Введение
Содержание
Заключение
Литература
Сегодня для государственного строительства нет актуальнее задачи, чем формирование специального социального слоя профессионально подготовленных и нравственно воспитанных государственных служащих, способных гарантировать высокую социальную эффективность и безупречность работы органов государственной власти в Российской Федерации. Именно по кадрам государственной службы, принципам и источникам их формирования судят о государстве и \"качестве\" его правового поля. От работы государственных служащих в значительной мере зависит положение дел в нем и обществе в целом.
Очень часто управление человеческими ресурсами сводят к «управлению людьми», то есть к административной работе с конкретными исполнителями с целью повышения индивидуальной производительности и дисциплины труда. При таком подходе утрачивается представление о новых системных качествах, которые приобретает «просто человек», переходя в разряд «рабочей силы», «человеческого или трудового ресурса», «человеческого капитала» организации. Отрезается огромный пласт деятельности, который направлен на применение всех возможностей управления человеческими ресурсами с целью повышения экономической эффективности и конкурентоспособности целостной организации как субъекта экономических, а не только психологических или социальных отношений.
Особое значение этот аспект приобретает в сфере государственного управления, где, утрируя, и «средствами производства» и «конечным продуктом» являются люди и их отношения. Актуальность темы исследования определяется тем, что в России на сегодняшний момент существует достаточно стройная система законодательства, регулирующая те или иные сферы деятельности государственных служащих. Однако в ней недостаточно проработан аспект профопригодности в плане психологической готовности и способности государственного служащего к работе в сфере социального управления. Целью настоящей работы в связи с вышеизложенным является рассмотрение процесса разработки профессиограмы и ее практическое применение при в кадровой политике органов государственной службы
Объект исследования настоящей курсовой работы – профессиограмма государственного служащего Российской Федерации.
Предмет исследования: принципы разработки профессиограммы и ее значение для процесса кадровой политики органов государственной власти Российской Федерации.
Задачи исследования
• Рассмотреть понятие и сущность должности государственного служащего:
• Рассмотреть правовые основы государственной службы
• Определить общие требования к государственному служащему
• Рассмотреть методологические основы разработки профессиограмм
• Предложить к использованию в практике государственной службы в качестве образца структуру профессиограммы
• Рассмотреть психограмму государственного служащего как составной элемент профессиограммы
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам гражданского общества и правового государства, социального управления, бюрократии, государственной службы и управления персоналом, социальных, правовых, организационных и духовно-нравственных основ государственной службы (Г.В.Атаманчука, Д.Н.Бахраха, ААБеляева, В.Д.Граждана, Н.И.Загладина, Г.П.Зинченко, В.С.Карпичева, В.А.Мальцева, В.С.Нечипоренко,
Документальной основой исследования явились Конституция Российской Федерации, Федеральные законы \"Об основах государственной службы Российской Федерации\", \"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации\", Указы и распоряжения Президента РФ.
Настоящая работа имеет следующую структуру: введение, две главы с подпунктами, заключение.
Во введении определяется актуальность темы, определяется цель, задачи, предмет и объект работы.
В первой главе рассматривается должность государственной службы, правовые основы и общие требования к должностям.
Во второй главе рассматривается понятие профессиограммы, подходы к ее разработке и предлагается к использованию в качестве образца структура разработки профессиограмм, а также понятие и необходимость составления психограммы.
В заключении подводятся основные итоги работы.
1,200 руб.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Должность государственного служащего: понятия и сущность….6
1.1. Основные понятия и определения………………………………………6
1.2. Правовые основы государственной службы……………………………..11
1.3. Общие требования к государственному служащему…………………16
Глава 2. Должность государственного служащего и
профессиограмма государственного служащего………………………….18
2.1. Должность государственного служащего: требования
определенные законодательством………………………………………….18
2.2. Профессиограммы государственного служащего…………………….22
2.3. Структура профессиограммы…………………………………………..28
2.4. Психограмма государственного служащего
как составной элемент профессиограммы…………………………………30
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы ……………………………………….36
1,200 руб.
Подводя итоги настоящей работы можно сделать следующий выводы:
Хотя профессиография как метод изучения профессиональной деятельности человека была разработана еще в 20-30 гг. ХХ века отечественными психотехниками, не ко всем профессиям были составлены рекомендации и характеристики. Тем более это касается профессий, появившихся в нашей стране в последнее десятилетие в связи с изменением политической и экономической жизни. В частности в настоящее время еще ведутся.
В области разработки профессиограммы должностей государственных служащих на настоящий момент только начинается проведение широкие психологических и профессиографических исследований.
Подобные исследования остро необходимы на этапе создания российской демократической государственности, социально-ответственной, авторитетной и действенной власти в обществе,
Существует специальная процедура, позволяющая выделять профессионально важные качества на основании предварительного изучения технологических и нормативно заданных (бюрократических) характеристик профессий, как бы переходя от собственно профессиограммы к психограмме. Такая процедура позволяет подбирать банки психодиагностических методик для профотбора на конкретные профессии, составлять развивающие и обучающие программы для конкретных профессионалов.
Профессиографирование включает два основных этапа:
1) анализ операционально-технологической структуры труда
2) анализ собственно психологической структуры деятельности субъекта труда.
По сути, необходимо сначала изучить данную профессиональную деятельность на основе анализа существующей нормативной документации (на бюрократическом и технологическом языке), а затем все это перевести на язык психологии, что и позволяет выделить на основе психологических характеристик действий сами профессионально важные качества (ПВК). И уже к этим качествам (к наиболее важным для данной профессии) подбираются конкретные психодиагностические методики - тесты (или субтесты для оценки профпригодности кандидата на должность государственного служащего.
Сегодня отсутствует система реализации принципа социального контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ в вопросах формирования кадров государственной службы. Нет четких механизмов и форм ответственности за ошибки при решении кадровых вопросов, нарушение принципов открытости и справедливости.
Следует отметить неразрывную связь современного состояния кадров государственной службы с историческим опытом русской и советской государственной службы, в котором преобладали элементы \"иррационального\" типа формирования ее кадров. При этом наиболее характерный аспект преемственности в вопросах подготовки, подбора и расстановки государственных служащих заключается в том, что формирование нынешних кадров государственной службы, как и их предшественников осуществляется не столько на основе профессионализма и заслуг, сколько на основе приоритета политических качеств и протекционизма. Таким образом в отдельных случаях во властные структуры попадают непригодные с точки зрения психологических и профессиональных характеристик служащие.
Принцип профессионализма в системе государственной службы субъектов РФ не доминирует и не оказывает существенного влияния на карьеру государственного служащего.
Следует признать социально эффективным один путь: все государственные должности государственной службы должны быть заняты профессионально подготовленными работниками, занявшими свои должности в соответствиями с требованиями, разработанными для этих должностей и с учетом психологической готовности к социальной работы государственного служащего.
Представляется, что деятельность по разработке и внедрению в повседневную практику профессиограмм и психограм государственных служащих применительно к каждой конкретной должности независимо от категории является насущно необходимой в свете задач, определенных Президентом РФ для развития государственной службы.
1,200 руб.
1. Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ \"О системе государственной службы Российской Федерации»
2. Федеральный законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 27 июля 2004 года N 79-ФЗ
3. Административная этика: Учеб. пособие / РАГС; Под общ. ред. В.Л.Романова. - М.: Изд-во РАГС, 1999. - 314 с.
4. Атаманчук Г.В.Управление - фактор развития: Размышления об упр. деятельности / Г. В. Атаманчук. - М.: Экономика, 2002. - 567 с. - (Систем. проблемы России).
5. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук; РАГС. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 272 с.
6. Байков Н.М. Успешность деятельности госслужащих: критерии и методы оценки / Н. М. Байков// Власть и управление на Востоке России. - 1998. - № 1. - С. 16-27.
7. Базарова Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации: Учебное пособие. М., 1996., 452 с
8. Государственная служба Российской Федерации: Основы упр. персоналом / Под общ. ред. В.П.Иванова. - М.: Известия, 2003. - 410 с.
9. Горшкова Л. Оценка управленческого персонала: параметры и методы / Л. Горшкова// Человек и труд. - 2003. - № 3. - С. 79-82.
10. И.М. Гуськова, В.Н. Меньшова, Оценка деятельности и аттестации государственных служащих Методическое пособие Новосибирск, 1998, 168 с.
11. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987
12. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992. 94 с
13. Кибанов А.Я. Управление персоналом: Регламентация труда: Учеб. пособие / А. Я. Кибанов, Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина; Гос. ун-т упр. - 3 изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2003. - 480 с.
14. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.,1996 254 с.
15. Кочетков А.В. Источники формирования кадров региональной государственной службы в условиях становления Российского правового государства // В сб.: Политика. Власть. Право / Под ред. С.А. Комарова. Коломна: КПИ, 2005 165 с.
16. Королев М. Оценка качества служебной деятельности государственного служащего / М. Королев// Гос. служба. - 2003. - № 5. - С. 91-95.
17. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: \"Знание\", 1996. 308 с
18. Меньшова В.Н. Оценка деятельности государственных служащих: проблемы и приоритеты / В. Н. Меньшова
// Научные записки Сибирской академии государственной службы: В 3 т. Т. 2. - Новосибирск, 2000. - С. 142-149.
19. Митин А.Н. Методология моделирования при подготовке к оценке персонала государственной службы / А. Н. Митин
// Чиновник. - 2002. - № 5. - С. 38-43.
20. Новокрещенов А.В. Государственные и муниципальные служащие: Оценка профессионализма и потребности обучения: Монография / А. В. Новокрещенов, Н. Н. Таушканов; СибАГС. -Новосибирск, 2001.-156 с.
21. Общая теория управления / Под ред. А.А.Беляева, К КВарламоза, Н.П Пищулнна М, 1994. С. 132-133)
22. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1990. 182 с
23. Сидорова М.А. Способности как ведущая составляющая успешности личности в управленческой деятельности / М. А. Сидорова// Власть и упр. на Востоке России. - 2004. - № 1. - С. 116-118.
24. Скобеев К.М. Проблемы обеспечения профессионализма государственной службы / К. М. Скобеев // Научные записки Сибирской академии государственной службы: В 3 т. Т. 2. - Новосибирск, 2000. - С. 5-37.
25. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики / А. И. Турчинов; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т. - М.: Флинта, 1998. - 272 с.
26. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала / К. Д. Скрипник, А. Э. Гергелев, Т. Л. Кутасова и др. - М.: ПРИОР, 1999. - 192 с.
27. Чахирева Т.Н. Разработка методики персонального оценивания государственных служащих: Автореф. дис. ... канд. техн. наук / Т. Н. Чахирева; Сев.-зап. акад. гос. службы. - СПб., 2002. - 20 с.
28. Шувалова Н. Лояльность - значит верность? / Н. Шувалова// Служба кадров и персонал. - 2004. - № 1. - С. 39-42.
29. Шувалова Н. Не частная проблема: Нравственность гос. служащего выдвигается Советом Европы на первый план / Н. Шувалова// Служба кадров. - 2001. - № 7. - С. 57-60. - Начало. Окончание см. - № 8.
1,200 руб.