Введение
Содержание
Заключение
Литература
Кто не слышал о ДЦП – детском церебральном параличе? Наверное, все слышали. Но в обществе как-то не принято говорить об этом заболевании. Родители больных детей подчас не спешат обращаться за помощью к специалистам, иногда даже отказываются от оформления пенсий своим детям. К сожалению, к ДЦП отношение почти такое же, как к проказе или СПИДу. Считается, что заболевание это "нехорошее", связанно с "плохой" наследственностью или вредными привычками родителей.
Актуальность выбранной нами темы очевидна. Детский церебральный паралич (ДЦП) - одно из самых тяжелых заболеваний нервной системы у детей, затрагивающее наряду с двигательным анализатором речевую и психоинтеллектуальную сферы, вызывающее вторичные нарушения во внутренних органах и опорно-двигательном аппарате.
Наибольшую актуальность в последние десятилетия проблема ДЦП получила не только вследствие роста распространенности заболевания, но и в связи с улучшением организации медицинской и социальной помощи детям, развитием комплексной и системной реабилитации.
С того момента, как в медицинской карте ребенка появляется аббревиатура ДЦП, его близких не покидает чувство страха, горя и обреченности, поскольку в их понимании подобный диагноз означает беспомощность и изоляцию от обычной, полноценной жизни. Увы, детский церебральный паралич вылечить нельзя. Но во многих случаях родителям при помощи специалистов вполне по силам воспитать больного ребенка так, чтобы он чувствовал себя счастливым и востребованным человеком.
Число больных ДЦП оценить довольно сложно. По разным данным, сегодня во всем мире этим заболеванием страдает от 3 до 12 детей из 1000. Причем ДЦП не является болезнью слаборазвитых стран. Дети с таким диагнозом примерно с одинаковой частотой рождаются и в Швеции и в африканских государствах. В России же официально зарегистрировано около 100 000 пациентов. Печально, но количество больных год от года возрастает. Связано это с плохой экологией, нездоровым образом жизни родителей и, как это ни странно звучит, с успехами медицины. Благодаря современным методам выхаживания и реанимации увеличивается количество спасенных медиками детей, многие из которых имеют серьезные проблемы со здоровьем. Ранее такие дети не выживали, теперь же они составляют значительную часть больных ДЦП.
Прежде чем принимать меры к социальной адаптации малыша, страдающего ДЦП, важно ознакомиться с природой возникшей у него патологии, а также с основными трудностями, которые ему предстоит преодолевать. В нашей работе мы рассмотрим все эти вопросы.
Предмет нашей работы: психическое развитие детей с ДЦП.
Объектом исследования стали дети с нарушением опорно - двигательного аппарата.
Нами была поставлена цель: изучить особенности психического развития детей с ДЦП.
В соответствии с целью мы поставили задачи:
- проанализировать психолого – педагогическую, медицинскую литературу по вопросу нарушения опорно – двигательного аппарата (ДЦП);
- рассмотреть общую характеристику данного нарушения;
- изучить особенности развития познавательной сферы и речевого развития детей с ДЦП;
- выявить особенности психического развития детей с ДЦП.
При написании нашей работы мы опиралась на исследования отечественных и зарубежных педагогов – психологов, медиков, таких как Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е.М., Выготский Л.С., Левченко И. Ю., Приходько О. Г. и др.
Работа состоит из введения, двух глав, раскрывающих основные вопросы исследования, выводов по каждой из глав, заключения (обобщения по работе и подведение итогов) и списка литературы.
1,200 руб.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика понятия «Детский Церебральный
паралич»………………………………………………………………………….5
1.1.Что такое ДЦП? Формы ДЦП………………………………………………5
1.2.Особенности развития познавательной сферы детей с ДЦП. Особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи у детей с ДЦП……………………………………………………………………………………..6
Выводы по главе 1……………………………………………………………..18
Глава 2.Особенности развития детей с ДЦП………………………………...19
2.1.Характеристика детей с заболеванием детским церебральным параличом……………………………………………………………………………..19
2.2. Особенности психического развития детей с ДЦП……………………..20
2.3.Особенности речевого развития детей с ДЦП……………………………21
Выводы по главе 2……………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………………….27
1,200 руб.
В некоторых семьях малышу с ДЦП изначально отводится позиция так называемого "немощного сосуда". А действия родителей сводятся лишь к тому, чтобы уберечь свое чадо от "губительных" воздействий внешней среды. При таком подходе дети, как правило, с большим трудом приспосабливаются к самостоятельной взрослой жизни. В кругу семьи они привыкают к тому, что постоянная, каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия. Конечно, малыши с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в большей поддержке со стороны взрослых, чем обычные, но нельзя забывать, что безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни, отсутствию инициативы. Кроме того, у ребенка, воспитанного подобным образом, формируется стойкое потребительское отношение ко всем окружающим (а они вряд ли бросятся на помощь по первому зову). Вот почему очень важно, чтобы у крохи всегда были прямые обязанности, за которые отвечает только он сам. К примеру, во время уборки он может вытирать пыль, а если мама моет посуду, - пристроиться рядом и помыть кукольный сервиз. Важно, чтобы родители не забывали хвалить его даже за малейшее проявление активности и ни в коем случае не показывали своего недовольства - даже если следы "бурной деятельности" маленького хозяина придется устранять несколько часов. Это тот самый случай, когда терпение и определенная самоотверженность взрослых идет на пользу ребенку. Например, самостоятельное одевание способствует укреплению мышц рук, развитию координации движений и ориентировки в пространстве, даже позволяет обогатить активный словарный запас. Вначале пусть кроха оденет на прогулку куклу или плюшевого мишку и при этом объяснит маме, что и как он делает. Задача взрослого - поощрять ребенка говорить не только одно- двухсложными предложениями, но и полными развернутыми фразами. Со временем его речь будет меняться, и с каждой попыткой высказывания будут более похожи на те, которые он слышит от родителей. Впоследствии малышу можно доверить самостоятельно надеть свою шапочку или застегнуть "липучки" на ботинках [9].
В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой или няней), и ему необходимы контакты в детском коллективе. То есть, пора отправляться в детский сад. Этот момент, немаловажный и для здоровых детей, имеет особое значение для малыша с ДЦП. Ведь взаимоотношения со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе.
В крупных городах существуют центры, где обучаются дошколята с ДЦП. Это могут быть отдельные группы для детей с нарушениями в развитии в массовых детских садах, куда принимают малышей не только с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и с задержкой психического развития или с интеллектуальной недостаточностью. Однако подобные учреждения не специализируются на социальной адаптации детей-инвалидов, и малыши с ДЦП не всегда получают там должную помощь. Гораздо эффективнее работают в этом направлении специализированные реабилитационные центры. Здесь дошколятам с церебральным параличом помогают решить проблему одиночества и страха перед окружающими, учат пониманию того, что, несмотря на многие ограничения, вместе можно добиться неплохих результатов, а общаться можно не только с помощью слов.
Если мама и папа хотят воспитать своего малыша полноценной личностью, максимально адаптированной к существованию в обществе, несмотря на тяжелый недуг, им нужно усвоить два золотых правила эффективной работы[9]:
1. У каждого ребенка есть индивидуальный диапазон доступных возможностей, при тщательном изучении которого можно подобрать наиболее адекватную долю нагрузки.
2. Хорошего результата можно достичь лишь в том случае, если опираться на грани возможного, а не оглядываться на прошлые поражения. Залог успеха - это планомерная, терпеливая и целенаправленная работа.
Но главное, что должен знать и чувствовать ребенок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищенным, любимым и желанным. А стремление добиться чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что способен изменить свое положение в обществе. Мамы и папы всегда должны помнить: каждый ребенок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть завтрашние победы и поражения наших детей.
1,200 руб.
1. Астапов В.М. «Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии », М. 1994г.
2. Андрианов В.В., Тараканов О.П., Доценко А.Н. «Физиология мышечного тонуса и произвольных движений». М.: Изд-во ММА им. И.М. Сеченова, 1994.-35с.
3. Андрианов В.В., Тараканов О.П. «Организация двигательного акта человека». В кн.: «Практическое пособие по мануальной терапии».
М.: Изд-во ММА им. И.М. Сеченова,1992г.
4.Богданов О.В., Шемякин А.И. «Изменение возбудимости спинальных мотонейронов в ходе сеансов БОС у больных с различными формами ДЦП». \\Ж.неврологии и психиатрии им. Корсакова, Т.9, вып.5.1993г.
5.Блюменталь О.Н. «Восстановительные мероприятия у детей с патологией опорно-двигательного аппарата» / Блюменталь О.Н. // Открытый мир: Науч.-практ. семинар по адапт. двигат. активности. - М.,2000г
6.Выготский В.С. « Проблемы дефектологии», М. 1995.
7.Гурвич П.Т. «Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии». Журнал «Неврология и психиатрия» №8 за 1997г.
8.Детская патопсихология. Хрестоматия / сост. Белопольская Н.Л., М.1999г.
9.Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е.М. «Воспитание детей с церебральными параличами в семье». — М., 1993г.
10.Левченко И. Ю., Приходько О. Г. «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата». — М., 2001г.
11.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Они ждут нашей помощи», М. «Педагогика»,1991г.
12.»Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигагельного аппарата»/ Под ред. Т.А.Власовой. — М., 1985г.
13.Перхурова И. С., Лузинович В. M., Сологубов Е. Г. «Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции».
M.: Книжная палата, 1996г.
14.Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями / А. Н. Белова, О. Н. Щепетова (ред.). - M., 1998.
15.Унмут С.А., Тараканов О.П. «Основы мануальной диагностики». В кн. «Практическое пособие по мануальной терапии». М.: Изд-во ММА им. И.М. Сеченова, 1992г.
16.Унмут С.А., Тараканов О.П. Практическое пособие по мануальной терапии. М Изд-во ММА им. И.М. Сеченова, 1992г.
17.Усанова О. Н. «Специальная психология», М.1990г.
18.Хохлов А.П., Тараканов О.П., Доценко А.Н. «Комплексный метод снижения стресса у детей-инвалидов». В кн.: «Адаптация организма при стрессовых ситуациях. Анапа, 1995г.
19. Хохлов А.П., Тараканов О.П., Доценко А.Н. «Новый метод снижения уровня стресса у детей-инвалидов. В кн.: Антропогенные воздействия и здоровье человека». Калуга, 1995г.
20. Хохлов А.П., Доценко А.Н. Тараканов О.П., Фомичева Г.Н., Петухова Л.М. «Психофизиологические и электроэнцефалографические характеристики детей-инвалидов после лечения аминокислотами. В кн.: «Нейрофизиологические основы формирования психических функций в норме и при аномалиях развития», М., 1995г.
21.Янушенец Н. Ю. «Если Ваш ребенок болен ДЦП», М.,2004г.
1,200 руб.