ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. Дети с этим дефектом плохо справляются со звуковым анализом слов, встречают затруднения в чтении и допускают грубые нарушения письма /пропуски, перестановки букв, замена их/, что является причиной их неуспеваемости.
При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда.
Все недостатки звукопроизношения важно устранить еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный для корректировки дефект. Кроме того, важно помнить, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива для исправления.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем это приводит к тому, что ма-лыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное и личност-но-ориентированное воздействие на нарушенные звенья фонетико-фоне-матической системы позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.
Цель исследования - выявление особенностей развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, которые определяют направления и приемы логопедического воздействия на дошкольников с целью коррекции речевого дефекта.
Объект исследования - исследование фонематического развития детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - особенности развития фонематического восприятия детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи будет успешна при условии развития слухового внимания и слуховой памяти, формирования навыков узнавания неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу, дифференциации слогов, дифференциации фонем, навыков элементарного звукового анализа.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста в онтогенезе.
2. Изучить характеристику особенностей речи и фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
3. Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи:
4. Проанализировать результаты экспериментальных исследований и проверить эффективность предложенной коррекционной работы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование позволит проанализировать проблему развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с точки зрения разных исследователей, выявить особенности развития фонематического восприятия у детей с ОНР.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы логопедами, педагогами и психологами при обследовании фонематического восприятия и организации коррекционной работы логопедических групп дошкольного образовательного учреждения, в поиске эффективных путей преодоления дефектного звукопроизношения и формирования готовности к звуковому анализу у детей с общим недоразвитием речи.
Методологическая база исследования.
-исследования физиологических механизмов речи Н.И. Жинкина. А.Р. Лурия, В. И. Бельтюкова;
- принцип связи речи с другими сторонами психического развития, выдвинутый Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и др.;
- учения о функциональных системах речи А.В. Запорожца, Л.А. Венгера.
Методы исследования:
Теоретические: изучение литературы; анализ; синтез.
Эмпирические: тестирование; наблюдение; сбор анамнестических сведений.
База исследования. Исследовательская работа проводилась на базе ДОУ №1 «Журавушка» с. Бижбуляк Республики Башкортостан в старшей логопедической группе для детей с ОНР.
В эксперименте участвовало 10 детей 5-6 лет с логопедическим заключением - общее недоразвитие речи третьего уровня. Экспериментальное исследование проводилось с 27 октября по 14 ноября 2005 года.
Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводам по главам, заключения, списка литературы, приложений.
2,500 руб.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 6
1.1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы развития фонематического восприятия у детей 6
1.2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе 11
1.3. Особенности речи и состояние фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 14
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 20
2.1. Задачи констатирующего этапа исследования, характеристика выборки исследования 20
2.2. Методика обследования фонематического восприятия 21
2.3. Анализ данных констатирующего эксперимента 26
Вывод по второй главе 35
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ 36
3.1. Методика развития фонематического слуха и фонематического 36
восприятия 36
3.2. Содержание и организация коррекционно-развивающей работы 39
3.3. Результаты формирующего эксперимента 49
Выводы по третьей главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
ЛИТЕРАТУРА 61
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….66
2,500 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.
Признаком фонематического недоразвития у детей с заключением «с общим недоразвитие речи» чаще всего является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы:
Результаты констатирующего эксперимента показали, что недостаточное различение фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематического восприятия.
Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного обследования фонематического слуха, выявления особенностей фонематического восприятия.
Методика «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста» (авт. В. В. Коновален-ко, С. В. Коноваленко) является эффективным диагностическим инструментом для выявления особенностей развития фонематического восприятия дошкольников.
Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит - для определения направления коррекционной работы, правильного ее планирования.
Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия детей будет успешной при объединении усилий логопеда, воспитателей и родителей по преодолению фонематического недоразвития у детей.
А так же при условии развития слухового внимания и слуховой памяти, формирования навыков узнавания неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу, дифференциации слогов, дифференциации фонем, навыков элементарного звукового анализа.
Таким образом, цели исследования были достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена.
В результате исследования нами были предложены рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других - в ее задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих - ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.
При этом нужно учитывать следующие положения.
Умение опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно ими овладеет.
Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки - фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путем специальной операции они выделяются при анализе. Лишь после того ими можно оперировать как самостоятельными единицами и проводить наблюдение за ними в составе слоговых цепочек и в изолированном произнесении.
Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференцировании фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того как ребенок научится узнавать тот или другой звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.
Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно исключить собственное проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала.
Проговаривания ребенка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.
Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).
Такая последовательность работы позволяет очень рано включать упражнения в различении звуков, что способствует спонтанному появлению в речи детей новых звуков и значительно облегчает 2-й этап работы над дифференциацией. Благодаря развившемуся слуховому контролю этот этап завершается значительно быстрее.
Большое внимание уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых в значительной мере зависит внятность речи. Кроме того, правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова.
На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.
С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития
2,500 руб.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
2. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. Учебное пособие - М.: Общество "Знание" РСФСР, 1991.
3. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: МГУ, 1989. - 158 с.
4. Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Ж. Дефектолог. - 1983. - № 2. - С. 28.
5. Валявко С.М. Ежедневник логопеда детского сада. - М.: АСТ, 2001. - 255 с.
6. Галанов А.С. Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
8. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.
10. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М. , 1958, с. 205.
11. Жинкин Н. Язык. Речь. Творчество. - М. Лабиринт 1998.
12. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с.
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Феличева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.
14. Зуева Л.Н. Настольная книга логопеда. - М.: АСТ, 2005.
15. Илюк М. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. - М.: Каро, 2004. - 40 с.
16. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985. – 195 с.
17. Коноваленко В. В., Коноваленко СВ. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Методическое пособие для логопедов - М.: "Издательство "Гном и Д", 2001.
18. Коноваленко В. В., Коноваленко СВ. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов - М.: "Издательство "Гном и Д", 2001.
19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР (3-й уровень). 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь): Метод. пособие для логопедов. - М.: Гном и Д, 2004. - 114 с.
20. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / под редакцией Ю. Ф. Гаркуши - М.: Секачев В.Ю. Институт общегуманитарных исследований, 2002.
21. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / АН СССР. Ин-т языкознания; Отв. ред. Е.С. Кубрякова. - М.: Наука, 1991. - 239 с.:
22. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПБ., 1999.
23. Левина Р.Е., Никотина Н. А. Общее недоразвитие речи у детей // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
24. Логопедия: Учеб. студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений / Под редакцией Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
25. Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет Планирование, конспекты занятий, игры, упр. - М.: ТЦ Сфера. - 112 с.
26. Методы обследования речи детей: Пособие для диагностики речевых нарушений/ Под общ. ред. Г.В.Чиркиной. – М.: Аркти, 2003. – 240 с.
27. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
28. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). - М.: "Детство-Пресс" - 2004, 47 с.
29. Новиковская О. Д. Развитие звуковой культуры у дошкольников. Логопедические игры и упражнения - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
30. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. В. Волосовец, Н. В. Горина, Н. И. Зверева и др. Под редакцией Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
31. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968.
32. Парамонова Л. Г. Как воспитать гения. Упражнения для развития речи - М: ООО "Издательство АСТ", 2003.
33. Парамонова Л. Логопедия для всех. - СПб.: Питер, 2004.
34. Понятийно-терминологический словарь логопеда. /Под редакцией В.И. Селиверстова - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
35. Правдина О. В. Логопедия. – М., «Просвещение», 1973. – 272 с.
36. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегумунитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 256 с.
37. Психолого-педагогическая диагностика/И.Ю. Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; По общ. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
38. Рыбина А. Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. - Волгоград, издательство "Учитель", 2001.
39. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений .- Владос, 2003 (Вологда: Полиграфист, ООО).- 368 с.
40. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2000.
41. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа .- СПб.: Детство-Пресс, 1999.
42. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб., 1999.
43. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. альбом дошкольника : Пособие для логопедов, воспитателей и родителей .- М.: Гном и Д, 2001 (Домодедово: ДПК).- 32 с.
44. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада. /Под редакцией Ф. А. Сохина. - М.:Просвещение. 1991.
45. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М.: Издательство института психотерапии, 2001.
46. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 287 с.
47. Феличева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. - М., 1992.
48. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.-223 с.
49. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей - М.: "Издательство "Гном и Д", 2000.
50. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М: Просвещение, 1989.
51. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Практические и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа) - М.: Школьная Пресса, 2003.
52. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.
53. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1993.
54. Флерова Ж. М. Логопедия. Серия "Учебники, учебные пособия". - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
55. Хватцев М. Е. Логопедия: Работа с дошкольниками - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.
56. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений; Т.II / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. – М., 1997.
57. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
58. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманитарный из дательский центр ВЛАДОС, 2000.
59. Шаховская С. Н., Шостак Б. И. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий//Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978. - с.:4-16.
60. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие/Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Изд.центр «Академия», 2003. - 240 с.
61. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте// Избранные психологические труды. - М., 1989.
2,500 руб.