Исследование проблемы воспитания ребенка в семье является актуальным и востребованным. Начиная с 70-х гг. XX в. вопросы семейного воспитания в нашей стране рассматривают и социологи (И.С. Кон, В.Я. Титаренко и др.), и педагоги (И.В. Гребников, Т.П. Деусов, Т.В. Лодкина, Е.И. Наседкина, Л.Д. Троицкая и др.). Большое внимание проблемам воспитания ребенка в семье уделяется также психологами и психотерапевтами (М.И. Буянов, А.Я. Варга, Т.П. Гаврилова, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Г.Т. Хоментаускас и др.).
На различных этапах развития нашего общества представления о семье как факторе воспитания претерпевали существенные изменения. В 60-х гг., например, высказывалось мнение о возможности и даже желательности замены семейного воспитания воспитанием в дошкольных и школьных учреждениях (С.Я. Струмилин). К настоящему времени накоплено немало убедительных свидетельств принципиальной значимости и в известных пределах незаменимости семьи для формирования личности ребенка. Анализ поведения и психики детей, разлученных с родителями в раннем детстве (в результате ранней госпитализации, смерти родителей или развода), говорит о возможности необратимых искажений личности ребенка из-за воспитания его вне семьи (Дж. Боулби, Л. Лангмейер, 3. Матейчик, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, и др.).
Настоящий реферат посвящен проблема стилей семейного воспитания и восприятия родителями своих детей. В работе сделан упор на рассмотрение характера межличностных отношений в системе «родитель – дошкольник», имеющей, по мнению автора, фундаментальное значения для характера всех последующих семейных взаимодействий.
750 руб.
Введение 3
Глава 1. Стили семейного воспитания и модели семейных отношений:
общая классификация 4
Глава 2. Структура и характер детско-родительского взаимодействия
в дошкольном возрасте 9
Заключение 16
Список источников и литературы 18
750 руб.
В современной отечественной психолого-педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.
Считается, что внутрисемейные отношения являются ведущим компонентом семейного воспитания, поскольку они, как определенная социальная общность, выступают как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей.
Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что они выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Кроме того, в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, что создает возможность раннего включения ребенка в их систему.
Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения членов семьи. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.
Воспитание ребенка во многом зависит от отношений, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.д. Им свойственно более адекватное осознание «Я – образа», его целостность, развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.
В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается. Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.
Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми. Следовательно, сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются в семейном воспитании.
750 руб.
1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. ... канд. психол. наук. – М., 1986 - 206 c.
2. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. № 4. С. 22-31.
3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М.: Академия, 2002. – 416 с.
4. Калюжный А.С. Педагогика: Курс лекций. - Н.Новгород: НГПУ, 2005. – 179 с.
5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2006. – 320 с.
6. Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок-мать» // Психолог в детском саду. – 2005. - № 4. - С. 115 – 123.
7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1989. - 692 с.
8. Подросток и семейное воспитание / www.narcom.ru/parents/parents/42.html.
9. Baumrind D. Parenting styles and adolescent development // Le
er R.M., Petersen A.C., Brooks-Gunn J. (eds). Encyclopedia of adolescence. V. 2. N.Y., 1991. P. 746-758.
750 руб.