Проблема установления контакта – один из наиболее важных и актуальных стадий в психологическом консультировании.
Важнейшим принципом взаимодействия психолога с детьми в процессе консультирования выступает безусловное одобрение и принятие. Получая положительное подкрепление от психолога, дети достаточно быстро втягиваются.
Цель исследования – изучить особенности установления контакта в консультировании при работе с детьми.
Объект исследования - установления контакта с детьми
Задачи исследования:
1.Изучение установления контакта в консультировании
2. Рассмотреть основные средства установления контакта
3. Исследовать особенностей детей при установлении контакта с помощью теста исследования тревожности (опросник Спилбергера) и агрессии (опросник Басса-Дарки), определение адекватности самооценки школьников.
Гипотеза исследования – сотрудничество с тревожными, агрессивными и с неадекватной самооценкой детьми должно строиться на принципе принятия личности ребенка.
1,200 руб.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности установления контакта в консультировании
1.1. Установления контакта в консультировании…………………………4
1.2. Основные средства установления контакта…………………………..6
Глава 2. Исследование особенностей детей при установлении контакта
2.1. Исследование особенностей детей…………………………………...10
2.2. Интерпретация результатов исследования…………………………..30
Заключение…………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………...35
1,200 руб.
При работе с агрессивным ребенком психологу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. За агрессивным поведением ребенка как; правило, прячется боль, разочарование, отверженность. Агрессия — это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку».
Без положительного внимания и принятия личности ребенка со стороны психолога вся развивающая работа будет обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет доверие к психологу и будет сопротивляться дальнейшей работе. В то же время во время работы с агрессивным ребенком психолог не должен играть роль «доброй тети» или «доброго дяди», поскольку помимо сочувствия этим детям необходима конструктивная, действенная помощь в отреагировании травмирующих ситуаций, а также приобретении навыков саморегуляции и контроля.
Психологу также важно при работе с агрессивными детьми занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «нехорошо так говорить», «нельзя так себя вести», «как ты можешь так поступать» и т.п., поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком. Можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребенком в ходе совместной работы:
- уважительное отношение к личности ребенка;
- положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
- безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
- сотрудничество с ребенком — оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
Гипотеза исследования подтвердилась: сотрудничество с тревожными, агрессивными и с неадекватной самооценкой детьми должно строиться на принципе принятия личности ребенка.
1,200 руб.
Абрамова ГС. Алгоритмы работы психолога.- М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2003. - 224 с.
2. Кораблина Е.П. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. -Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Издательство СОЮЗ, 2001 (Серия «Практическая психология»). - 319 с.
3. Кулаков С.А. На приеме у психолога - ребенок: Пособие для практических психологов. -Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Издательство СОЮЗ, 2001 (Серия «Практическая психология»). - 350 с.
4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ.педвузов. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-528 с.
5.Практикум по общей психологии / В.В. Богословский, Т.И. Бочкарева, А.И. Великородн. Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979. 302 с.
6. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А,И. Щербакова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. 288с.
7. Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В.К. Гайда, В.А. Ганзен и др.; Под обшей ред. А.А. Крылова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. 255с.
8. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / Ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, В.В. Столин, А.Г. Шмелев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 176 с.
9. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева, И.М. Карпинской, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 141 с.
10. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1972. 248с.
11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 480 с.
12. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - Спб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. - 928 с.
13. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога. - Самара: Издательский дом «Бахрам-М», 2001. - 224 с.
1,200 руб.