Характеризуя сюжетно-ролевую игру, Рубинштейн С.Л. подчеркивает, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем вся она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи все основные черты в наибольшей полноте: эмоциональная насыщенность, увлеченность детей, самостоятельность, творчество, активность.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру деятельность отражательная. Она является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре неизменными они пополняются и уточняются качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.
Творческой сюжетно ролевой игре присущи специфические мотивы:
• принятие ребенком на себя роли взрослого, воспроизведение его деятельности, отношений;
• интерес к тем или иным событиям, к действиям с учебным материалом;
• стремление к совместной деятельности в обществе сверстников. Реализация игровых действий в сюжетно-ролевой игре нередко приводит ребенка к установлению пробелов в своих знаниях. Это вызывает разнообразные вопросы, которые удовлетворяются в самом ходе творческой игры путем обмена мнениями между ее участниками, в результате разъяснения взрослого или стимулируют самостоятельные наблюдения ребенка вне игр.
Признание сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности дошкольного возраста, т.е. деятельности, позволяет рассматривать игру как универсальное средство оптимизации психического развития в дошкольном возрасте, как деятельность, в контексте которой правомерно ставить и эффективно решать коррекционные задачи. Игра выделяет и моделирует социальные отношения с помощью игровых действий, ролей, игровых предметов и замещения.
Целью нашей работы стало изучение вопроса об игровой позиции педагога как средство обогащения содержания сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с целью работы мы ставили перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу: игровая позиция педагога как средство обогащения содержания сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте;
2. Определение основных понятий: сюжетно-ролевая игра, игровая позиция педагога;
3. Рассмотреть значение сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном
возрасте и роль игры в обучении педагогов для воспитания детей дошкольного возраста;
4. Изучить педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой;
5.Подобрать методы обогащения содержание сюжетно-ролевых игр для детей старшей группы дошкольного возраста.
В написании работы мы опирались на труды таких ученых педагогов и психологов, как Рубинштейн С.Л, Смирнова Е.О., Эльконин Д.Б., А. В. Запорожца, Петровского А.В. и др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса об игровой позиции педагога как средство обогащения содержания сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте 5
1.1 Значение сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном
возрасте 5
1.2 Значение игры в обучении педагогов для воспитания детей дошкольного возраста 10
1.3 Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой 12
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Методика обогащения содержание сюжетно-ролевых игр для детей старшей группы дошкольного возраста 16
2.1 Методы обогащения содержание сюжетно-ролевых игр 16
2.2 Работа с педагогами по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте 19
Выводы по главе 2 26
Заключение 27
Список литературы 30
1,200 руб.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "
Велико значение мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учится. Обращая внимание на эту особенность игры, Д.Б. Эльконин пишет: "Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов... Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.
Дети очень любят, когда взрослые (родители, родственники) играют вместе с ними. Имеется в виду в первую очередь очень подвижные шумные игры и веселая возня. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, карабканье на закорки, мнимая борьба на диване (с поддавками) приносят ребенку много радости, веселого возбуждения и физической тренированности.
Игра для ребенка - очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.
Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру. Для детей в первую очередь нужны куклы, изображающие взрослых людей разных профессий, или персонажей из известных сказок. Для игры с куклой необходима подходящая по размеру мебель, посуда. Мягкие игрушки, изображающие животных. Машины и разнообразный транспорт. Заводные механические игрушки развивают интерес к технике.
Огромное влияние на игровую деятельность дошкольника оказывает педагог. Это и планомерная, педагогически активная организация практического опыта ребенка, на основе жизненных впечатлений он осваивает действия людей, назначения предметов. Воспитатель организовывает обучающие игры, в процессе которых выделяет для детей главное в событиях, в которых берут участие или наблюдают.
Воспитатель меняет своевременно игровую среду, подбор игрушек и игрового материала, направляет на самостоятельное решение игровой задачи.
В процессе игры воспитатель организовывает общение с детьми, создавая проблемные ситуации, не прямыми приемами влияет на замысел игры, развитие сюжета.
Таким образом, мы выяснили, что игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.
Игровая деятельность ребенка всегда является обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.
Данные нашей работы показали, что процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом развития творческих способностей детей возможно осуществлять с помощью творческих упражнений и заданий.
Таким образом, мы проанализировали научную психолого-педагогическую литературу по вопросу: игровая позиция педагога как средство обогащения содержания сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Определили основные понятия, такие как сюжетно-ролевая игра, игровая позиция педагога, рассмотрели значение сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном и возрасте и роль игры в обучении педагогов для воспитания детей дошкольного возраста; изучили педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой. После теоретического анализа литературы мы подобрали методы обогащения содержание сюжетно-ролевых игр для детей старшей группы дошкольного возраста.
Следовательно, мы выполнили все поставленные в работе задачи достигли намеченной в начале исследования цели.
1,200 руб.
1.Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977;
2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
3.Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1978.
4.Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы
общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990.
5.Белая К.Ю. методическая работа в ДОУ. – М., 1991;
6. Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 1981.
7.Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 1991.
8.Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983
9.Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981.
10.Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» М.Просвещение,1985
11.Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М., 1994.
12.Воронкова Л.В.. «Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу друзей», М.2005г
13.Воспитание детей к игре. – М.: Просвещение, 1983.
Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. – М., 1979.
14.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
15.Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.
16.Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. 1986г
17.«Дошкольное воспитание», журнал №7-1995. с.68-69
18.Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития./ Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001;
19.Забрамная, С.Д., Боровик, О.В. Развитие ребенка – в ваших руках.: Кн. полезных советов для родителей. воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. – М.: Новая школа 2000. – 33 с
20.Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - Дошкольное воспитание. 1965 год.
21. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1988.
22.Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г.
23.Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
24. Логинова В. И. и др. Дошкольная педагогика. М. Просвещение.1988
25.Люблинская А.А. Детская психология- М.:Просвещение,71г. стр.188-194
26. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982.
27.Михайленко И., Короткова И. Дошкольное воспитание, 1993
28.Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.
29.Мухина В.С. Психология дошкольника.-М.:Просвещение,75г. стр.216-218.
30. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. Просвещение, 1991.
31.Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М.: Молодая гвардия, 1980.
32.Общая психология-учебник под редакцией А.В. Петровского-М.: Просвещение,76г. стр.187-209.
33.Педагогика раннего возраста: Учебное пособие. /Г.Г.Григорьева, Г.В.Груба, Е.В.Зворыгина_- М.: Академия,1998
34.Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.
35.Практическая психология под ред. С.В.Кондратьевой, Мн., 1997.
36.Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума)/ Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1966 год
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 2001.
38.Смирнова Е.О. Дошкольная педагогика от Фребеля до «Истоков» (Обзор педагогических систем и программ дошкольного воспитания): Учебное пособие. – Киров, КОГУП «Кировская областная типография», 2003 – 72 с.
39.Уронтаева Г. Дошкольноле воспитание. Дидактическая игра как средство разивития произвольной образной памяти у старших дошкольников. 1992
40.Усова А.П. Обучение в детском саду. /Под ред. А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 1981.
41.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.
42.Ушинский К.Д. Избранные сочинения. – М.: Просвещение, 1981.
43.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1961.
44.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. /Составитель З.Я.Рез и др. – М.: Просвещение, 1990
45.Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г. №3
46.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
47.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989.С.25-77,177, 199,212-220, 258-280.
1,200 руб.