Введение
Содержание
Заключение
Литература
Самостоятельная художественная (культурная) деятельность детей представляет собой совокупность действий, связанных с
восприятием произведений художественной литературы и искусства, с исполнением и оценкой результатов деятельности. Она является
высшим достижением культурной деятельности под руководством педагога.
К самостоятельным действиям детей побуждают различные причины: интерес к произведениям, стремление научиться играть на
каком-либо музыкальном инструменте, выразительно прочитать стихотворение, рассказать сказку, придумать и рассказать свою
собственную историю, рисовать, показать спектакль.
В художественно-речевой деятельности дети с удовольствием воспроизводят праздник, участниками которого они были, вносят
свою интерпретацию, свой замысел в содержание, оформление, проведение игры. Становление и развитие самостоятельной
художественной деятельности происходит у детей при наличии интереса к ней, имеющихся у них способов самостоятельных действий,
дающих возможность применить знания и умения в новых условиях, при косвенном педагогическом руководстве взрослого, учитывающего
индивидуальные особенности дошкольников, при обращении к методическим приемам.
Самостоятельная музыкальная деятельность складывается под влиянием музыкальных занятий. Часто самостоятельная музыкальная
деятельность у детей развертывается на фоне какой-либо другой художественной деятельности — изобразительной, художественно-
речевой, театрально- игровой. Знакомые песни дети могут драматизировать, передавая их содержание с помощью игровых действий. В
театрализованных играх обычно соединяются почти все виды художественной деятельности детей. Здесь имеют место и музыкальная, и
художественно-речевая, и изобразительная деятельность.
Одним из условий успешного развития самостоятельной художественной деятельности детей является умелое руководство ею со
стороны педагога. Однако руководство это должно носить косвенный характер. Поэтому, планируя работу с детьми, педагог должен заранее
продумать и методы руководства самостоятельной деятельностью. Руководство самостоятельной художественной деятельностью требует
индивидуального подхода, творческого взаимодействия педагога и ребенка.
Цель данной работы – изучить и выявить влияние игры – драматизации на речевое развитие ребенка.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме:
выявить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
рассмотреть значение игры – драматизации для развития речи детей;
провести исследование на выявление влияния игры – драматизации на речевое развитие дошкольников.
1,200 руб.
Введение 3
1. Теоретические аспекты развития речи 5
1.1. Основные взгляды психологов и педагогов на развитие речи 5
1.2. Особенности развития речи старших дошкольников 9
2. Игра – драматизация как средство развития речи дошкольника 13
3. Исследование влияния игры – драматизации на уровень развития речи 21
3.1. Организация исследования и диагностика детей 21
3.2. Формирующий этап эксперимента с использованием игры – драматизации 24
3.3. Диагностика детей после проведения обучения 27
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 33
1,200 руб.
Речь является необходимым компонентом современного общества. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы,
определенной для каждого возрастного этапа.
Владение связной речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры
языка, словарного состава, грамматического строя и проходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической,
фонетической.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное
обучение, направленное на освоение ребенком языка. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер
речи.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и
нравственного воспитания детей.
Проведенное исследование показало, что чтение, проведение бесед, пересказывание и сочинение сказок незаменимы при условии, что
они содействуют повышению не только речевой, но и познавательной, и художественной деятельности детей.
По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько связно, интересно, живо умеет рассказывать и сочинять, можно судить об
уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и
эмоционального развития.
В процессе формирующего эксперимента было отмечено, что, используя театрализованные игры, нельзя отвергать других методов и
приемов работы. В работе необходимо помнить, что:
Театрализованная игра должна стать частью занятия или режимного момента.
Проводить такие игры надо систематически.
Выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей.
Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую моторику.
В театрализованных играх следует разрабатывать речевые ситуации, способствующие развитию речи в процессе общения и речевых навыков.
Театрализованные игры целесообразно использовать и как средство для преодоления речебоязни.
Распределяя роли в игре-драматизации, учитывалось, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период
логопедической работы. Важно дать ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог,
перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или
находчивую Машу. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно
вступать в речь, справляясь с волнением.
1,200 руб.
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.— М.: Просвещение, 1983.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: ВЛАДОС, 2005.
Выготский Л.С. Психология.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Калинина Р.Р. Психолого – педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Педагогика, 1982. - Т.1.
Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. –
2001. - №8. – С.34-41.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. – Т.1.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.
Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и
методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – С. 319 – 331.
Романова И.А. Психология и педагогика. – М.: Экзамен, 2005.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института,
2002.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного
возраста. – М.: Академия, 1999. – С.126 – 143.
Умственное воспитание детей дошкольного возраста. /Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.А.Сохина.- М.: Педагогика, 1984.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Просвещение, 1974. – Т.1.
Фомичева Г.А., Федоренко Л.П., Лотарев В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984.
Чистякова М. И. Психогимнастика.— М.: Просвещение, 1990
1,200 руб.