источник получения удовольствия. Мужчины идентифицируют себя с адресатами рекламных сообщений, женщины же оценивают рекламу с точки зрения влияния на потенциальных адресатов – своих детей и внуков.
При восприятии рекламы мужчины руководствуются только собственной оценочной шкалой: чтобы показывали много эротики; хотелось бы больше реклам для мужчин (прокладки, тампоны уже поперек горла стоят); сделать ее интереснее; я бы хотел, чтобы реклама была короткой и емкой, но не надоедливой; чтобы она была конкретной; убрать примитивные сюжеты; я хотел бы, чтобы в ней рассказывали анекдоты; разнообразия юмора, она должна быть умной; смешных побольше добавить. Для женщин же оценка рекламы не является линейной зависимостью, одной из ее составляющих является индикатор отсутствия аморального в рекламе, своего рода цензор, определяющий отношение женщин к рекламному сообщению: хотелось бы, чтобы в рекламе присутствовало как можно меньше откровенных сцен; сделать ее более остроумной и интересной; ее смысл; культуру; этическую сторону.
Среди мужчин наиболее отторгающими рекламу являются две полярные возрастные группы: юноши (15 – 25 лет) и мужчины старшего поколения (55 лет и старше): около 24% респондентов-юношей 15 – 25 лет и мужчин старше 55 лет выступают за полную отмену рекламы: я хотел бы убрать ее вообще; чтобы ее вообще не было; вообще ее запретить; искоренить ее как класс.
3,000 руб.
Список литературы
1. Белозерова, Е.В. Возрастные и гендерные особенности метаконцепта «реклама» в сознании молодежи и пожилых представителей русской лингвокультуры / Е.В. Белозерова // Язык, коммуникация и социальная среда: Сбор. научн. трудов. – Вып. 4. – Воронеж: Воронежский гос. университет, 2006. – С. 59 – 65
2. Белозерова, Е.В. Метаконцепт «Реклама» в сознании молодежи и пожилых представителей русской лингвокультуры / Е.В. Белозерова // Язык и мышление: психологический и лингвистический аспекты. Материалы 6-ой Всероссийской научной конференции / Под ред. проф. А.В. Пузырева. – М.; Ульяновск: Институт языкознания РАН; Ульяновский государственный университет, 2006. – С. 115
3. Белозерова, Е.В. Возрастная эволюция метаконцепта «Реклама» / Е.В. Белозерова // Аксиологическая лингвистика: проблемы когниции и коммуникации / Под ред. Н.А. Красавского. – Волгоград, «Колледж», 2006. – С. 65 – 71.
4. Белозерова, Е.В. Восприятие телевизионного рекламного текста: гендерный и возрастной факторы / Е.В. Белозерова // Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии: Межвуз. сб. научн. статей. Вып. I. Тамбов: ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2006. – С. 40 – 42
5. Белозерова, Е.В. Концепт «Реклама» в сознании молодежи (по результатам ассоциативного эксперимента) / Е.В. Белозерова // Антропологическая лингвистика: проблемы лингвоконцептологии, лингвистической гендерологии, лингвистики текста, семантики и стилистики. – Вып.3: Сб. научн. тр./ Под ред. проф. Н.А. Красавского. – Волгоград: «Колледж», 2004. – С. 35 – 45.
6. Дмитриева Т. Субъект – творец своей истории. Социально-психологические исследования ценностных ориентаций // Граждановедение. – Приложение к Учительской газете. – 2000. – 344. – с. 6
7. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2001
8. Кафтаджиев Х. Тексты печатной рекламы. М.: Смысл, 1999
9. Карпова Г. А. Влияние оценочных отношений на формирование действенности нравственного идеала подростков. Автореф. дисс. канд. психол. наук. – Киев, 1987. 24 с.
10. Кривоносов А.Д. Жанры PR-текста. – СПб: Петербургское востоковедение, 2002
11. Кромптон А. Мастерская рекламного текста. – Тольятти: «Довгань», 1999.
12. Кохтев Н.Н. Реклама: Искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов. – М.:Изд-во МГУ, 1997
13. Курченкова Е. А. Газетное объявление как тип текста // Языковая личность: актуальные проблемы лингвистики: Тез. докл. науч. конф. Волгоград, 6-8 февр. 1996 г. / ВГПУ. - Волгоград: Перемена, 1999. - С.29-30.
14. Курченкова Е. А. Языковая личность и физическое лицо автора объявления // Языковая личность: проблемы обозначения и понимания: Тез. докл. науч. конф. Волгоград, 5-7 февраля 1997 г. / ВГПУ. - Волгоград: Перемена, 2000 . - С.85-86.
15. Курченкова Е. А. Этнокультурные ценности в текстах газетных объявлений // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ. - Волгоград-Архангельск: Перемена, 2001. - С.74-80.
16. Курченкова Е. А. О жанре объявления // Языковая личность: Жанровая речевая деятельность: Тез. докл. науч. конф. Волгоград, 6-8 окт. 1998 г. / ВГПУ. - Волгорад: Перемена, 1999. - С.49-51.
17. Курченкова Е. А. Газетные объявления: опыт классификации // Языковая личность: проблемы креативной семантики: Сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2000. - С.36-47.
18. Месхешвили Н. Экспрессивные средства письменной коммуникации Ин-т языкознания АН СССР. – М.:1992
19. Назайкин А.Н. Практика рекламного текста. – М.: Бератор-Пресс, 2003.
20. Огилви Д. Тайны рекламного двора. Ассоциация работников рекламы. 1998.
21. Огилви Д. Откровения рекламного агента. М.:Финстатинформ, 1999
22. Разин А.В. Обоснование морали // Человек. – 2000. - №1. – с. 92-103.
23. Разин А. В, Основы нравственного самосознания // Человек. – 2001. - №2. – с. 20-29
24. Рожков И.Я. Реклама: Планка для «профи» М.:Юрайт, 2000
25. Ромат Е. Реклама в системе маркетинга: Учеб. пособие. Киев: Слово, 1999.
26. Тулупов В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология…Воронеж: Инфа, 1999
27. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивости личности. – М.: Педагогика, 1981. – 208 с.
28. Шатин Ю.В. Построение рекламного текста, 2-ое изд. – М.: Бератор- Пресс,2003.
29. Шахалиева Д. С. Проблема нравственного развития личности в условиях перехода общества к рыночным отношениям. – М.: Пр 1999.- 186
30. Фещенко Л.Г. Структура рекламного текста: Учебно-практическое пособие. – СПб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2003
31. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций. Учебное пособие, М., 2004
32. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного юноши // Вопросы психологии,
3,000 руб.