Введение
Содержание
Заключение
Литература
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматической компетенции у дошкольников включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом — это такая речевая патология, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения.
При общем недоразвитии речи у детей нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, при этом типичном являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Своевременное формирование грамматической компетенции ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функ-цию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмо-ций.
Грамматическая компетенция понимается как ключевая, которая проявляется в неосознанном употреблении грамматических форм родного языка согласно с законами, правилами морфологии, словообразования и синтаксиса, в чувстве грамматической правильности, наличии навыков коррекции относительно правильности употребления грамматических форм. Грамматический строй родного языка должен быть усвоен детьми в дошкольном возрасте, потому что усвоение всех грамматических форм родного языка является показателем готовности интеллекта ребёнка к усвоению школьной программы по всем разделам.
Содержанием грамматической компетенции у детей дошкольного возраста является практическое усвоение детьми грамматического строя языка как чёткой системы языковых единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Разные стороны грамматического строя языка ребенок дошкольного возраста усваивает по-разному, на каждом возрастном этапе есть свои достижения и отличия.
Обогащение речи ребёнка дошкольного возраста сложными грамматическими конструкциями (словообразовательными, синтаксическими) важно по двум причинам. Во-первых, богатство индивидуальной речи дошкольника – это залог развития интеллекта, его мыслительного компонента. Во-вторых, разнообразие грамматических конструкций одновременно предусматривает правильность речи, а правильность – это первое условие культуры речи, поскольку, только достигнув правильности, можно совершенствовать точность, уместность, целесообразность дискурса. Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста приведёт к усвоению практических знаний о языке, овладению грамматической правильностью речи как базовым уровнем формирования языковой личности в дошкольном возрасте. Получению положительных результатов экспериментальной работы и подтверждению выдвинутой в начале исследования гипотезы способствовали этапы формирования грамматически правильной речи у дошкольников.
Развитие речи в целом и грамматической компетенции в частности, становиться все более актуальной проблемой в современном обществе. Снижается уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая.
Отсюда огромная важность работы педагогов, занимающихся формированием речи подрастающего поколения. Специалисты создают благоприятную обстановку для развития речи детей. В настоящее время науки психология и логопедия уже дают ряд ответов на вопросы, касающиеся особенностей развития грамматической компетенции у детей с общим недоразвитием речи, и, несмотря на то, что уже имеется большое количество разработок по развитию исследуемой проблемы у детей дошкольного возраста, в настоящий момент данная тема не до конца изучена.
Цель нашей работы – рассмотреть особенности формирования грамматической компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: приемы и методы формирования грамматической компетенции у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: грамматический строй речи и грамматическая компетенция дошкольников с ОНР.
В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой в работе нами были поставлены следующие задачи:
1.провести анализ научной психолого-педагогической, логопедической литературы по исследуемой нами проблеме;
2.рассмотреть основные понятия исследования, определить стадии ОНР, причины, на основании чего выяснить особенности развития грамматической компетенции у детей дошкольного возраста в норме и с общим недоразвитием речи;
3.рассмотреть направления и методические рекомендации по формированию грамматической компетенции детей с ОНР и подобрать упражнения по развитию грамматического строя речи.
Гипотеза исследования: у детей с общим недоразвитием речи уровень сформированности грамматической компетенции будет значительно ниже, чем у дошкольников с нормальным развитием речи.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
База исследования: МДОУ № 82 г. Москвы (10 детей с нормальным речевым развитием) и «Дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №7 «Сказка» - для детей с ОНР (10 человек).
В написании работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Арушанова А. Г., Волкова Л.С., Шаховская С.Н., Жукова Н.С., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования грамматической компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР 7
1.1Определение основных понятий исследования – общее недоразвитие речи, уровни и причины ОНР 7
1.2Особенности развития грамматической компетенции у детей дошкольного возраста 11
1.3Особенности развития грамматической компетенции речи у детей дошкольного возраста с ОНР 13
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Экспериментальное исследование развития грамматической компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР 19
2.1 Определение методов исследования и проведение эксперимента 19
2.2Направления, методические рекомендации и упражнения по коррекционной работе над формированием грамматической компетенции детей с ОНР 23
Выводы по главе 2 29
Заключение 30
Список литературы 33
Приложение 35
1,200 руб.
На фоне интенсивного развития детской психологии и педагогики в наше время остаются недостаточно изученными аспекты отдельных сторон особенностей развития речи и грамматической компетенции детей с ОНР, а предлагаемые коррекционные методики не всегда позволяют достичь желаемых результатов.
Обобщая результаты исследований ученых, занимающихся проблемами развития речи и грамматической компетенции детей дошкольного возраста с нарушениями речи можно сделать предположение, что у лиц с различными нарушениями речи отмечаются поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающие в связи с ними потребности в коррекции гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем речи. Поэтому именно с такими детьми в большей степени приходится заниматься не медикам, а педагогам и логопедам.
Оптимизировав опыт психологов, педагогов и логопедов по исследуемому нами вопросу мы выяснили, что у детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь.
Показатели грамматической компетенции детей, овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматической компетенции осуществляется выделение (первоначально – на практическом, неосознанном уровне) морфем и соотнесение их с лексическим или грамматическим значением. На основании этого и возникают языковые обобщения: морфологические и синтаксические.
Формирование языковых обобщений происходит на основе достаточного уровня развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка: умения анализировать звуковую, морфологическую структуру слов, выделять общее и специфическое в различных формах одного и того же слова (дом-дома-домой), в различных словах с одним и тем же грамматическим значением (парты-столы), умение синтезировать различные морфемы в структуре слова на основе закономерностей языка. Таким образом, овладев определёнными языковыми закономерностями, ребёнок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Неусвоение же закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
В нашем исследовании нами был проведен теоретический анализ научной психолого-педагогической, логопедической литературы по исследуемой нами проблеме; рассмотрены основные понятия исследования, определены стадии ОНР, причины, на основании чего мы смогли выяснить особенности развития грамматической компетенции, строя речи у детей дошкольного возраста в норме и с общим недоразвитием речи.
На основе проведенного анализа научной литературы мы выбрали логопедическую речевую карту, с помощью которой оценили такие параметры, как состояние интеллекта, конструктивная деятельность, моторное развитие, строение артикуляционного аппарата, артикуляционную моторику, общее звучание речи, понимание обращенной к ним речи, произношение, фонематическое восприятие и звуковой анализ, словарь, грамматический строй, функции словоизменения и словообразования и связная речь. Дополнительно нами были подобраны ряд упражнений, которые помогли нам более подробно рассмотреть состояние лексико-грамматического строя речи у экспериментальной и контрольной групп детей. Мы посчитали, что проведение данного обследования позволит нам оценить уровень сформированности грамматической компетенции детей с ОНР. На основании полученных в ходе логопедического обследования данных мы смогли оценить уровень умения детьми с нормальной и патологической речью употреблять в речи грамотно и верно слова, составлять предложения. Мы выяснили, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения в синтаксической и морфологической сторонах речи, что негативно сказывается на уровне понимания значения слов, построении предложений и общения с окружающими в дальнейшем. Тем самым была доказана гипотеза о том, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения речи в целом, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. При обследовании грамматического строя речи у дошкольников с ОНР показатели определены несколько ниже, чем у детей с нормальным развитием речи.
По итогам проведенного исследования мы посчитали необходимым рассмотреть направления и методические рекомендации по формированию грамматической компетенции и грамматического строя речи детей с ОНР и подобрали упражнения по развитию грамматической компетенции детей.
Следовательно, мы выполнили поставленные в работе задачи и достигли цели исследования.
1,200 руб.
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004(1997). – 400(537) с.
2.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с
3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.
4.Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1990. - 255 с.
5.Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, Чувашское изд-во, 2-е изд., 1991.
6.Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М.,1999.
7.Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
8.Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
9.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.
10. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 2001
11. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 1974.
12.Логопедия. Под.ред. Волковой Л.С. – М.: ВЛАДОС, 1999.
13.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
14.Лопухина И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1995.
15.Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002
16.Николаева С.М. Из опыта работы по упорядочению грамматического строя речи у учащихся с нерезко выраженным ОНР // Дефектология. – 2000. - № 1.
17.Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: Книга для учителя / Под ред. С.А. Мироновой. М., 1991.
18.Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 1990
19.Фёдорова А.Э. Общее недоразвитие речи и его коррекция у учащихся с ОПФР: дис. на соискание академ. степ. магистра образования. – Мн., 1998г.
20.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000.
21.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1990.—223 с
22.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М., 1993.
23.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1990.
24.Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений; Т.II / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. – М., 1997.
25.Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. – М., 1993.
26.Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М., АРКТИ, 1996.
27. Материалы сайта www.logoburg.com
1,200 руб.