Готовая курсовая работа
на тему:«Особенности психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V27312
Предмет: Психология
Год: 2008
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество детей, с проблемами в развитии, неуклонно растет.
В ряде исследований убедительно доказана возможность возникновения психических нарушений субклинического и клинического уровня в условиях депривации, характеризующейся недостаточностью или обеднением одной из сторон психической деятельности — интеллектуальной, эмоциональной, сенсорной, моторной, когнитивной.
Особенно ярко эти дефекты проявляются на начальных этапах школьного обучения, когда выясняется, что большинство детей с нарушением интеллекта оказываются не способны к обучению по программе общеобразовательной школы в связи с определенным своеобразием интеллектуальной, познавательной и личностной сфер
Детей с ЗПР отличают низкая познавательная активность, обусловленная несформированностью мотивационной сферы, «интеллектуальная пассивность», проявляющаяся в нежелании решать поставленные задачи, недостаточный уровень развития мыслительных операций: проявления инертности, склонность к использованию первоначально найденных способов решения (Т.В.Егорова, С.Л.Славина, А.Н.Цымбалюк и др.).
В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей к обучению в условиях реформирования системы образования в российском образовании.
2.Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению
В отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению проанализирована в работах Л.С.Выготского (1983), Л.И.Божович (1968), Л.А.Венгера (1978, 1994), Н.Н.Поддьякова (1989), Д.Б.Эльконина (1988) и др. Эти исследования способствовали выработке относительно целостной системы теоретических представлений, в основе которой лежат выделенные Л.С.Выготским и разработанные Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером положения о сформированности центральных новообразований в структуре психологической готовности к школьному обучению. В содержание психологической готовности Д.Б.Эльконин включает новообразования, возникающие в игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте и составляющие основу критического периода при переходе к школьному обучению. Но стоит отметить, что исследование готовности к школьному обучению у детей с нарушениями интеллекта рассмотрены недостаточно.
Актуальность исследования вопроса подготовки детей с нарушениями интеллекта к школе определяется следующими аспектами: согласно исследованиям разных авторов, отмечается рождение большего количества детей с нарушениями интеллекта - число детей с ЗПР колеблется в пределах от 5 до 11 %, а в крупных городах доходит до 30%. Обучение детей с ЗПР проводится в специализированных школах, что снижает возможность интеграции и адаптации дошкольников в социуме. Учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении ориентируется на индивидуальные особенности детей, что делает возможным целенаправленно реализовать коррекционно-развивающие программы, направленные на формирование интеллектуальной, эмоциональной готовности детей с ЗПР к школе. Вышеперечисленные аспекты позволяют считать проблему исследования особенностей подготовки детей с нарушением интеллекта - в нашем случае – с задержкой психического развития – актуальной.
Стоит отметить, что в настоящее время исследование готовности детей с ЗПР проводятся недостаточно часто, остается неразрешенным вопрос о систематизации проведения коррекционной работы с детьми с ЗПР по повышению уровня подготовки к школьному обучению. Несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию психической деятельности детей с различными типами дизонтогенеза (Н.Л.Белопольская, Т.А.Власова, Г.И.Жаренкова, С.Д.Забрамная, И.Ю.Кулагина, Л.В.Кузнецова, В.В.Лебединский, В.И.Лубовский, Е.М.Мастюкова, И.Ф.Марковская, М.С.Певзнер, У.В.Ульенкова), вопросы психологической готовности к обучению в школе детей с ЗПР изучены недостаточно, что и обусловило актуальность настоящего исследования.
3. Объект и предмет, исследования:
Объект исследования: психологическая готовность к школьному обучению.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития.
В работе была поставлена следующая цель: теоретическое и эмпирическое исследование особенностей психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития.
4. Цели и задачи исследования:
В соответствии с определенной выше целью, в исследовании были поставлены следующие задачи исследования:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и рассмотреть структуру психологической готовности детей к школьному обучению;
2.выявить критерии психологической готовности детей к школьному обучению;
3.отметить специфику готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению;
4.провести эмпирическое исследование особенностей психологической готовности к школьному обучению детей с ЗПР;
5.по результатам эмпирического исследования определить направления коррекционной работы по формированию психологической готовности к обучению в школе детей с ЗПР.
5. Независимая, зависимая, контролируемая и промежуточная переменная в исследовании и методики для их измерения:
В качестве независимой переменной выступает нарушение интеллектуального развития обследуемых детей – в нашем случае - задержка психического развития у дошкольников
Зависимая переменная в исследовании – это основные аспекты психологической готовности детей к обучению в школе.
Контролируемая переменная уровень подготовленности детей с ЗПР к школьному обучению.
Промежуточная переменная – нарушения интеллектуального развития, влияющие на общий уровень подготовленности дошкольников к школе.
6.Методики исследования:
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс исследовательских методик:
1) методы сравнительно-сопоставляющего анализа: анализ психолого-педагогической, социологической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта, статистический анализ;
2)методы диагностического исследования, апробированные в психолого-педагогической практике: специально подобранные психологические методики, беседы и наблюдения.
Для проведения эмпирического исследования нами были подобраны следующие методы диагностики:
1.Методика 1. Наглядно-действенное мышление (4 лишний).
2. Методика 2. Соотношение развития мышления и речи.
3. Методика 3. Произвольная зрительная память.
4. Методика 4. Уровень волевой регуляции.
5.Методика 5.Исследование работоспособности.
6.Диагностическая беседа на исследование мотивационной готовности ребенка к школе.
7. Гипотеза исследования:
Наше исследование опирается на предположение о том, что существует различие в уровне подготовленности детей к школе в зависимости от уровня интеллектуального развития – дети с ЗПР будут менее подготовлены к школьному обучению, чем дети с нормальным интеллектом - уровень психической готовности к школьному обучению у дошкольников с ЗПР, зависит от уровня их психологического развития познавательных сфер (интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной).
Базой исследования является ГОУ № 675 компенсирующего вида для детей с ЗПР в ЗАО г. Москвы, расположенное по адресу: ул. 26 Бакинских комиссаров.
8.Библиография:
1. Актуальные проблемы диагностики детей с ЗПР / Под ред. К.С. Лебединской. — М., 1982.
2. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995. - С. 132-142.
3. Борякова, Н.Ю Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н.Ю. Борякова. — М., 1999.
4. Вархотова, Е.К. Экспресс-диагностика готовности к школ / Е.К.Вархотова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазонова. — М., 1999.
5. Венгер А. Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту // Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста. М., 1987.
6. Венгер, А.Л. О критериях готовности дошкольников к школьному обучению / А.Л. Венгер, Е.В. Филипова. — М., 1980.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. Т. 4. М., 1984.
8. Готовимся к школе: Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. —М., 1998.
9. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. Е.А. Бугрименко. — М., 1990.
10. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина — М., 1993.
11. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
12. Димитров И. Готовность ребенка к обучению в школе // Подготовка детей к школе и преемственность между детским садом и школой (на болг. яз.). София, 1986.
13. Защиринская, О.В. Диагностика учащихся с ЗПР в процессе коррекционной работы / О.В. Защиринская // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. — Сиб., 1995.
14. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1986.
15. Ирасек Я., Керн Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития / Под ред. Й.Шванцары (на болг. яз.). София, 1988.
16. Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР / Г.А.Карпова, Т.П. Артьемьева. — Екатеринбург, 1995.
17. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология. 1987. №5.
18. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды:В 2 т. Т. 1, М.,1983
20. Марковская И.Ф. Клиническая и нейропсихологическая диагностика детей с ЗПР / И.Ф. Марковская. — М., 1993.
21. Ребенок идет в школу: Проблемы социальной адаптации / Под ред. М.М. Безруких, С.П. Ефимова. — М., 1996.
22. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И.Рогов.— М., 1996.
23. Ульенкова У.Е. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У.Е. Ульенкова // Вопросы психологии. — 1983. — № 4.
24. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации в детском возрасте // Вопросы психологии. 1974. №4.
Похожие работы:
Введение Актуальность. Про поступающего ребенка в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его ...
Особенности психического развития детей с ДЦП ➨
Кто не слышал о ДЦП – детском церебральном параличе? Наверное, все слышали. Но в обществе как-то не принято говорить ...
Особенности развития речи детей с задержкой психического развития ➨
Введение. Актуальность темы реферата «Особенности развития речи детей с задержкой психического развития» определяется ...
Особенности психического развития заикающихся детей дошкольного возраста ➨
Заиканием называют нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом ...