Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Данная выпускная квалификационная работа посвящена теме «Воспитание младшего школьника на материале английских народных сказок».
Психологические основы процесса воспитания, как формирования отношений человека к миру представлены в работах А. И. Зимней, Б.Н. [24], Боденко, [32] Н.А. Морозовой, разработавших концепцию воспитания, новаторский характер которой обусловлен ориентацией на процесс непрерывного образования [10. c.6]. Вместе с тем в работах данных авторов специально не рассматриваются психологические основы деятельности учителя общеобразовательной школы по воспитанию учащихся.
В работах В.Я. Ляудис подчёркивается важность создания в процессе обучения и воспитания таких учебно-воспитательных ситуаций, которые обеспечивают стимулирование самого широкого спектра отношений, позитивных взаимовлияний как между учителем и учениками, так и между учениками, и в коллективе учителей [10. c.6].
Н.Е. Щуркова, утверждая необходимость создания в школе отдельных программ воспитания учащихся разных возрастных групп, считает, что в основу этих программ должно составлять содержание доминирующих отношений, в которых и существуют школьники [29. c.8]. Однако автор в своих трудах не ставит цель разработать психологические основы реализации этих программ в деятельности учителя.
В трудах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, их учеников и последователей существенными и полезными для обучения и воспитания оказываются представленные способы организации "учебного сотрудничества" (взаимодействия учителя, учащихся и родителей) [54. c.21].
В трудах Л.И. Божович, [26] Н.А. Менчинской, [34] Г.Е. Залесского рассматривается проблема воспитывающей функции деятельности, в том числе и учебной, но учёными не предпринималась попытка исследования сравнительной эффективности разных методов воспитания и обучения, используемых в деятельности учителя [8. c.24].
Деятельность педагога по формированию отношений взаимной заботы в процессе коллективной творческой деятельности по улучшению окружающей среды разработана И.П. Ивановым и многочисленными сотрудниками его научной школы [8. c.24].
Актуальность темы заключается в том, что в период младшего школьного возраста происходит активное развитие личности ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в младшем школьном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития личности ребенка. На данном этапе необходимо развивать в ребёнке стремление к прекрасному, культивировать нравственные и духовные ценности, которые необходимы для успешной интеграции в современный социум.
Объектом исследования в настоящей выпускной квалификационной работе является процесс воспитания младших школьников, а также сказка, её структура, виды сказок, возможности использования сказки для влияния на личность, для воспитания.
Предметом исследования в данной работе является особенности процесса воспитание младшего школьника на материале английских народных сказок.
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании и практической разработке технологии процесса воспитания младшего школьника на материале английских народных сказок.
Мы предполагаем, что английские народные сказки оказывают влияние на формирование личности, что при условии использования разнообразных эффективных приёмов воспитания и обучения, процесс воспитания младшего школьника будет более успешным, если на младшем этапе обучения активно использовать материал английских народных сказок.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить и обобщить имеющиеся в педагогике и психологии исследования теоретических положений о воспитании;
- рассмотреть психологические характеристики детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть физиологические характеристики младшего школьника;
- проанализировать нравственные, духовные, физические аспекты воспитания, а также аспект воспитания любви к природе.
- рассмотреть сказку как жанр художественного творчества;
- рассмотреть вопрос о воспитании младших школьников материалом английских народных сказок;
- изучить особенности воспитания через народную английскую сказку в общеобразовательной школе.
Теоретико-методологической основой работы явились концепции отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова и др. о социльно-биологической обусловленности личности, об определяющей роли деятельности и общения в её формировании [28. c.12]; Д.Б. Эльконина, [39], В.В. Давыдова и др. о личностном подходе к обучению, Л. И. Божович, [34] Н. А. Менчинской, [31], Г. Е. Залесского [21] и др. о воспитывающей функции обучения, а также основные концепции психологии труда и функциональных состояний в профессиональной деятельности, разработанные Е.А. Климовым, [22], П.Я. Шлаеным, [12].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретические методы исследования, включающие теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы;
2) эмпирические методы исследования, состоящие из анализа и обобщения педагогического опыта, наблюдения, анкетирования;
3) статистические методы, с помощью которых была произведена математическая обработка полученных данных и их качественная интерпретация.
Практическая ценность состоит в отборе и использовании эффективных приёмов воспитания младшего школьника на материале английских народных сказок, а также в возможности использования материалов данной работе на лекциях по методике преподавания иностранного языка, педагогике и др. дисциплинам.
Апробация использования английских народных сказок проводилась в период преддипломной практики с 07 апреля по 18 мая 2008 г. в средней школе №1690 города Москвы с учениками 3А и 3 В классов.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 61 наименования и приложения.
В первой главе «Теоретическое положение воспитания» рассмотрен вопрос об особенностях воспитания младших школьников, также рассмотрены нравственный, духовный, физический аспекты воспитания младшего школьника на основе английского языка в современном образовательном процессе. Кроме того, в данной главе мы рассмотрели особенности воспитания младшего школьника на материале английских народных сказок
Во второй главе «Воспитание младшего школьника на материале английских народных сказок» нами рассматривается сказка как жанр художественного творчества и отражения национальной культуры. Наряду с этим во второй главе проводится педагогическое исследование по воспитанию младшего школьника на материале английских народных сказок в средней школе, анализируются полученные результаты.
3,000 руб.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….2
ГЛАВА I. Аспекты воспитания младшего школьника на основе
английского языка в современном образовательном процессе………………6
1.1.Возрастные особенности и аспекты воспитания младшего
школьника………………………………………………………………………..6
1.2. Особенности воспитания младшего школьника на материале
английских народных сказок…………………………………………………..19
ГЛАВА II. Воспитание младшего школьника на материале
английских народных сказок…………………………………………………..48
2.1. Сказка как жанр художественного творчества и отражение
национальной культуры……………………………………………………….48
2.2.Результат педагогического исследования по воспитанию
младшего школьника на материале английских народных
сказок в младшей школе……………………………………………………….62
Заключение……………………………………………………………………..71
Библиография…………………………………………………………………..74
Приложение……………………………………………………………………..
3,000 руб.
Заключение
В данной выпускной квалификационной работе мы рассмотрели следующие вопросы:
1. изучили и обобщили имеющиеся в педагогике и психологии исследования теоретических положений о воспитании;
2. рассмотрели психологические характеристики детей младшего школьного возраста;
3. проанализировали аспекты воспитания;
4. рассмотрели сказку как жанр художественного творчества;
5. рассмотрели вопрос о воспитании младших школьников материалом английских народных сказок;
На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России.
Используя в педагогическом обиходе понятие "воспитание", необходимо учитывать, что за данным термином кроются разные по масштабу педагогические объекты: воспитание - как социально-педагогическое явление; воспитание - как педагогический процесс; воспитание - как педагогическая деятельность.
Процесс воспитания - это саморазвивающаяся система, единица которой - развивающаяся воспитательная ситуация.
Также мы пришли к выводу, что для младшего школьника характерны определенные социально-психологические особенности. Так, у детей этого возраста существует своеобразная система потребностей. Она включает в себя и те потребности, которые присущи всем людям (витальные, духовные, коммуникативные и пр.), и те, что свойственны детству (быть защищенным, успешным, получать разнообразные впечатления, играть и др.), и те, которые являются собственно возрастными.
В данной работе мы рассмотрели аспекты воспитания: культуросозидающий аспект воспитания школьников, аспекты нравственного воспитания школьников, нравственно-экологические аспекты воспитания школьников, физический аспект воспитания школьников.
Мы рассмотрели понятие сказка, на основании чего пришли к выводу, что Сказка - вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность.
Фольклор — сложная форма общественного сознания, область духовной культуры народа, выражающая его мировосприятие. В фольклоре в концентрированном виде представлены основные морально-этические ценности народа, то, что принято называть его "корнями" или "душой".
В этом ряду подлинно инновационной технологией является технология духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, с интегрированными в неё вопросами содержания, форм, средств и методов использования английской народной сказки как методологического средства комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи, конкретного родителя и общества (со всеми входящими сюда явления-ми) в сложном и длительном процессе духовно-нравственного развития личности ребенка.
Эмоциональное благополучие и социально приемлемое поведение ребёнка обеспечивается достаточно технологичной и доступной для педагогов и родителей методикой использования английской народной сказки, благодаря педагогически оправданному её использованию в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста
Основными педагогическими принципами воспитания детей средствами авторской сказки являются: связь с жизнью; комплексность, целостность и единство содержательного, целевого, субъектного и результативного компонентов воспитательного процесса и др.
К педагогическим условиям, необходимым для успешного осуществления технологии использования народной сказки относятся: её поэтапное использование в работе с детьми; учёт возрастных возможностей детей и др.
Формы организации работы с использованием английской народной сказки должны соответствовать возрасту детей: в работе с младшими школьниками – уроки внеклассного чтения, факультативные занятия, классные часы, воспитательные и развлекательные мероприятия, организация выставок рисунков и поделок по содержанию сказок. При этом целесообразно использовать формы обучения двух видов: повествовательные ( чтение текста сказок) и вопросительно-ответные (диалогические). Методы, используемые для работы со сказкой духовно-нравственного содержания – это: наставление и предостережение, метод примера, приспособления и ориентировки, воздержания.
3,000 руб.
Библиография
1. Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 2007. – 430 с.
2. Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев - М.: Просвещение, 2004. – 111 с.
3. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. – М.: Просвещение, 2004. - №1. – 57 с.
4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманитарная основа педагогического процесса. – Минск: Минскиздат, 2006. - 126 с.
5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2003. – 145 с.
6. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок//Начальная школа - 2006 - №9. – 60 с.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Академия, 2007. 187 с.
8. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. — М.: Просвещение, 2004. – 235 с.
9. Баранов СП. Сущность процесса обучения. - М.: Академия, 2005. – 276 с.
10. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Академия, 2005. – 256 с.
11. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. -М.: Просвещение, 2003. – 98 с.
12. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз. - 2003. - №6. – 42 с.
13. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. - 2005. - №10. – 47 с.
14. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. - 2005. № 6. – 128 с.
15. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности — Калининград, Академия, 2004. – 219 с.
16. Детская литература. Под ред. Е.Е.Зубаревой - М.: Просвещение, 2004. – 398 с.
17. Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. - 2003. № 10-11. -
18. Засобина Г.А. Практикум по педагогике. - М.: Высшая школа, 2005. – 142 с.
19. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. СФ. Егоров. – М.: Высшая школа, 2006. – 135 с.
20. Кан-Калик В.А. , Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Просвещение, 2007. - 147 с.
21. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. - М.: Азбуковник, 2007. - 603 с.
22. Корнилов О.А. Жемчужины китайской фразеологии. - М.: Академия, 2005. - 207 с.
23. Корнилов О. А. Отражение доминант национальной ментальности в зеркале фразеологии // Россия и Запад: Диалог культур. Выпуск 13, ч.3. М., 2007. с. 321.
24. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2004. с. 297.
25. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. - М.: Академия, 2003. – 346 с.
26. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Высшая школа, 2005. – 176 с.
27. Лесная Л.В. Методологические аспекты менталитета российского социума // Ломоносовские чтения 2007. - 245 с.
28. Лихачев В.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. -Самара, Веди, 2007. – 113 с.
29. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. — М.: Высшая школа, 2007. – 227 с.
30. Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители/А.И.Никифоров - М.: Просвещение, 2004. – 105 с.
31. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьника/ М.А.Никитина - Мн., Народная газета, 2003. – 215 с.
32. Основы эстетического воспитания школьников. Под редакцией Ю.Б.Алиева и Г.Н. Ардаширова - М.: Просвещение, 2006. – 150 с.
33. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания.- М.: Академия, 2006. – 190 с.
34. Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики.- М.: Русич, 2005. – 225 с.
35. Панарин А.С. Искушение глобализмом. - М.: Высшая школа, 2003. – 345 с.
36. Попов Л.К., Попов Д.К., Кавелин Дж. Путешествие в страну добродетелей. Пособие для родителей по воспитанию./ Л.К. Попов, Д.К Попов, Дж. Кавелин - С.-П.: Нева, 2007. – 108 с.
37. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М.: Академия, 2005. – 423 с.
38. Розенталь Д.Э. Справочник лингвистических терминов. - М.: Логос, 2005. – 455 с.
39. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Логос, 2003. – 564 с.
40. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.— М.: Высшая школа, 2006. – 423 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М.: Академия, 2004. – 118 с.
42. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Логос, 2007. – 256 с.
43. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2005. – 219 с.
44. Салеева Л. П. О содержании экологического воспитания в начальной школе. - М.: Правда. - 2005. – 239 с.
45. Тихомирова И.И. Растить сердечного читателя//Начальная школа - 2005 - №11 – 52 с.
46. Тылиндус Л.В. Узнай сказку//Начальная школа -2003 - №5 – 52 с.
47. Теория эстетического воспитания школьников. Под редакцией Лихачева Б.Т - М.: Просвещение, 2004. – 315 с.
48. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Правда, 2004. – 345 с.
49. Ульенкова У.В. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей. – Дошкольное воспитание, 2004, №3, 4. – 98 с.
50. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. /под ред. Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А. - М.: Академия, 2005. – 315 с.
51. Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 2006. – 634 с.
52. Чернявская И.С. Эстетическое и этическое воспитание школьников. Уроки внеклассного чтения в начальной школе. - М.: Просвещение, 2007 – 103 с.
53. Шапалова Ф.Д. Этическая беседа (услышать сердце человека// Начальная школа - 2006 - №5 – 63 с.
54. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М.: Академия, 2005. – 286 с.
55. Яковенко Д.И. Аспекты современного воспитания школьника. – М.: 2007. – 342 с.
56. Mode
Languages: Lea
ing, Teaching, Assessment: A.Common European Framework of Reference. — Strasbourg, 2006. - 215 p.
57. Palmer H. Grammar of English Words. — London, New-York: 2004. – 235 p.
58. Palmer H. Interium Report on Vocabulary Selection. — London, 2006. – 345 p.
59. Pease A. Body Language: How to read others thoughts by their Gestures. — 2005. – 267 p.
60. Piepho H. E. Some Basic Principles of Communicative Foreign Language Lea
ing. — Strasbourg, 2006. – 452 p.
61.Templin M. С. Certain Language Skills in Children: Their Development and Interrelationship. — University of Minnesota Press, 2003. - 218 p.
3,000 руб.