Актуальность темы дипломной работы. В последние годы становится все более очевидным, что социально-экономические преобразования в России повлекли не только позитивные, но и негативные последствия, в частности, криминализацию ключевых отраслей экономики. Анализ состояния борьбы с преступлениями в сфере экономики свидетельствует о том, что с 1995 по 2007 гг. рост их количества составил от 15 до 25 %. В 2005 г. зарегистрировано 110,3 тыс. экономических преступлений, 2006 г. – 114,8 тыс., 2007 г. – 119,2 тыс., из которых 34 % составляют тяжкие и особо тяжкие .
Следственно-судебная практика показывает, что в силу слабых профессиональных качеств оперативные работники не всегда могут своевременно выявить криминальные процессы в экономике, следователи – собрать все необходимые доказательства, установить круг подозреваемых лиц, а ревизоры, аудиторы и судебные эксперты – полно и грамотно провести проверки и экспертизы. Пробелы в законодательстве обусловливают возможность использования преступниками системы многоплановых схем преступных действий с изощренными способами подлогов в документах бухгалтерского учета и отчетности, в том числе в сфере торговли и общественного питания. Под видом законных хозяйственно-финансовых операций похищаются основные средства, сырье, готовая продукция, товары, денежные средства, которые легализуются и снова используются для совершения преступлений.
В указанных условиях требуется глубокое исследование и научное обоснование теоретических положений уголовного процесса, криминалистики, судебной экспертизы, оперативно-розыскной деятельности, судебной бухгалтерии с точки зрения интеграции в эти науки современных достижений экономических, бухгалтерских, налоговых знаний в исследовании документов, обобщить данные правоприменительной практики об экономических преступлениях, совершаемых в сфере торговли и общественного питания. Такой подход актуализирует проблему методов изучения документов бухгалтерского учета в предприятиях торговли и общественного питания в целях выявления, расследования и предупреждения преступлений в сфере экономики.
В настоящее время деятельность по изучению и обобщению материалов следственно-судебной, ревизорской и судебно-экспертной практики по делам о преступлениях в сфере торговли и общественного питания носит не системный, а ситуативный характер (исследуются лишь отдельные обстоятельства в определенной обстановке). Это существенно снижает качество имеющихся частных криминалистических методик по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений в названной сфере, препятствует системному развитию юридической науки в целом, обедняет оперативно-розыскную, следственную, прокурорскую, судебную, ревизорскую и экспертную практику. В сложившейся обстановке важно выявление и исследование закономерностей функционирования механизма преступных действий, совершаемых с использованием документов и данных бухгалтерского учета.
Одно из направлений исследования следует связать с определением сущности системы, цели и задач хозяйственно-финансового контроля, обоснованием классификации его форм, правовой регламентации и организации проведения. Второй аспект предусматривает разработку и апробацию оптимального инструментария, состоящего из комплекса общих и частных методов и приемов фактического и документального контроля в бухгалтерском учете, обеспечивающих эффективное установление признаков преступных хозяйственно-финансовых операций. Это можно осуществить лишь на основе собранных и обобщенных данных, позволяющих упорядочить систему непротиворечивых и взаимодополняющих знаний. Полученные результаты позволят выявить не только объективные закономерности отражения механизма преступных хозяйственных операций, но и определить реальные возможности применения методов, приемов его проверки и исследования для своевременного сбора и процессуального закрепления всех необходимых доказательств преступлений.
Изложенное предопределило актуальность и выбор темы дипломной работы, в котором комплексно изучаются теоретические и практические проблемы исследования документов бухгалтерского учета по делам о преступлениях в сфере торговли и общественного питания...
3,000 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в дипломной работе можно сделать следующие выводы.
Тенденция к росту экономической и налоговой преступности в России тесно связана с теневой экономикой, наносящей ущерб национальным интересам государства, его экономической безопасности. В системе обеспечения экономической безопасности значительную роль играет организация государственного контроля торговых отношений и общественного питания. Торговля и общественное питание как вид предпринимательской деятельности - важный сектор современной рыночной экономики. В 2007 г. в России объем доходов организаций торговли (оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) являлся первой по величине составляющей объема валового внутреннего продукта (17,7%) .
Торговля является источником поступления текущих денежных средств, непосредственно влияющих на финансовую стабильность государства. Именно поэтому экономические правонарушения, совершаемые организациями, главным образом, розничной торговли, приводят к серьезным негативным последствиям, таким как: сокращение бюджетных расходов; искажение реального состояния платежного баланса; провоцирование инфляции; нанесение материального ущерба, возмещение которого ложится дополнительным бременем на экономику страны или отдельного субъекта; изменение структуры потребления и др.
Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета.
В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное предоставление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их
использования.
Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:
- Проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учёте;
- Контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
- Контроль за финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и т.д.); за правильностью расчётов с поступлением в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов;
- Учёт расходования фонда заработной платы, выявление соотношения между ростом эффективности труда и средней заработной платы;
- Выявление возможности для снижения издержек, обращение и повышение рентабельности производства (издержки обращения покрываются за счёт торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счёт торговых наценки образуется и прибыль; поэтому, чем ниже уровень издержек обращения, тем больше часть торговой наценки идёт на образование прибыли);
- Контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств. Для правильного и своевременного учета должны быть установлены чёткие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также своевременно и качественно необходимо проводить инвентаризации и ревизии.
Общепринятым носителем информации признан бумажный носитель, именуемых первичным документом. В ФЗ «О бухучёте» устанавливается, что каждая операция по приёму, выдаче денежных средств и материальных ценностей сопровождается составлением первичных учётных документов, а участвующие в операции физические лица и представители юридических лиц должны получить полноценные копии этих документов.
Бухгалтерский документ – это письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность за доверенные им ценности. Наименований бухгалтерских документов – более 1,5 тысячи. Классификация бухгалтерских документов.
Борьба с противоправными деяниями в сфере экономики, в том числе торговли и общественного питания, является приоритетной задачей правоохранительных органов. В то же время целый ряд проблем, связанных с методами расследований в сфере розничной торговли и общественного питания, остается нерешенным. В связи с этим необходимо выработать принципиально новые подходы к организации борьбы с экономическими правонарушениями в этой сфере.
Обобщая изложенное во второй главе дипломной работы, можно сделать вывод, что для подготовки и проведения выемки документов бухгалтерского учета в организациях торговли и общественного питания, целью которых является обнаружение и изъятие имеющей значение для дела документации необходимо выполнить все вышеописанные нами мероприятия, направленные на повышение эффективности данных следственных действий. При этом особое внимание следует уделить:
- подбору соответствующего специалиста для участия в указанных следственных действиях и получению у него предварительных консультаций относительно подлежащей изъятию документации;
- принятию мер к привлечению понятых, обладающих хотя бы поверхностными сведениями в области бухгалтерского учета;
- обязательному изъятию черновых записей, неофициальной учетной документации, а также документов, содержащих не оговоренные исправления, подчистки, допечатки.
Обследование документов бухгалтерского учета является важным следственным действием, позволяющим выявить, содержатся ли в изъятых документах бухгалтерского учета сведения, указывающие на обстоятельства совершения расследуемого преступления (подлог, подчистка, исправление самих документов, содержание в них сведений бухгалтерского учета не соответствующих действительности). Приобщение к материалам уголовного дела изъятых документов бухгалтерского учета происходит путем вынесения следователем соответствующего постановления, в случае, если изъятые документы бухгалтерского учета отвечают требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законодательством к доказательствам: относимости, допустимости, достаточности.
Обобщая изложенное в третьей главе дипломной работы, можно сказать, что инвентаризация – это проверка на определённую дату соответствия наличия имущества и расчётов данным бухгалтерского учёта. К числу государственных органов, которые вправе проводить проверки на любом предприятии в силу своей компетенции, относятся: Прокуратура РФ (на основании ФЗ «О прокуратуре»), органы милиции (на основании закона «О милиции»), Инспекции МНС (на основании Закона «О государственной налоговой службе), КРУ Минфина (на основании Положения о нём), Налоговая полиция, Пенсионный фонд РФ, СЭС, Антимонопольный комитет, Энергонадзор, органы статистики, комитет по земельной реформе, Госкомцен, Госстандарт, архитектурно-строительный надзор и т.д.
Инвентаризация проводится на определённый момент путём пересчёта, обмера, взвешивания ценностей с последующим сопоставлением фактического наличия с учётными данными. Существуют хозяйственные процессы, которые не поддаются регистрации и документированию в момент их совершения: потери материальных ценностей в результате естественной убыли; ошибки при приёме и отпуске товаров, в результате чего образуется пересортица (ошибочно выдали 2 сорт вместо 1); злоупотребление: обвес, обмер, хищение ценностей; результат ошибки в учётных записях.
Значение инвентаризации – это фактический контроль за сохранностью имущества.
Ревизия – это важнейшее средство документального последующего контроля, производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций или отдельных должностных лиц за определенный период времени, производимой на основании приказа или распоряжения правомочного должностного лица подчиненными ему работниками – специалистами в соответствующих областях знания. Ревизия является одним из важнейших способов проведения аудита. Она входит в первоочередные функции органов государственного и ведомственного контроля.
Судебная экспертиза – это уголовно-процессуальное действие, назначаемое постановлением дознавателя, следователя, прокурора (определением суда) и состоящее в производимом по поручению правоохранительных органов исследовании выявленных по делу материалов и объектов и даче заключения лицами, сведущими в науке, технике и других специальных отраслях знаний.
Бухгалтерская экспертиза по требованию правоохранительных органов назначается, как правило, после проведения ревизии финансовой деятельности, которая выявила нарушения действующего законодательства и установила сумму причиненного ущерба, что стало предметом юридического расследования. Однако ревизия финансово-хозяйственной деятельности может проводиться также по решению правоохранительных органов в момент проведения бухгалтерской экспертизы, если ранее проведенной ревизией собрано недостаточно доказательств, подтверждающих сумму ущерба, недостач и т.п.
Поэтому бухгалтерская экспертиза имеет много общего с ревизией финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта по требованию правоохранительных органов, но между ними есть и существенные различия.
Судебно - бухгалтерская экспертиза не существует вне уголовного или гражданского дела, ей не присущи контрольные функции, так как ее назначение - получить новое доказательство по конкретному делу, основанное на специальных знаниях. Ревизия проводится собственником, вышестоящей организацией с целью контроля за финансово - хозяйственной деятельностью и оценки состояния организации торговли и общественного питания, обеспечения сохранности активов. В исключительных случаях ревизия может проводиться по инициативе правоохранительных органов. Акты и выводы ревизии (заключение аудитора) могут служить доказательством по делу, но не могут рассматриваться как заключение экспертизы, поскольку последняя имеет особое процессуальное значение и проводится в установленном законом процессуальном порядке. Во время проведения ревизии комплексно исследуется финансово - хозяйственная деятельность организации с целью устранения имеющихся недостатков и улучшения состояния учета, а при проведении судебно - бухгалтерской экспертизы рассматривается ограниченное число вопросов, определенных следственными или судебными органами.
Таким образом, назначение и производство ревизий (проверок) в ходе расследования преступлений (особенно экономической направленности) является, на наш взгляд, необходимым процессуальным действием, а акт ревизии (проверки), как иной документ, обладает такой же доказательственной силой, что и заключение эксперта.
3,000 руб.
Нормативно-правовые акты
1. "Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 29.12.2001, с изм. от 26.11.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2002) // "Свод законов РСФСР", т. 8, с. 613.
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 14.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 24.11.2008) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
5. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 13.10.2008) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
6. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 02.12.2008) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
7. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 22.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
8. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 25.11.2008) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
9. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 03.12.2008) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
10. Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 02.10.2007) "О милиции" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16, ст. 503.
11. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 27.07.2006) "О налоговых органах Российской Федерации" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 11.04.1991, N 15, ст. 492.
12. Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 12.05.1995) // "Собрание законодательства РФ", 19.06.1995, N 25, ст. 2343.
13. Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 29.03.2008) "О Счетной палате Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.11.1994) // "Собрание законодательства РФ", 16.01.1995, N 3, ст. 167.
14. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) // "Собрание законодательства РФ", 25.11.1996, N 48, ст. 5369.
15. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 27.10.2008) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999) // "Собрание законодательства РФ", 05.04.1999, N 14, ст. 1650.
16. Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 05.04.2001) // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2291.
17. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 01.12.2007, с изм. от 27.10.2008) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431.
18. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 10.05.2007) "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" // "Собрание законодательства РФ", 25.08.1997, N 34, ст. 3980.
19. Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 N 569 (ред. от 22.02.2001) "Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами" // "Собрание законодательства РФ", 15.06.1998, N 24, ст. 2733.
20. Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 N 270 (ред. от 30.12.2000) "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы" // "Собрание законодательства РФ", 22.03.1999, N 12, ст. 1484.
21. Постановление Правительства РФ от 07.06.2001 N 444 (ред. от 08.05.2002) "Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий" // "Собрание законодательства РФ", 11.06.2001, N 24, ст. 2456.
22. Приказ Минторга РСФСР от 28.11.1988 N 229 (ред. от 25.06.1991) "Об утверждении Альбома форм первичной учетной документации в торговле и общественном питании" // СПС «КонсультантПлюс»
23. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" // "Бухгалтерский учет", N 12, 1995.
24. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 26.03.2007) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 23, 14.09.1998.
25. Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н (ред. от 30.12.1999) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.1998 N 1673) // "Российская газета", N 10, 20.01.1999.
26. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства" // "Бухгалтерский учет", N 3, 1999.
27. Приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 N 89н/1033/717 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно - ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)" // СПС «КонсультантПлюс»
28. Приказ Минфина РФ N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10.03.1999 "Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.06.1999 N 1804) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 27, 05.07.1999.
29. Приказ Минфина РФ от 14.04.2000 N 42н "Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации" // "Финансовая газета", N 23, 2000.
30. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 18.09.2006) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" // "Экономика и жизнь", N 46, 2000.
31. Письмо Минфина СССР от 03.09.1982 N 128 "Об Инструкции о порядке учета тары-оборудования" (утв. Минфином СССР, Минторгом СССР, Госбанком СССР, ЦСУ СССР, Центросоюзом СССР 03.09.1982 N 127/20-3/100/485/13-05/2И-16/141) // "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР", 1983, N 3.
32. Письмо Роскомторга от 11.07.1995 N 1-955/32-7 "О нормативной и технологической документации для предприятий общественного питания" // СПС «КонсультантПлюс»
33. Письмо Роскомторга от 15.07.1996 N 1-806/32-9 "О действующей нормативной документации для предприятий общественного питания" // СПС «КонсультантПлюс»
34. Письмо Минздрава РФ от 22.05.2002 N 2510/5140-02-32 "О санитарно - эпидемиологической экспертизе продукции" // "Новая Аптека", N 10, 2002.
35. Приказ Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст "Об утверждении национального стандарта" // СПС «КонсультантПлюс»
36. "Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации" (утв. Указом Президиума ВС СССР от 13.07.1976) (ред. от 23.05.1986) // "Ведомости ВС СССР", 1976, N 29, ст. 427.
37. "Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли" (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5) // "Российский налоговый курьер", N 12, 1999.
38. "Инструкция о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по количеству" (Утв. Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6) (ред. от 14.11.1974, с изм. от 22.10.1997) // "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР", 1975, N 2.
39. "Инструкция по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта" (утв. Минпищепромом СССР 25.09.1985) // СПС «КонсультантПлюс»
40. Инструкция Госарбитража СССР от 15.10.1990 "О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов" // "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР", 1991, N 4.
41. "Услуги общественного питания. Общие требования. ГОСТ Р 50764-95" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.04.1995 N 200). - М., ИПК Издательство стандартов, 1995.
42. "Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании" (формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132) // СПС «КонсультантПлюс»
43. "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия. ГОСТ Р 50763-2007" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 474-ст). - М., Стандартинформ, 2008.
44. Постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" (вместе с "Общероссийским классификатором видов экономической деятельности" ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1)) (Введен в действие 01.01.2003, в период с 01.01.2008 по 01.01.2011 также применяется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1)) // СПС «КонсультантПлюс»
45. Закон г. Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" // "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 70, 16.12.2008.
Специальная научная и учебная литература, книги, брошюры, диссертации
46. Абрамова Н.В. Розничная торговля: учет и налоги. – М.: Вершина, 2008. – 240 с.
47. Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет и документооборот в оптовой и розничной торговле (сер. Эталон). – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 704 с.
48. Айдаров Б.Б. Сущность и правовые формы изъятия (получения) предметов и документов правоохранительными органами. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09. - М., 1999. - 199 c.
49. Борисов А.Н. Комментарий к положениям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по проведению судебно-налоговых экспертиз, ревизий и документальных проверок. – М.: Юрлитинформ, 2004. – 224 с.
50. Бородина В.В. Инвентаризация в бухгалтерском учете. – М.: Городец, 2005. – 320 с.
51. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: Учебник. – М.: Инфра-М, 2007. – 352 с.
52. Бурков И.В., Мурзиков А.В. Заключение эксперта как вид доказательств. - Владимир: Тип. "Транзит-Икс", 2001. - 151 c.
53. Инвентаризация: бухгалтерская и налоговая / Под ред. Касьяновой Г.Ю. – М.: АБАК, 2008. – 272 с.
54. Кислов Д.В. Учет товаров в торговле (Pocket-book для бухгалтера). – М.: ГроссМедиа, 2005. – 144 с.
55. Кузнецова В.А. Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятиях торговли. – М.: Бератор-Паблишинг, 2007. – 352 с.
56. Куликова О.А., Перетятко М.Ю. Бухгалтерский учет в общественном питании: Учебное пособие (Сер.: Среднее профессиональное образование). – М.: Феникс, 2007. – 352 с.
57. Курс криминалистики. В трех томах. Том 3. Криминалистическая методика: Методика расследования преступлений в сфере экономики, взяточничества и компьютерных преступлений: Учебное пособие / Под ред. Коршуновой О., Степанова А. – М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004. – 608 с.
58. Луценко О.А. Тактика проведения обыска и выемки. Учебно-практическое пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2003. - 96 c.
59. Николаева Г.А., Сергеева Т.С. Бухгалтерский учет в общественном питании. – М.: А-Приор, 2008. – 256 с.
60. Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в торговле: Учебно-практическое пособие. – М.: А-Приор, 2008. – 352 с.
61. Остроумов С.С., Фортинский С.П. Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы. Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрид. лит., 1969. - 296 c.
62. Подволоцкий И.Н. Осмотр и предварительное исследование документов (Сер.: Библиотека криминалиста) / Под ред.: Зинина А.М. – М.: Юрлитинформ, 2004. – 200 с.
63. Поташник Д.П. Технико-криминалистическая экспертиза документов и ее роль в судебном доказывании. – М.: ЛексЭст, 2004. – 144 с.
64. Пошюнас П.К. Применение бухгалтерских познаний при расследовании и предупреждении преступлений. - Вильнюс: Минтис, 1977. - 197 c.
65. Ромашов А.М. Судебно-бухгалтерская экспертиза. - М.: Юрид. лит., 1981. - 128 c.
66. Россинская Е.Р. Судебно-бухгалтерская экспертиза: Учебное пособие / Под ред. Россинской Е., Эриашвилли Н. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 352 с.
67. Сидоров А.А. Проблемы организации участия специалистов в расследовании преступлений. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09. - Краснодар, 2000. - 220 c.
68. Сидоров А.А. Организация участия специалистов в расследовании преступлений. Учебное пособие / Науч. ред.: Зеленский В.Д. - Краснодар: Изд-во Кубан. гос. аграрн. ун-та, 2001. - 167 c.
69. Соснаускене О.И. Бухгалтерский учет в торговле (Сер.: Профессиональный бухгалтер). – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Омега-Л, 2008. – 336 с.
70. Ушаков А.Ю. Участие специалиста в расследовании экономических преступлений: уголовно-процессуальные аспекты. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2008. – 30 с.
71. Фортинский С.П. Судебно-бухгалтерская экспертиза. - М.: Госюриздат, 1962. - 237 c.
72. Хамидуллина Г.Р. Ревизия и контроль на предприятиях торговли. Учебное пособие / Под ред. Мельник М. – М.: КноРус, 2004. – 96 с.
73. Хамидуллина Г.Р., Гусарова Л.В., Ягудина Г.Г. Судебно-бухгалтерская экспертиза: Учебное пособие. – М.: Бухгалтерский учет, 2008. – 104 с.
74. Шадрин В.В. Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 464 с.
75. Швецова С., Климин А. Кредит в розничной торговле. Путь к увеличению продаж (Сер. Розничная торговля). – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
76. Шумак Г.А. Применение следователем бухгалтерских познаний при расследовании хищений социалистической собственности. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09. - Минск, 1980. - 213 c.
77. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Проверка торгового предприятия. Практическое руководство. – М.: Дело и сервис, 2000. – 608 с.
Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов
78. Громов Н.А., Гущин А.Н., Попова Е. Заключение эксперта как источник доказательств // Следователь. Федеральное издание. № 9. 2002. С. 13-15.
79. Джумамуратов Ш.Я. Некоторые вопросы назначения документальных ревизий при расследовании преступлений // Вопросы совершенствования методики расследования преступлений. – Ташкент: НИиРИО Ташк. ВШ МВД СССР, 1984. С. 54-60.
80. Сатуев Р.С. Технология следственного осмотра документов бухгалтерского учета по преступлениям экономической направленности // Труды академии управления МВД России. № 4. 2007. С. 80-84.
3,000 руб.