Введение
Содержание
Заключение
Литература
Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для становления и совершенствования произносительной культуры. Высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы по развитию речи на произносительном уровне в начальных классах. Однако именно в начальной школе «обучение живому слову ... нередко недооценивается учителями; недочеты речи застаревают, и исправить их впоследствии уже оказывается очень трудно» [7]
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря (В.К. Воробьева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.).
Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Также младшие школьники понимают значение многих слов, однако их употребление в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. [3, 9,12]
Одной из основных задач обучения детей с ОНР младшего школьного возраста является развитие речи учащихся. Критерием сформированности речи детей является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями – антонимы. Контрастные образы, противопоставление противоположных героев типичны для текстов, включенных в содержание[ 4]
В настоящее время создаются специальные программы развития речи детей. Например, программа речевого развития младших школьников, разработанная Мали Л.Д., Арямовой О.С., Песковой Н.С., Климовой С.А. В рамках данной программы предусматривается ознакомление учащихся с антонимами уже в 1 классе. Дети узнают о существовании в русском языке слов с противоположными значениями и учатся использовать их в речи. [8, 13, 17]
Цель работы: изучить особенности обогащения словарного запаса у детей с ОНР
Объект исследования: речевое развитие младших школьников с ОНР
Предмет исследования: сформированность словарного запаса антонимов у детей с ОНР младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования:
1. развитие словарного запаса детей с ОНР имеет свои особенности.
2. Систематическая работа с детьми ОНР по обогащению словарного запаса будет способствовать эффективному развитию словаря- антонимов у детей ОНР младшего школьного возраста.
База исследования:
Учащиеся школы г. Нижнеудинска № 1 вторых классов – 30 человек. Две группы – в каждом по 15 человек. У всех детей наблюдается ОНР 3 уровня.
1,200 руб.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения особенностей формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
1.1.Система и особенности работы по изучению антонимов……..…5
1.2. Формирование словаря у детей с нарушениями речи…………………………………………………………………………12
1.3.Логопедическая работа по формированию словаря у
младших школьников с общим недоразвитием речи…...……….......16
Выводы по первой главе……………………………………………...…21
Глава 2. Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1. Методика работы с антонимами с детьми ОНР…………………23
2.2. Диагностика словарного запаса у детей с ОНР…………………33
2.3. Формирование словарного запаса антонимов на развивающих занятиях…………………………………………………………………....37
2.4.Результаты экспериментального обучения……………………….48
Выводы по второй главе………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………..55
Литература………………………………………………………………...60
Приложения
1,200 руб.
Проведенное наше исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Одним из ярких проявлений системных отношений в лексике является соотносительное противопоставление по самому общему и наиболее существенному для их значения семантическому признаку. Такие слова называются лексическими антонимами.
Содержание понятия "антоним" в последнее время существенно дополнено. Так, до недавнего времени антонимами считались только слова, содержащие в своем значении указание на качество. Современные исследователи усматривают антонимию и у слов, принадлежащих к одной и той же части речи, обозначающих разного рода чувства, действие, состояние, оценку, пространственные и временные отношения, то есть все боле укрепляется широкое понимание антонимии.
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря.
Понимание структурных и семантических возможностей антонимических оппозиций позволяет наиболее правильно и рационально использовать языковые антонимы в речи, выбирать информативно самые значимые из них. А это является важным характерным признаком творческого использования лексического богатства русского языка.
Для детей с ОНР характерна вариативность лексических замен, а процесс поиска нужного слова идет очень медленно, недостаточно автоматизированно. Нарушения актуализации словаря проявляются также в искажении звуковой, слоговой структуры слова. Большие трудности вызывает классификация предметов: дети не знают обобщений, не выделяют четвертый лишний предмет, обозначенный семантически далеким словом.
Работа по обогащению и активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи включает в себя следующие задачи:
— ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;
— раскрытие многозначности слова;
— расширение запаса синонимов и антонимов;
— формирование правильного употребления слова в связной речи.
— Для того чтобы научить сопоставлять, т.е. подбирать антонимы, сначала подбираются пары предметов с ярко выраженными контрастными признаками. При показе логопед интонацией подчеркивает их качественную противоположность.
младшие школьники с общим недоразвитием речи допускают ошибки в подборе синонимов и антонимов к большинству слов. Эти ошибки связаны:
— с трудностями выделения существенных признаков слов;
— с недоразвитием мысленных операций сравнения и обобщения;
— с недостаточной активностью поиска слова;
— с несформированностью смысловых полей внутри лексической системы языка;
— с неустойчивостью связей внутри лексической системы языка;
— с ограниченностью объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
— Для того, чтобы дети умело использовали в речи слова-антонимы, необходимо правильно организовать работу с подобными словами. Когда мы говорим о детях с ОНР, то каждый урок русского языка, по возможности, должен включать в себя упражнения, направленные на работу с антонимами. Только проведение систематической работы позволит обеспечить правильность и глубину усвоения знаний.
— В эксперименте принимали участие ученики школы г. Нижнеудинска № 1 вторых классов – 30 человек. Две группы – в каждом по 15 человек. У всех детей наблюдается ОНР 3 уровня.
— Для выявления уровня знания о словах мы использовали метод – наблюдения на уроках русского языка, а так же проводили индивидуальный опрос с учащимися.
В ходе контрольного эксперимента, мы выявили, что ответы детей стали более качественными, полными, изменился характер описания предметов: школьники стали больше использовать прилагательные)
Описание предметов стало более конкретным, точным с эмоциональной окраской.
Так как у детей с общим недоразвитием речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово.
Учитывая индивидуальные особенности детей для мотивации детей к деятельности мы использовали проблемные ситуации, включая сказочных персонажей, сюрпризные моменты.
Все это позволяет качественно обогатить и активизировать словарный запас детей дошкольного возраста, совершенствовать речевое общение друг с другом, высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.
В основном все как в контрольной, так и в экспериентальной группе дети правильно назвали соответствующий предмет, его действие или качество. Хотя нужно отметить, что в контрольной группе не все дети могут употреблять какое-нибудь другое слово.
Быстрота называния слов тоже снижена т.к. мы рассматриваем группу детей с ОНР. Но в контрольной группе данный показатель выше на 16%
Мы выявили, что у тех детей которые не называет то или иное слово или называет его неверно, имеется слово в его пассивном словаре. Чего не наблюдалось в первом эксперименте.
Правильное называние предмета еще не означает, что ребенок умеет правильно употреблять это слово речи, знает его значение, поэтому важно вести наблюдение за речью ребенка в целом, выясняя, как пользуется он словами, правильно ли употребляет их или заменяет другими и т.д.
Сопоставив данные, полученные после трех проведенных экспериментов, можно говорить о том, что большая часть детей экспериментальной группы знают о словах с противоположными значениями, умеют с ними работать. Но тревожным остается тот факт, что все-таки детям сложно подбирать слова – антонимы, особенно это относится к детям с трудностями в обучении. Поэтому на уроках русского языка и чтения с детьми ОНР необходимо как можно больше работать над развитием речи учащихся.
Используя такие методы и приёмы:
• подбор синонимов и антонимов к изолированным словам и словосочетаниям;
• замена слова в словосочетании, подбор наиболее точного слова по смыслу;
• составление более точного слова по смыслу; составление предложений со словами синонимического ряда;
• составление словосочетаний и предложений разного типа со словами разных частей речи;
• нахождение многозначных слов в загадках, скороговорках, и в литературных предложениях.
У детей с общим недоразвитием речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово.
Все это позволяет качественно обогатить и активизировать словарный запас детей младшего школьного возраста, совершенствовать речевое общение друг с другом, высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.
Мы видим, что уровень словарного запаса – антонимов значительно повысился в экспериментальной группе. Это горит о том, что целенаправленная работа по обогащению словарного запаса антонимов у детей с ОНР достигает своих результатов при правильной ее реализации.
1,200 руб.
1. Голуб И.Б. Дидактические материалы по русскому языку. Для 1-4 классов: Путешествие в страну слов. – М.: Гуманит. Изд. центр "Владос", 1997. – 400 с.: ил.
2. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-пресс, 2003. – 144 с.
3. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1995. – 77 с.
4. Выготский, Л. С. Детская речь. / Л.С. Выготский. – М., 1996 – 420 с.
5. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ толерантности / Е.О Галицких. - М.: Акад. Проспект, 2004. – 240 с.
6. Гойхман, О. Я., Надеина, Т.М. Речевая коммуникация. / Под ред. Проф. Гойхман О.Я. М.: Инфа, 2001. – 272 с.
7. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
8. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Миссаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.
9. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин.– М.: Медицина,1968. –370 с.
10. Иванова В.Н. Антонимия в системе языка. Кишинев, 1982г.
11. Изволенская Л.Н. Словари антонимов русского языка как средство развития речи младших школьников// Начальная школа. – 1982 - №1 – с. 22
12. Калягин, В. А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2005. – 288 с.
13. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2004. – 432 с.
14. Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге /С.Ю. Курганов. - М.: Просвещение, 1989.- 127 с.
15. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление/ Г.М. Кучинский. - Минск: Университетское, 2002.-120с.
16. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968. – С. 67-85.
17. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1985. – 214 с.
18. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: ,1986. – 144 с.
19. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. реком. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006. – 272 с.
20. Логопедия: учебник для студ. дефект. ф-тов пед. вузов / под ред. О. В. Правдиной. – М.: Просвещение, 1972. – 272 с.
21. Логопедия: учебн. для студ. дефект. ф-тов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Владос, 2005 – 704 с.
22. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Педагогика, 1974.-300с.
23. Методы обследования речи детей: пособ. по диагностике речевых нарушений / под ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
24. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Г. А. Каше, Н. А. Никашина, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова и др.; под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1965. – 320 с.
25. Новотровцева, Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников / Н. В. Новотровцева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
26. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367 с.
27. Павлова, О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. – М. : Экономика, 1997. – 304 с.
28. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 448 с.
29. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. / Д.Э., Розенталь., И.Б Голуб, М.А. Теленкова- М.: Высш.шк. 1991.-572с.
30. Рубинштейн, С. Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей / С. Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
31. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками // Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева - М.: Академия, 1997.-456с.
32. Сиротинина, О.Б. Лингвистическое наследие ХХ в. / М.: УРСС, 2003. 172 с
33. Сиротинина, О.Б. Русская разговорная речь: пособие для учителя / О.Б. Сиротинина. М.: Просвещение, 1983. 80 с.
34. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.
35. Трошин, О. В. Логопсихология: учебн. пособие / О. В. Трошин, Е. В. Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.
36. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. – 128 с.
37. Хватцев, М. Е. Недостатки речи у школьников / М. Е. Хватцев. – М.: Учпедгиз, 1958. – 126 с.
38. Якубинский, Л.П. Избранные работы: Язык и его функцианирование / Отв. Ред. А.А.Леонтьев. М.:Наука, 1986. – 208 с.
39. Якубинский, Л.П. О диалогической речи //Русская речь /Под ред. Л.В.Щербы. Спб.,1987.-259с.
40. Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова. – М.: АРКТИ, 2004. – 209 с.
41. Ястребова, А.В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т. П. Бессонова - М., 1996.-158с.
1,200 руб.