Введение
Содержание
Заключение
Литература
Современная школа нуждается в психологе-носителе специальных знаний в области возрастной психологии и психологии развития. Без участия психолога немыслим современный образовательный и воспитательный процесс. Именно психолог должен эффективно заботиться о хорошем психологическом состоянии школьников, учителей, родителей, опираясь на знание возрастных особенностей психического развития, на индивидуальный подход к подростку. Ведь задачи школы – это не только воспитание и обучение, но и психологическое сопровождение взросления, помощь в преодолении внутриличностных и межличностных конфликтов на пути обретения подростком уверенности в себе, ответственности и жизненной устойчивости.
Проблема лидерства в подростковой среде занимает далеко не последнее место в ряду школьных проблем. Дальнейшая жизнь подростка, юноши потребует от него не только умения строить свою жизнь, но и, диктуемые временем, навыки лидерского поведения, выступающие условием жизненного успеха. В современном мире от будущего взрослого требуются поистине лидерские качества: инициативность, настойчивость, вера в себя и успех дела. Развитие рыночных отношений, а вместе с ними и системы менеджмента требует практически от каждого умения организовать работу, преодолеть препятствия внутреннего и внешнего характера на пути повышения ее эффективности. Трудности претерпевает и семья. Для ее создания и обеспечения от молодого человека сегодня требуется гораздо больше целеустремленности, самостоятельности, уверенности и способности идти на риск. В некотором смысле, современная жизнь требует от молодого человека реализации имеющегося лидерского потенциала.
Современному подростку, в некотором смысле труднее, чем его родителям. Проблемы становления осложняются не только трудным личным поиском своего места в жизни, но и социально-экономическими трудностями государственного масштаба. На подростков и юношей нашего времени, с одной стороны, быстро наваливаются взрослые проблемы, вынуждающие к быстрому обретению зрелости, а с другой – сокращается время для решения возрастных задач, результатом которого является полноценная социализация, нормальное всестороннее развитие.
В центре внимания нашего исследования – подросток. Зачастую самые серьезные школьные проблемы связаны именно с ним и его отношениями с окружающими.
Часто подросток в современной школе нуждается в помощи психолога, ждет ее. Почему он ее ждет и как ему помочь – об этом данная работа.
Объект настоящей работы феноменология подростковых групп.
Предмет данной выпускной квалификационной работы возрастные аспекты лидерства в подростковой группе.
Основная гипотеза приведенного исследования формулируется следующим образом: лидерство в подростковой среде обусловлено успешностью решения возрастных задач.
Цель настоящей работы проанализировать лидерство в подростковой группе психологическими методами и средствами.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1)Изучить научную психологическую литературу по заявленной теме;
2)выполнить теоретическое исследование по проблемам лидерства в подростковой группе на основе изученной литературы;
3)провести экспериментальное исследование лидерства в подростковой группе;
4)Представить данные исследования, описать результаты и сделать выводы.
Методологическими основами данной выпускной квалификационной работы выступают труды теоретиков и практиков психологии развития таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, М. Кле, Т.В.Драгунова, И.С.Кон, А.Е.Личко, Н.П.Аникеева и др.
Эмпирической основой настоящей работы являются результаты экспериментального исследования, проведенного в МОУ СОШ № 113 г.Волгограда по проблемам взаимосвязи возрастного развития и проявления лидерства в подростковой среде.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя 3 главы, с тремя подглавами в каждой. В Главе 1 раскрываются особенности подросткового возраста и, связанные с ним проблемы лидерства. В Главе 2 рассматриваются вопросы лидерства в группе, коллективе подростков, особенности психологического климата в зависимости от характера лидерства, возможности и приемы его психолого-педагогической коррекции. В Главе 3 приводятся данные, результаты и выводы экспериментального исследования связи способности лидировать и успешности в решении возрастных задач. Работа содержит введение, заключение и библиографический список использованной литературы.
2,500 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Лидерство в подростковом возрасте 6
1.1.Психологические особенности подросткового возраста 6
1.2.Проблемы лидерства в подростковом возрасте 11
1.3.Основные подходы к анализу феномена лидерства в группах учеников
9-11 классов 15
Глава 2. Лидер в подростковом коллективе 20
2.1.Роль лидера в структурировании и функционировании подросткового коллектива 20
2.2.Психологический климат коллектива 24
2.3.Психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений в коллективе с учетом статусно-ролевых позиций 31
Глава 3. Экспериментальное исследование проблемы лидерства в подростковом возрасте 37
3.1.Идея, методы и ход исследования 37
3.2.Данные, полученные в ходе исследования 41
3.3.Обсуждение результатов и выводы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложение 1 53
Приложение 2 54
2,500 руб.
В обобщенном виде, главная задача подросткового возраста – это войти в мир взрослых, обрести равные с ними права и обязанности. Для достижения этой цели подростки используют, заложенные в них природой и допустимые социумом возможности и способы, определяющие стратегию и тактику взросления. Одной из важнейших тенденций этого периода является переориентация общения с родителей и других взрослых на общение со сверстниками. Именно в коллективе сверстников, подросток может осознать сильные и слабые стороны своей личности, развить некоторые способности, осознать ценность коллективной деятельности, овладеть навыками лидерского поведения. В проведенном нами исследовании, результаты которого изложены в Главе 3, доказывается зависимость лидирующего положения подростка в группе, в коллективе и успешность решения им возрастных задач.
Основные выводы данной работы убеждают в том, что подростковый возраст является возрастом нормативного кризиса. Период 15-17 лет можно относить к старшему подростковому возрасту или выделять в самостоятельный возрастной период ранней юности. На данном этапе развития, а по данным некоторых авторов он охватывает целое десятилетие (от 10 до 20 лет) возникает несколько новообразований: чувство взрослости у младшего подростка, новый скачок в самосознании у старшего подростка, самоопределние и открытая реалистичная временная перспектива у юноши или девушки. Юность живет обращенностью в будущее. Все переживания молодого человека вращаются вокруг построения своего будущего, вокруг жизненных планов. В старшем подростковом возрасте человек уже достаточно реалистично смотрит на мир, для того, чтобы понять – построение жизни требует особой психической активности, выработки социально-ценных качеств личности, большинство из которых можно определить как лидерские. Доступными способами развития и саморазвития в этом периоде выступает общение со сверстниками и старшими товарищами, которыми могут выступать учителя и родители. Развитие лидерских задатков представляется в подростковом возрасте как проблема формирования характера, как «внешний» этап овладения самоконтролем. И, если для младших подростков общение является самоценностью, то для старших подростков и юношей уже характерно стремление к совместно-разделенной просоциальной деятельности с социально значимым результатом. Это становится основной тенденцией в деятельности учеников 9-11 классов.
Лидерство в подростковом возрасте имеет свои особенности, но все же поддается осмыслению в рамках наиболее популярных теорий: теории черт, системной теории. Очень популярным при анализе проблем лидерства в подростковой группе является структурный анализ.
В силу того, что лидер стоит на вершине статусно-ролевой иерархии в подростковой группе, у него есть наибольшие возможности для влияния на других членов группы. Лидер определяет, насколько успешной будет групповая деятельность, насколько полно будут удовлетворяться в группе возрастные потребности, какой образец для подражания он предложит остальным членам группы. Лидеры определяют нормы и ценности коллектива – от него зависит будет ли группа просоциальной или будет развивать антиобщественную деятельность.
Для успешной коррекции психологического климата в коллективе, развития лидерских качеств, необходимо осознать противоречие, вызванное формальными и неформальными структурами одного и того же класса, объединения, клуба. Противоречие между лидерством и руководством в школьной среде более острое ввиду возрастного разрыва меду лидером и классным руководителем.
Лидер определяет, какой будет «тон» коллектива, его атмосфера, установятся ли в нем дружеские отношения, норма взаимопомощи или отношения будут грубыми, жестко иерархиризированными. Чем более развита группа, тем более интересная, культурная, с широким кругом интересов личность ее лидера.
Главными условиями проведения успешной психолого-педагогической коррекционной работы в подростковом коллективе является авторитет классного руководителя и выстраивание педагогического влияния в русле ведущей деятельности и возрастных интересов подростков.
В результате нашего экспериментального исследования подросткового коллектива, удалось вычленить и обосновать существование взаимосвязи между лидерским статусом в коллективе и успешностью в решении возрастных задач. В коллективе исследованного нами объединения достаточно четко выделяется группа девочек и группа мальчиков, каждая со своим лидером. Общественно значимая деятельность школьного объединения основывается на активности двух ее лидеров – мужского и женского пола. Основной деятельностью подростков в школьном объединении является деятельность общения. Лидеры воспринимаются как образцы в выполнении этой деятельности. Лидерам данного объединения приписывается большая личностная зрелость, чем другим членам коллектива и высокая разработанность личных жизненных планов. Таким образом, можно утверждать, что успешность в актуальных для подростка сферах жизни создает условия для лидерства. Нами также установлено, что успешность в решении возрастных задач не является однозначным показателем лидирования, а существует в виде достаточно четко прослеживаемой тенденции.
Представляя перспективы развития данной тематики, можно отметить, что подростковое лидерство - феномен, возникновение которого зависит от множества разных условий. Активное отношение к своему взрослению далеко не единственное, хотя и весьма существенное условие развития лидерских качеств. Существенное влияние на него оказывают, по-видимому, особенности социальной ситуации развития, темперамент, характеристики жизненного плана как результата собственной активности и как проекта человеческой судьбы.
2,500 руб.
1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства//Вопросы психологии, 1991, №3;
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998;
3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983;
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология подростка. Хрестоматия/сост. Ю.И.Фролов. – М., 1997;
5. Бурлачук Л.Ф, Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб, 1999
6. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период. Психология подростка. Хрестоматия/сост. Ю.И.Фролов. – М., 1997;
7. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1996;
8. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. Соч. в 6-ти Т., Т.4. – М., 1984;
9. Добрович А.Б. Примитивные межличностные реакции. Основы конструктивного общения. Хрестоматия/сост. Т.Г.Григорьева и Т.П.Усольцева. – М., Новосибирск, 1997;
10. Драгунова Т.В. Подросток. – М., 1976;
11. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 2000;
12. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. – М., 1994;
13. Кле М. Психология подростка. Психология подростка. Хрестоматия/сост. Ю.И.Фролов. – М., 1997;
14. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989;
15. Кричевский Р.Л. Синтетический подход к исследованию лидерства//Вопросы психологии, 1977, №6;
16. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной психологии. Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая.. – М., 2003;
17. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. - М., 1985;
18. Лебедев В.И. Психология и управление. – М., 1990;
19. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология подростка. Хрестоматия/сост. Ю.И.Фролов. – М., 1997;
20. Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1998;
21. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Собр. соч.Т.1 – М., 1957;
22. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000;
23. Практическая психодиагностика/сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, 1998;
24. Практическая психология образования /под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997;
25. Сатир В. Модели общения. Основы коструктивного общения / сост. Т.Г.Григорьева и Т.П.Усольцева. – М., Новосибирск, 1997;
26. Социальная психология / под ред. Г.П.Предвечного и Ю.А.Шерковина. – М., 1975;
27. Социальная психология малой группы/под ред. Р.Л.Кричевского и Е.М.Дубовской — М., 2001;
28. Теории личности в западно-европейской и американской психологии/сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, 1996;
29. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. Хрестоматия по возрастной психологии/под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.,1996;
30. Эриксон Э.. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. Теории личности в западно-европейской и американской психологии/сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, 1996;
2,500 руб.