Готовая курсовая работа
на тему:«Восприятие дружбы в подростковом возрасте.»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V9922
Предмет: Психология
Год: 2008
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
К исследованию явления дружбы с конца IXX века и по сегодняшний день проявлялось особое внимание представителями различных психологических отраслей и течений. Под влиянием на личность детей в отроческом возрасте друзей, товарищей, сверстников и общественной среды происходит его уподобление сверстникам. Осознанный выбор друзей из многочисленного числа приятелей и товарищей становится осуществимо для подростка вследствие обновленному способу существования содержания умственной деятельности - мышлению в понятиях.
Образование обобщенных понятий и процесс закономерного изменения способностей придавать им новый формат ведет к появлению в сознании подростка высших стремлений и, прежде всего идеалов дружбы и друга. Так как психологическое фабула идеалов раскрывается общей социальной ситуацией развития, предполагается, что промежутки времени существенных социальных перемен, переживаемых нами в нынешней России, приводят к коренному изменению подростковых идеалов. Для постижения содержания развития личности нынешнего подростка требуется исследовать не только особенности развития дружеских отношений детей, но и выявить единство дружбы и друга, а также объяснить главные источники воздействия на них, проведя оценку влияния различных областей культурного взаимодействия.
Объект исследования – дружба.
Предмет исследования – подростковый период.
Цель исследования – выявить особенности восприятия дружбы подростками.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1) с помощью анализа научной литературы выявить психологическое содержание понятия «Дружба»;
2) выявить критерии избирательности друга;
3) дать общую характеристику подростковому возрасту;
4) определить значение и место дружбы у подростков;
5) провести эмпирическое исследование восприятия дружбы в подростковом периоде.
Методы исследования: анализ научной литературы, сочинения на тему «Друг для меня – это…», методика «Личностный дифференциал».
Глава 1. Психологическое содержание понятия «Дружба»
1.1. Дружба как особый вид личностных отношений
Что же такое близкие взаимосвязь, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов, то есть дружба, с точки зрения психологии? Все ее житейские определения суть метафоры, каждая из которых высвечивает какой-то один ракурс проблемы. «Приятель – товарищ» подразумевает наличие совместной деятельности и общих интересов. «Приятель – зеркало» подчеркивает функцию самопознания, а партнеру в этом случае отводится пассивная роль отражения; «Приятель – товарищ» олицетворяет эмоциональное сопереживание. «Приятель – собеседник» высвечивает коммуникативную сторону дружбы, самораскрытие и взаимопонимание. «Приятель – «альтер эго» подразумевает как ассимиляцию, уподобление приятельского себе, так и идентификацию, уподобление себя приятельскому, саморастворение в приятельском [8, 155-165].
Возникшая в конце XIX в. психология дружбы, как, впрочем, и приятельские науки о человеке, первоначально (и вплоть до середины XX в.) ставила вопросы общего характера: каков источник дружбы, как соотносятся ее рациональные и эмоциональные компоненты и чем поддерживается однажды возникшее взаимосвязь?
Научно-теоретическая парадигма рассматривает дружбу как особый вид личных отношений. В чем ее особенности?
1. Круг явлений, охватываемых понятием «личные взаимосвязь», гораздо уже и определеннее феноменов «межличностной аттракции». Речь идет не о случайных краткосрочных контактах, а только об относительно устойчивых, развивающихся взаимосвязях.
2. В отличие от функционально-ролевых отношений, личные взаимосвязь индивидуальны, персонализированы, в ходе их становления и развития образуется новый субъективный, личностный смысл, обогащающий обоих участников, чего не происходит при простом информационном или поведенческом обмене.
3. Личные взаимосвязь необходимо изучать в естественной среде с учетом фактора времени, причем не только в восходящей (знакомство, углубление, поддержание), но и в нисходящей (ухудшение, ослабление, разрыв отношений) стадиях развития.
4. Поскольку речь идет о субъектно-субъектных взаимосвязях, их развитие складывается не автоматически, в соответствии с универсальными нормами, а в зависимости от сознательных усилий и коммуникативной стратегии партнеров.
5. За иллюзией стабильного состояния и плавного перехода из одной стадии отношений в приятельскую скрывается драматический процесс изменений, неопределенности, переговоров, атрибуций и т. п.
6. Значение и смысл этих процессов сплошь и рядом не осознаются, а их последствия по-разному интерпретируются участниками взаимосвязь. Поэтому важно различать их объективную детерминацию, субъективную мотивацию и ретроспективную легитимацию (объяснение и оправдание) [8].
Что касается объективных предпосылок, то, как и все прочие личные взаимосвязь, близкие взаимосвязь, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов, то есть дружба, во многом зависит от системы социальных связей, круга непосредственного общения личности, обусловленных территориальной близостью, социально-групповой принадлежностью - и совместной деятельностью. Однако психологическая значимость этих факторов неодинакова.
Влияние пространственной близости на личные взаимосвязь в большинстве случаев опосредствуется и дополняется приятельскими названными факторами - групповой принадлежностью и совместной деятельностью, связанной с определенным разделением функций, кооперацией и помощь приятель приятельскую. Как и обыденное сознание, научная психология различает деловые, функциональные взаимосвязь и личные, индивидуальные привязанности, а также обусловленное принадлежностью к одному и тому же коллективу близость, основанная на товарищеских взаимосвязях, и основанную на индивидуальном выборе и личной симпатии дружбу [8].
Однако различие дружбы и близости, основанной на товарищеских взаимосвязях, относительно. Тесная кооперация и помощь приятель приятелю в совместной деятельности легко и незаметно перерастают во взаимную симпатию. Коллектив сплачивается не только общей заинтересованностью его членов в результатах их совместной деятельности, но и чувством групповой солидарности, сопричастности к целому. Степень эмоциональной идентификации индивидов с группой - один из главных показателей сплоченности коллектива. А идентификация с коллективом невозможна без взаимной поддержки и заботы об отдельных товарищах. "Чувство локтя" - важнейший общий компонент близости, основанной на товарищеских взаимосвязях, и дружбы. Поэтому товарищеские взаимосвязь не просто фон, а живая питательная среда для возникновения и развития индивидуализированной дружбы [9, 126].
Недаром большую часть своих друзей люди приобретают именно в процессе совместной деятельности, в своих производственных или учебных коллективах, причем значение этого вида общности значительно перевешивает роль территориально-бытовых факторов. Об этом свидетельствуют, в частности, данные уже упоминавшихся исследований Л. А. Гордона и Э. В. Клопова [8, 129].
Как и все прочно человеческие взаимосвязь, близкие взаимосвязь, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов, то есть дружба, регулируется определенным порядком предписаний. Свод законов древней институционализированной дружбы удовлетворял потребностям, был четко выраженным. В настоящее время правила дружбы в основном подразумеваются без слов. Но их исполнение в точности очень важно для содействия и оценивания пространства дружеских отношений. Каковы же эти правила?
Есть правила, которые обеспечивают сохранение секрета и почтения к индивидуальности товарища [8, 56].
При всех межкультурных несходствах разные культурности обладают похожим неформальным кодексом дружбы. Правила взаимной платы разрешают отличать тесную интимную дружбу от менее интимной. Правила дружбы женщин придают больший смысл самораскрытию и эмоциональному содействию, чем подобные правила дружбы мужчин. В дружбе подростков помощь и общее времяпрепровождение имеют значительный смысл, чем в дружбе лиц старшего возраста. При нарушении связи дружеских отношений люди чаще приписывают не соблюдение правил другом, чем собою. При прерывании дружбы нарушение правил, предоставление подкрепления, выражающее согласие, упоминается не так часто, как нарушение правил, упорядочивает напряженные ситуации, например заблуждение в доверии или вторжение в личные области.
Нарушение некоторых правил обнаруживается как природное основание разрыва дружбы; например, несоблюдение установленных признаков доверия и взаимного почитания приводит к перемене в худшую сторону отношений, а нарушение правил, предотвращающих столкновения, вроде табу вторжения в личный мир друга,- к разрыву [9, 115].
Похожие работы:
Психологическое исследование формирования личности в подростковом возрасте ➨
Введение. Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути», который определяется ...
Взаимосвязь мотивации аффилиации и агрессивности в подростковом возрасте ➨
Одна из ведущих ролей в совокупности витальных и социальных потребностей занимает потребность в установлении ...
Специфика интернет-общения в подростковом и юношеском возрасте ➨
С появлением и все более активным использованием международной компьютерной сети Интернет возник новый предмет ...
Конфликты со взрослыми и пути их разрешения в подростковом возрасте ➨
Введение Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное ...