Введение
Становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.
В то же время тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физической и двигательной подготовленности, является ведущим во всех программах обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях.
Известно, что многие предпатологические состояния детей можно профилактировать средствами физического воспитания, и в этой связи специалисты считают, что данная система функционирует недостаточно эффективно.
Актуальность. Сложившаяся в системе физического воспитания детей дошкольного возраста ситуация вызвала острую потребность в ее совершенствовании, позволяющем уменьшить или полностью нейтрализовать указанные негативные тенденции.
Движения и физические упражнения считаются специфическими средствами физического воспитания. Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
Изучением данного вопроса занимались многие ученые физиологи, психологи и педагоги. П.Ф.Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей. Н.М.Амосов - физическому развитию, Н.М.Шелованов - оздоровлению. Т.И. Осокина – проблеме физического развития дошкольника. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Понимая общую цель физического воспитания как сохранение и укрепление здоровья ребенка, формулируются задачи физического воспитания.
Задачи решаются в каждой возрастной группе, но их содержание меняется в зависимости от психофизиологических возможностей детей. Средствами реализации задач физического воспитания является деятельность детей, игры, а также художественные средства в частности фольклор.
Таким образом, Объект исследования - процесс развития физических качеств детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - физкультурные занятия игровой направленности для дошкольников старшей и подготовительной групп.
Цель нашего исследования изучить процесс развития физических качеств детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
• провести анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
• теоретически обосновать эффективность занятий физической культурой игровой направленности;
• в процессе формирующего эксперимента определить эффективность проведения физкультурных занятий в игровой форме;
• разработать методические рекомендации по использованию игровой деятельности в организации физкультурных занятий в дошкольных образовательных учреждениях.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие физических качеств дошкольников происходит более эффективно в игровой деятельности, которая является ведущей в этом возрасте.
Методы исследования: анализ теоретических положений и структурирование эмпирических данных; педагогическая диагностика и тестирование физического развития детей, наблюдения; собеседования с педагогами, медицинскими работниками ДОУ; методы математической обработки результатов исследований.
Методологической основой исследования явились: теория функциональных систем П.К.Анохина, концепции развития физических качеств В.К.Бальсевича, В.А.Иванова; А.И.Кравчука, С.Б. Шармановой, научно-методические основы реализации задач физического воспитания дошкольников Л.Д.Глазыриной, Д.В.Хухлаевой.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование данной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для студентов, заинтересованных в изучении этого вопроса. Практическое исследование может быть использовано как полученный экспериментальным путем материал для дальнейшего, более расширенного исследования по данной теме.
Базой исследования стало ДОУ «……», п…… исследование проводилось с 01.09.2005 г. по 01.05.2006 г.
3,000 руб.
Список литературы.
1. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы "Здоровый дошкольник"// Ж. "Обруч", 1996, № 1. - С. 5-6
2. Адашкявичене Э.И Спортивные игры и упражнения в детском
саду. - М.: ФиС, 1992. - 147 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. 279 с.
4. Антропова А.П. Мониторинг здоровья в дошкольном образовательном учреждении / Проблемы подготовки здорового ребенка к
школе. - Курган: КГУ, 1998. - С. 25 - 28.
5. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности. - Рязань:
РГПИ, 1994. - 108 с.
6. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания
культуры здорового образа жизни человека // Теория практика физической культуры. - 1980. - № 1. - С. 22 – 26.
7. Башта Л. Ю. Использование кратковременных игровых программ с направленным развитием физических способностей в физической подготовке детей-сирот / Л. Ю. Башта, Н. П. Филатова, Н. А. Познаненко // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: Тезисы Всерос. Науч.-практ. конф. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 95-99.
8. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
9. Бондаревский Е. Я. Структура физической подготовленности дошкольников сб. научных трудов. Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников. – М. 1988.
10. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1990. - 175с.
11. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. - М.: ФиС, 1983. - 96 с.
12. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. - Основы физической культуры и здорового образа жизни. - М.: Сов. спорт, 1996. —
592 с.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. - 1986. - №6. -С. 75 - 78.
14. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.
15. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики. //Ж. "Дошкольное воспитание." - 1996.- №№ 6,8, 10.
16. Губа В.П., Татаринов Я.С. Оценка физического развития детей по данным морфологических наблюдений // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 3. - С. 32-33.
17. Губа Б. П. Что может ваш ребенок. – М.: Советский спорт, 1991.
18. Гутникова Л. Спорт + игра = радость. //Ж. "Дошкольное воспитание."- 2001. - № 12.
19. Дворкина, Н.И. Инновационные направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.И. Дворкина, Ю.К. Чернышенко // Современные проблемы физического воспитания, валеологии и здорового образа жизни: тез. докл. 5 Северо-Кавказской рег. науч.-практ. конф. (18-21 мая 2000 г.). - Кропоткин, 2000.
20. Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр / Н.И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный конгресс. - Москва, 2003. - Т-1. - С. 230-232.
21. Дмитриев А.А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. - Красноярск: Сибирь, 1990. - 80 с.
22. Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. М., 1991.
23. Диагностика развития дошкольника Методическое пособие. – Орёл: ОГУ,1999.
24. Доронова Т. Право на охрану здоровья//Ж "Дошкольное воспитание." - 2001, № 9. С.5-8
25. Егоров Б.Б., Змановский Ю.Ф. Система эффективного закаливания // Ж "Начальная школа.",2000, № 7.
26. Ерофеева Т.И, Современные образовательные программы для дошкольных учреждений//.М, 1999г. С- 170, 99, 2-12.
27. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2000, С-88.
28. Здоровый дошкольник (учебно-методическое пособие) СПб., 2000.
29. Зелинская.Д. Школа здоровья-М, 1995,т.2. С 2-12
30. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М.:Советский спорт, 1991.
31. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н. Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации Минобразования РФ. - Нижний Новгород, 1992.
32. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении//Ж. " Дошкольное воспитание", 1991, № 10, с.8.
33. Змановский Ю.Ф., Лукоянов Ю.Е. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Труды 1 Международной научно-практической конференции. /Под ред. Ю.Ф. Змановского.:Дубна, 1992.
34. Карманова Л.В., Шербо В.Н. Физическая культура в старшей группе детского сада: Метод. пособие. – Мн.: Полымя, 1987. – 264 с.
35. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.
36. Коровина И.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий // Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. - М., 1984. - С. 65-80.
37. Леви-Гориневская Е. Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. – М., 1955.
38. Лескова Н., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольника.//Дошкольное воспитание, 1989, № 10.
39. Нормативы и методические указания по оценке физической
подготовленности детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / Под ред. Г.А. Шорина. - Челябинск: Версия, 1985. - 17 с.
40. Ноткина Н, Воспитать физические качества: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание, 1980. - № 7 - С. 37 - 38.
41. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М.: “Просвещение”, 1973.
42. Понамарев Г.Н. Личностно-ориентированное обучение, как
фактор совершенствования подготовки специалистов по физической
культуре //Теория и практика физической культуры. -1997.-№12.-С.32.
43. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. -
М.: Просвещение, 1988. - 142 с.
44. Прутченков A.С. Возможности игровой технологии: понятия
и термины // Педагогика. - 1999. - № 3. - С. 121 - 123.
45. Рогожина Е. Упражнения для развития мелкой моторики // Дошкольное воспитание . - 1998. -№ 9. - С. 41-47.
46. Рунова М.А. Дошкольное учреждение: оптимизация режима
двигательной активности // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - С.
81-86.
47. Рунова М.А. Двигательная активность детей 5-7 лет в самостоятельной деятельности и педагогическое руководство ею на прогулке // Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1989.
-С. 27-45.
48. Сафонова О. А. Экспресс-анализ. – Н-Новгород, 1995.
49. Сиротин О.А., Щарманова СБ., Пигалова Л.В. Контроль за физической подготовленностью дошкольников. - Челябинск: УралГАФК, 1995. -20 с.
50. Семёнова Л. М. Диагностические методики оценки физического и двигательного развития ребенка в норме и с проблемами в развитии (методическое пособие) Орёл, 2003.
51. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учеб. для студ. пед. вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 232 с.
52. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М. - Педагогика, 1987. - 223 с.
53. Страковская В.Л, 300 подвижных игр для оздоровления детей
от 1 года до 14 лет. - М.: ФиС, 1994. - 179 с.
54. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986. - 80 с.
55. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. (Пособие для воспитателя подготовит. к школе группы). 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1984. –159 с., ил.
56. Хухлаева Г.В. Занятия по физической культуре с детьми 2-4
лет в малокомплектном детском саду. - М.: Просвещение, 1992. - 192с.
57. Чиженок Г.М., Погорелов И.А., Виднюк А.В. Влияние двига-
тельного режима на адаптацию шестилеток к обучению // Возрастные
особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы
докл. III Всесоюзной конф. - М., 1985. - С. 286-287.
58. Шадриков В.Д. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий
// Дошкольное воспитание. - 1998. -№ 12. - С.2-5.
59. Шарманова С, Федоров А., Лапина Н. Круговая тренировка в физическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. 1998. — № 6 .-С.47-51.
60. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников / Учебное пособие. - М.: Академия, 1998. - 192с.
61. Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М., 1978.
3,000 руб.