Готовая курсовая работа
на тему:«Диагностика речиязыковой компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V30973
Предмет: Логопедия
Год: 2009
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Проблема формирования речеязыковой компетенции детей с ОНР занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии речи в целом при различных речевых нарушениях и о методике ее развития является одним из актуальных вопросов.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Пристальный интерес к проблеме диагностики и развития речеязыковой компетенции детей с ОНР возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку речь, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на психическое и интеллектуальное развитие ребенка в целом. На протяжении двух столетий ученые - лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты продолжали изучение закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития речи детей с ОНР (В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев А.А. Леонтьев, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, С.Н., A.M. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.).
Языковая компетенция - сложная психологическая система, включающая в себя, помимо усвоенных в ходе специального обучения сведений о языке, накопленный в повседневном использовании языка речевой опыт, и сформированное на его основе чувство языка. Такое определение состава языковой компетенции было предложено Е.Д. Божович. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения.
В то же время в логопедии проблеме диагностики и развития речеязыковой компетенции у детей с нарушениями развития не уделялось достаточного внимания. В 50-е годы прошлого столетия Р.Е. Левина, выделив особую категорию детей, имеющих системное недоразвитие всех компонентов языка, т.е. «общее недоразвитие речи», указывала на различные словообразовательные возможности этих детей и на отклонение в уровне развития речевой компетенции детей с ОНР. Было показано, что овладение речевыми – словообразовательными, фонематическими навыками и хорошим уровнем словарного запаса становится доступным лишь детям с III уровнем речевого развития, получившим определение «развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития», что не моет не повлиять на уровень речеязыковой компетенции. С тех пор практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные показателей речеязыковой компетенции детей данной категории (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.).
Учитывая значимость достаточного уровня развития речеязыковой компетенции успешного обучения и воспитания и для развития речевой деятельности детей с ОНР, а также неразработанность, данного вопроса, следует считать проблему диагностики и формирования диагностики и развития речеязыковой компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи актуальной.
Цель исследования состоит теоретическое и эмпирическое исследование речеязыковой компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР.
Объектом исследования является речеязыковая компетенция дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: процесс диагностики речеязыковой компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: наше исследование основывается на предположении о том, что у детей с общим недоразвитием речи будет отмечаться низкий уровень сформированности речеязыковой компетенции. Рассмотрение методики формирования речеязыковой компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР будет необходимо и вполне обоснованно.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1. дать определение понятию «общее недоразвитие речи», рассмотреть виды и характеристику ОНР;
2.представить психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР;
3.определить специфику речеязыковой компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР;
4.провести эмпирическое исследование речеязыковой компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР;
5.представить методику формирования речеязыковой компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ речи детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: специализированное дошкольное учреждение для детей с нарушением речи г. Москвы. В исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, воспитанники специализированного логопедического центра для детей с нарушениями речи г. Москвы.
Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в том, что на основе психолингвистического анализа научной литературы выявлены особенности речеязыковой компетенции у детей с нарушенной речью. Предложена методика формирования речеязыковой компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования. На основе результатов эмпирического исследования разработана методика формирования речеязыковой компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Внедрение данной методики и методических рекомендаций позволит повысить уровень речевого развития детей с ОНР и успешность процесса подготовки к школьному обучению. Предложенная система логопедической работы может быть использована для работы в условиях специальных дошкольных учреждений и в семье с детьми, страдающими речевыми нарушениями; в преподавании курса логопедии на дефектологических факультетах педагогических институтов; в лекционных курсах при повышении квалификации педагогических кадров.
Похожие работы:
Приемы и методы формирования грамматической компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР ➨
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются ...
Данные исследований М.М. Кольцовой, Л.В. Фоминой и других ученых ( см. выше – «теоретическую часть» ) показали, ...
психодиагностическое изучение детей раннего возраста у детей раннего возраста с нарушениями речи ➨
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период ...
Здорового ребенка невозможно представить себе неподвижным, хотя сейчас, к сожалению, малоподвижных детей можно ...
Введение Человек рождается и познает окружающий мир. Важнейшую роль в этом процессе играет зрение. Сначала оно ...