Введение
Содержание
Заключение
Литература
Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Мы считаем, что в связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами. Детский рисунок содержит духовную культуру содержания произведения, переданного посредством постановки кукольного спектакля. Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Происходит игнорирование специфики изобразительной деятельности. Это проявляется в том, что ребенок не создает образ, а копирует изображение с заранее подготовленного педагогом образца; в сознательном ограничении изображения в предметном рисовании; в излишней опеке ребенка; в низком уровне квалификации педагога.
В теории изобразительной деятельности вопрос о роли средств художественной выразительности в создании детьми образов в рисунках рассматривался прямо или косвенно, но больше внимания уделялось изучению цвета (В. С. Мухина, А. А. Мелик-Пашаев, Т. Г. Казакова), формы (Р. Мирошкина), композиции (Е. В. Шорохов, С. Д. Левин). Роль эмоции в осуществлении изобразительной деятельности играет важную роль. От того, какие переживания вызывают у ребенка персонажи спектакля кукольного театра, зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка.
Исходя из вышесказанного, тема исследования «Особенности создания выразительного образа сказочного героя в графике детьми 5 лет» актуальна и на данный момент недостаточно изучена.
Объект исследования - развитие изобразительных способностей ребенка, направленных на создание выразительных графических образов.
Предмет - особенности создания детьми дошкольного возраста выразительных образов сказочного героя.
Цель - изучение и выяснение особенностей создания выразительного образа сказочного героя в графике детьми 5 лет.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
- изучение научной литературы по данной проблеме;
- разработка серии занятий по ознакомлению дошкольников с книжной графикой, направленных на развитие выразительных графических образов сказочных героев в рисунках детей;
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что образы, создаваемые детьми, будут более своеобразны и выразительны, если будут соблюдены следующие условия:
- организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности;
- обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения;
- разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала.
Научная новизна и практическая значимость исследования заключается
в разработке занятий, направленных на развитие графического образа, в подборе литературного и иллюстративного материала.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, методических трудов по теме исследования; педагогический эксперимент, анализ продуктов детского творчества.
Научно-теоретическая основа. Наше исследование построено на методологической основе деятельностного подхода в психологии А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, исследований детского изобразительного творчества Г. В. Лабунской, Н. А. Ветлугиной, Г. С. Комаровой, Е. В. Шорохова, А. Михайловой.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
3,000 руб.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1.Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста……...6
1.1.Изобразительное искусство и изобразительная деятельность как основа художественно-творческого развития детей ……………………………….6
1.2.Образная выразительность в графических рисунках детей ……………27
Глава 2. Своеобразие образов и особенности психического и личностного развития ребенка-дошкольника ………………………………………………39
2.1.Факторы, влияющие на своеобразие образов, создаваемых детьми …..39
2.2. Серия занятий, направленных на ознакомление детей с разнообразием сказочных образов …………………………………………………………….43
Заключение …………………………………………………………………….50
Список литературы ……………………………………………………………52
Приложение ……………………………………………………………………55
3,000 руб.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно значительный подготовительный период. В раннем детстве ребенок учиться наносить карандашом штрихи на бумагу, создавать так называемые каракули, начинает понимать, что рисунок может изображать те или иные предметы. Начало нанесения каракуль связано с манипулированием карандашом и бумагой, которые дают ребенку взрослые. Подражая взрослым и проводя карандашом по бумаге, ребенок открывает для себя, что карандаш оставляет на бумаге след. Теперь для малыша важны не только сами движения, но и те линии, которые у него получаются.
Итак, тенденция к закреплению графических образов – одна из особенностей развития детского рисования. Запас графических образов необходим ребенку для создания изображения. Важно, каким путем появился образ – найден ли он ребенком в собственных поисках или же возник в результате копирования готовых образцов. Важно, также, переносит ли ребенок графические образы из рисунка в рисунок, практически не изменяя их, а лишь дорисовывая отдельные детали, или же варьирует их, ищет новые способы изображения.
Одна из причин появления шаблонов в рисунках детей – неправильно организованное обучение, невнимательное руководство изобразительной деятельностью дошкольников или же отсутствие такового. Необходима специальная работа, направленная на преодоление стереотипности графических образов в рисунках детей. В задачи обучения должно входить закрепление новых графических построений и разрушение возникших шаблонов как непрерывный процесс.
Книжная графика – один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста.
Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.
Мы предлагаем серии занятий, направленных на ознакомление детей с разнообразием сказочных образов, разнообразием их формы и деталей.
3,000 руб.
1.Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1978. 147с.
2.Боголюбская М.К., Габенкина А.Л. Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение, 1975. 308с.
3.Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981. 134с.
4.Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. –М.: Педагогика, 1972. 172с.
5.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С.-П., 1997. 235с.
6.Воспитание и обучение детей 5-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, - М., 1987. 215с.
7.Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М., 1994. 131с.
8.Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-5 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992. 325с.
9..Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателя детского сада. /Под ред. А.А.Афанасьева и др. – М.: Просвещение, 1991. 126с.
10.Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г. 204с.
11.Зубарева Н.М. Дети и изоискусство. – М., 1969. 157с.
12.Игнатьев Е.И. Психология изодеятельности детей. –М., 1961. 172с.
13.Игрушки и пособия для детского сада /Под ред. В.М. Изгаршевой. – М., 1992. 102с.
14.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1984. 115с.
15.Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. – М.: Просвещение, 1971. 168с.
16.Капустина Р. Познавательная активность детей на занятиях по рисованию. //Дошкольное воспитание. – 1986. - №10
17.Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1977. 143с.
18.Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М., 1968. 178с.
19.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1977. 112с.
20.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: "Мнемозина", 1995. 238с.
21.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 2-е издание. – М., 1981. 227с.
22.Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: Педагогика, 1990. 232с.
23.Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. 117с.
24.Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М., 1965. 221с.
25.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. 154с.
26.Лилов А. Природа художественного творчества. – М., 1981. 192с.
27.Литература и фантазия. Сборник: Книга для воспитателей детского сада и родителей. /Составитель Л.Е. Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992. 192с.
28.Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971. 157с.
29.Маршак Б.М. Рисование дошкольника на основе наблюдений окружающего. – М., 1965. 126с.
30.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под ред. Н.П.Сакулиной И Т.С. Комаровой. – М., 1997. 134с.
31.Мирошкина Р. Формирование выразительности в детских рисунках. //Дошкольное воспитание. – 1988. - № 7.
32.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка, как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1983. 162с.
33.Обучение детей рисованию: Пособие для воспитателей детских садов. /Под ред. С.В. Парафеевой. – М.: Просвещение, 1972. 132с.
34.Особенности восприятия художественного произведения /Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. 143с.
35.Палагина Н.Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза. – М., 1992. 174с.
36.Программа воспитания в детском саду. 9-е издание. - М., 1982. 57с.
37.Пьянкова Н.В. Особенности воображения младших дошкольников в творческой деятельности. – М., 1978. 142с.
38.Родари Д. Грамматика фантазии. – М., 1978. 172с.
39.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. 128с.
40.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. высш. Пед. Учеб. Заведений /Дубровская Е.А., Казаклва Т.Г. и др.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256с.
3,000 руб.