Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Одним из важнейших отношений социального бытия человека является его отношение к себе. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения. Самоотношение является для психологии традиционным объектом исследования и не исчезает из ее поля зрения со времен Джеймса (исключение составляют лишь 20-40-е годы ХХ века). За это время накоплены богатейшие теоретические и экспериментальные данные изучения самоотношения как объекта психологического анализа, раскрыты механизмы его формирования, особенности функционирования и строения. Значительным вниманием среди психологов пользуется проблема влияния самоотношения на поведение человека, особенно на его асоциальные формы.
В то же время имеющиеся данные высвечивают нерешенность многих методологических и теоретических проблем психологии самоотношения, особенно в области изучения проблемы самоотношения леворуких детей.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе в рамках практической психологии существует острая практическая необходимость обосновать особенности самоотношения леворуких детей. Этим обоснован выбор темы нашего исследования: «Самоотношение леворуких детей».
Объект исследования – дети школьного возраста с ярков выраженной леворукостью и праворукостью.
Предмет исследования – особенности самоотношения леворуких детей.
Цель исследования – проанализировать особенности самоотношение леворуких детей и его отличие от самоотношения праворуких детей.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Проанализировать основные направления изучения самоотношения личности в трудах отечественных и зарубежных психологов.
2. Определить сущность и структура самоотношения личности: особенности самоотношения леворуких детей.
3.Изучить особенности самоотношения леворуких детей и их отличие от праворуких.
Теоретической базой исследования стали концепции И. С. Кона, Д.Н.Узнадзе, А.Н. Леонтьева, В.Н.Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др.
1,200 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы самоотношения леворуких детей
1.1.Анализ основных направлений изучения самоотношения личности в трудах отечественных и зарубежных психологов………………………………5
1.2.Сущность и структура самоотношения личности: особенности самоотношения леворуких детей………………………………………………..8
Выводы по главе…………………………………………………………………14
Глава 2. Экспериментальное изучение самоотношение леворуких детей
2.1.Организация и методы исследования…………………………………........16
2.2.Анализ результатов исследования………………………………………….18
Выводы по главе…………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
1,200 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
- В психологии существуют два противоположных подхода к объяснению структуры самоотношения. В первом его рассматривают как одномерное, во-вторых, как сложноструктурированное психическое образование. Вопрос о строении самоотношения в первом случае не ставится, а его содержание понимается как универсальное для всех субъектов неделимое чувство «за» или «против» своего «Я». В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости — комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов. Как мы выяснили, леворукие дети - неоднородная группа. Поэтому и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них - другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но именно поэтому так волнуются родители, заметив, что их ребенок активнее действует левой рукой. Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из картины всеобщности. В наше время не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий - это, по-видимому, путь цивилизованного отношения к феномену леворукости Изучение самоотношения детей проводилось в МОУ СОШ № 495 г. Москвы в течение трех месяцев (февраль-апрель, 2007). Выборку составили дети 5-х классов (60 человек). Выборка осуществлялась с учетом право- и леворукости ребенка, таким образом, выборку составили праворукие дети (30 человек) и леворукие дети (30 человек)). В нашей работе в соответствии с выбранной темой была поставлена цель: изучить особенности самоотношения у леворуких детей и сравнить их показатели с праворукими. В соответствии с этим мы предположили, что леворукие дети более критично настроены к себе. Показатель тревоги превалирует у 15 % леворуких детей и только у 5 % праворуких - это выражено в том, что основной цвет стоит на 6-м месте, он обозначен знаком "-", и все остальные, что находятся за ним (7-я - 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Это значит, что респондент отвергает данные цвета, как причину тревожности, негативного состояния.
- Показатель компенсации наблюдается только у 25 % леворуких детей и у 75 % праворуких, что характеризует личность так, что при наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующий мотив, настроение, поведение). В данном случае наблюдается сам факт стресса и его компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния. Интенсивность тревоги наблюдается у 45 % леворуких респондентов и у 15 % - это школьники, которые поставили основной цвет на 6-м месте, что является фактором, вызывающим тревогу, степень тревоги проявлена сильно. Неблагоприятная компенсация отмечена у 15 % леворуких школьников и 10 % праворуких – это выражается в том, что у ребенка компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый. Эти испытуемые выбрали максимальное кол-во цветов негативной компенсации. Статистический анализ показал, что разница в уровне самоотношения леворуких и праворуких школьников незначительна, что говорит о том, что наша гипотеза о том, что самоотношение детей школьного возраста взаимосвязана с право и леворукостью ребенка подтвердилась. Но следует отметить, что гипотеза подтверждена не на статистически достоверном уровне, возможно это свидетельствует, что самоотношение школьников зависит не только от право - или леворукости, но и от других социально-психологических факторов.
1,200 руб.
Список литературы
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1996.
2. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991.
3. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1994.
4. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М.: МГУ, 1991.
5. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: «Мецниереба», 1999.
6. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1993.
7. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: Наука, 1998.
8. Колышко А.М. Особенности межличностного взаимодействия педагогов с различными типами самоотношения // Серия 1. – 2001. – № 1 (6).
9. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. – М.:Смысл, 2003.
10. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности, 2003.
11. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения // Вопросы психологии. – 1995. – № 3.
12. Якоби М. Стыд и истоки самоуважения. – М.: ИАП, 2001.
1,200 руб.