Проблема отношения личности к природе была впервые поставлена в отечественной психологии А.Ф. Лазурским, которым в ряде работ рассматривалась совокупность субъективных отношений личности. Необходимость психологического анализа взаимодействий человека с природой в системных исследованиях механизмов функционирования ноосферы особо подчеркивалась и Б.Г. Ананьевым.
Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.
Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».
Согласно исследованиям Николаевой С.Н., экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает, формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам; ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии . Таким образом, экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам. Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и не живой природе.
Представляется целесообразным начинать экологическое воспитание с дошкольного возраста, ибо именно в детстве закладываются основы отношения человека к миру вообще и к живой природе в частности. Субъектами экологического обучения должны стать дети всех возрастов. Как показывает опыт, средняя школа не уделяет должного внимания экологическому образованию (в лучшем случае учителя биологии ведут небольшой раздел "Экология") и тем более воспитанию. Такой подход может в будущем привести не только к ошибкам в хозяйственной деятельности, но и к потере здоровья граждан (курение, алкоголь, наркотики).
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.
Мы считаем, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей. Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, ведет приспособленность к определенным элементам среды обитания. Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.
Основным содержанием экологического образования в дошкольном детстве является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. Целью экологического образования в дошкольном детстве является формирование основ экологической культуры.
Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования.
Использование современных информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду, в школе и т.д., то есть в условиях коллективного воспитания. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы, позволяют расширить возможности педагога, создать базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью поставленной проблемы в специальной литературе недостаточно исследовано влияние ознакомление дошкольников с природой на умственное развитие детей. В рамках указанной проблемы мы избрали тему исследования: «Формирование элементарных экологических представлений у детей с использованием современных технологий».
Цель нашего исследования – теоретически обосновать и практически проверить возможность формирования элементарных экологических представлений у детей с использованием современных технологий.
В соответствии с темой и целью работы нами был определен объект исследования – формирование элементарных экологических представлений у детей с использованием современных технологий.
Предметом исследования является процесс ознакомления дошкольников с природой.
Гипотеза. Наше исследование строилось на предположении о том, что положительное отношение к природе можно считать сформированным, если у детей проявляется стойкий интерес к природе, способность к положительному эмоциональному ее воспитанию. Мы считаем, что проведение специально организованной работы по ознакомлению детей с природой и формирования элементарных экологических представлений возможно с применением современных технологий и положительно скажется на уровне интеллектуального развития детей и на показателях сформированности экологических знаний.
В соответствии с целью и гипотезой нами были определены основные задачи исследования:
1.проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу и раскрыть сущность и значение экологического воспитания дошкольников, представить различные подходы к понятию «экологического воспитания» в педагогике;
2.определить понятие современных технологий в образовательном процессе;
3.рассмотреть возможность использования современных технологий в процессе формирования экологических представлений детей;
4.провести эмпирическое исследование особенностей формирования элементарных экологических представлений у детей с использованием современных технологий;
5.разработать и практически проверить технологию ознакомления дошкольников с природой и формирования у детей старшего дошкольного возраста элементарных экологических представления средствами современных технологий;
6.выявить эффективность предложенной методики формирования элементарных экологических представлений у детей с использованием современных технологий.
Теоретическая база опыта: комплексные программы: «Развитие» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко), «Радуга» (Т.Доронова), «Детство» (Н.Н.Кондратьева, Н.М.Маневцова); парциальные программы С.Николаевой «Юный эколог», «Наш дом – природа» (Н.Рыжова); технологии и методики по экологическому воспитанию детей (Н.Рыжова, М.Марковская, И.Цветкова, А.Федотова и Л. Грехова).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ работ детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: МДОУ № 1382 г. Москвы. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Работа иллюстрируется таблицами, диаграммами. Общий объем работы составляет 74 страниц.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей формирования элементарных экологических представлений у детей с использованием современных технологий 8
1.1Сущность и значение экологического воспитания дошкольников. Различные подходы к понятию «экологического образования» в педагогике 8
1.2Современные технологии в воспитательном процессе 15
1.3Использование современных технологий в процессе формирования экологических представлений детей 18
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования элементарных экологических представлений у детей с использованием современных технологий 31
2.1 Определение методов исследования и проведение констатирующего эксперимента 31
2.2Методика формирования элементарных экологических представлений у детей с использованием современных технологий. Проведение формирующего эксперимента 47
2.3Динамика сформированности элементарных экологических представлений у детей с использованием современных технологий. Проведение контрольного эксперимента и анализ полученных результатов 63
Выводы по главе 2 67
Заключение 68
Список литературы 71
Приложения 75
3,000 руб.
В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, что играет негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать: познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов); эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами); оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе); формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы); формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе); экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).
В нашем исследовании на основе анализа психолого-педагогической литературы мы раскрыли сущность и значение экологического воспитания дошкольников, выявили психолого-педагогические основы положительного отношения к природе у дошкольников и рассмотрели различные теоретические подходы к экологическому воспитанию детей. Так же нами была выявлена сущность применения современных технологий в процессе обучении и воспитания детей и определена возможность использования современных технологий в процессе формирования экологических представлений детей.
С учетом полученных знаний мы организовали и провели эмпирическое исследование особенностей формирования элементарных экологических представлений у детей с использованием современных технологий и выявили первичный уровень сформированности представлений о природе и уровень интеллектуального развития детей - развития мышления, как показателя умственного воспитания детей. Полученные результаты позволили нам понять, что первоначальный уровень сформированности представлений о природе, а так же уровень развития мышления крайне низок, что определило необходимость разработки и практической проверки технологии ознакомления дошкольников с природой и формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к природе, формирования экологических представлений детей с применением современных технологий.
Формирующая работа проводилась с экспериментальной группой в течение года, после чего появилась необходимость выявления динамики развития мышления и знаний о природе, определение эффективности и результативности проведенной работы. В результате проведенного контрольного обследования, в экспериментальной группе была отмечена положительная динамика – уровень сформированности представлений детей об экологии, положительного отношения к природе, и, как следствия, уровень развития мышления стал значительно выше, чем при первичном обследовании, что указывает на то, что формирующая работа с использованием современных технологий, оказалась эффективной.
Таким образом, нами были выполнены поставленные задачи исследования и достигнута цель работы.
В заключение, следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что положительное отношение к природе можно считать сформированным, если у детей проявляется стойкий интерес к природе, способность к положительному эмоциональному ее воспитанию. Мы доказали, что проведение специально организованной работы по ознакомлению детей с природой и формирования элементарных экологических представлений возможно с применением современных технологий и положительно сказалось на уровне интеллектуального развития детей и на показателях сформированности экологических знаний дошкольников.
3,000 руб.
1.Абрамян Э.А. Экологическое образование должно быть непрерывным.// Экология и жизнь. 1998, № 3. – с.16-18.
2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.:Питер,2001. - 288с.
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
4.Венгер Л. А., Мухина В. С. Основные закономерности психического развития ребенка.— Дошкольное воспитание, 1973 № 5 с 29—38-№ 6, с. 32—39
5.“Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве” и “Прогулки в природу” Авторы: С. Н. Николаева авторов В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич, издательство: Просвещение
6. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1982, т. 2.—361 с 1983, т. 3.—328 с.; 1984, т. 4.—415 с.
7.Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.— В кн.: Исследование мышления н советской психологии. М., 1966, с. 236—277.
8.Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.—424 с.
9.«Дошкольное воспитание», журнал №7-1995. с.68-69
10.Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.
11.Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
12.Журнал “Дошкольное воспитание”, №10, статья Комаровой Т. С.
13.Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1996, №6, статья Дроновой О. “Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте”.
14.Журнал “Вопросы психологии”, 1996, №6, статья Адаскиной А. А. “Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности”.
15.Журнал “Дошкольное воспитание”, 2000, №2, статья Аюевой И. “Воспитай личность!”.
16.Забрамная, С.Д., Боровик, О.В. Развитие ребенка – в ваших руках.: Кн. полезных советов для родителей. воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. – М.: Новая школа 2000. – 33 с
17.Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 1985.
18.Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятии в раннем и дошкольном детстве.— В кн.: Тезисы докладов на II съезде Общества психологов. Вып. 2. М., 1963, с. 3—6.
19.Каменева Л.А., "Как знакомить дошкольников с природой", М., 1983
20.Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. «Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах», изд-во «Феникс», М.2002г, 256с.
21.Козлова С.А. «Дошкольная педагогика». Учебное пособие, М. 2002г
22.Козлова С.А., Куликова Т.А «Дошкольная педагогика. 5-е изд., испр.» Издательство : Academia, М.2004, 416с
23. Комплексные программы: «Развитие» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко), «Радуга» (Т.Доронова), «Детство» (Н.Н.Кондратьева, Н.М.Маневцова).
24.Книга для воспитателей детского сада - Золотовой Е.И. "Знакомим дошкольников с миром животных", Москва, "Просвещение", 1995. Под редакцией канд. пед. наук Виноградовой Н.Ф.)
25.Мухина В.С. Психология дошкольника.-М.:Просвещение,75г. стр.216-218
26.Назаренко В.М. Будущее экологического образования: некоторые предположения.// Экология и жизнь. 1997, № 2-3. – с.18-21.
27.Немов Р.С. Психология: Учебн. пособие дя студентов высш. пед. уч. заведений. В 3 кн.: Т. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000
28.Непомнящая Н. И. Системный подход и задачи психологического исследования. — В кн.: Опыт системного исследования психики ребенка/Под ред. Н. И. Непомнящей. М., 1975, с. 5—23
29.Нисканен Л.Г., Шаграева О. А., Родина Е.В. и др. «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников», учебное пособие, изд-во «Гриф», М.2002, 208 с
30.Николаева C.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» Учебное пособие, 3-е изд., перераб., М.2005, 224с
31. Парциальные программы С.Николаевой «Юный эколог», «Наш дом – природа» (Н.Рыжова).
32.Педагогика раннего возраста: Учебное пособие. /Г.Г.Григорьева, Г.В.Груба, Е.В.Зворыгина_- М.: Академия,1998
33.Педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. редакторы И.А.Каиров и Ф.П.Петров. – М., 1968.
34.Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с.
35.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
36.Рыжова Н.А. Огород в детском саду. Обруч № 5, 2002. Как стать коллекционером. Игра и дети № 24, 2004.
37.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
38.Рыжова Н.А. Экологическое воспитание и развивающая предметная среда детского сада. Экологическое образование: в школе, до школы, вне школы № 2, 1999.
39.Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды. Дошкольное воспитание № 3, 1999.
40.Рыжова Н.А., Быстрова И.А. Поговорим о природе. Дошкольное воспитание № 7, 2000 (материалы о живом уголке и проведению занятий в нем).
41.Рыжова Н.А. Аквариум в детском саду. Дошкольное воспитание № 7, 2001.
42.Рыжова Н.А. Как воспитать Эйнштейна (лаборатория в ДОУ). Обруч № 5, 2004.
43.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.
44.Рябова Е.В. Наглядно, доступно, просто.// Экология и жизнь. 1999, № 4 – с.25-26.
45.Технологии и методики по экологическому воспитанию детей (Н.Рыжова, М.Марковская, И.Цветкова, А.Федотова и Л. Грехова).
46.Юлина Н.С. Главная дисциплина в системе экологического образования – философия.// Экология и жизнь. 2001, № 3. – с.29-30.
3,000 руб.