Введение
Содержание
Заключение
Литература
Осмысление историко-фактологического опыта психологических исследований, накопленного в различных отраслях психологического знания, является одной из актуальных проблем развития психологической науки. Это способствует вычленению наиболее перспективных идей и вопросов, решение которых станет актуальным в новом столетии. Одной из таких проблем, привлекающей внимание многих как отечественных, так и зарубежных ученых, и в то же время рассматриваемой весьма неоднозначно и противоречиво, является проблема деловых конфликтов и их влияния на эффективность принятия решений руководителем.
Конфликты сопровождают и обусловливают историю общества, государств, народов и личную жизнь каждого человека. Конфликты между людьми явление обычное, а иногда они имеют даже положительное значение. Конфликт является всеобщим и необходимым элементом человеческой жизни.
Детские конфликты в последнее время все чаще занимают умы исследователей – каковы причины детской конфликтности? Почему современные дети стали более агрессивны и конфликты, чем ранее? Каковы особенности поведения детей в конфликте и от чего зависят проявления конфликтности и агрессии? На эти вопросы уже долгое время пытаются ответить психологи и педагоги, такие как К.А. Абульханова-Славская, B.C. Алишев, О.В. Аллахвердова, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, СИ. Ерина, М.М. Кашапов, Н.В. Клюева, Т.И. Марголина, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.В. Новиков, Л.А. Петровская, Т.А. Полозова, С.Л. Прошанов, А.А. Реан, В.П. Трусов, Б.И. Хасан, В.А. Хащенко, Р.Х. Шакуров, А.И. Шипилов и др.
Несмотря на уже достаточную исследованность проблемы конфликтов, мы можем отметить, что четких и систематизированных данных, касающихся особенностей поведения детей в конфликте не найдено, до сих пор остается недостаточно исследованным проблема поведения детей в конфликте.
Анализ современных социально - психологических программ, тренингов, направленных на снижение уровня конфликтности, коррекцию деловых конфликтов личности показал, что большинство из них содержат задания, направленные на развитие психических процессов человека, повышение коммуникативности и снижению эмоциональной напряженности, но они не носят системного характера, часто используются в качестве необязательного материала. Тем более мы можем отметить, что недостаточно систематизированных программ, в которых бы была продумана целенаправленная работа по коррекции поведения детей в конфликте.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью проведения систематической работы по изучению особенностей поведения детей в конфликте с дальнейшим рассмотрением коррекционной работы по снижению конфликтности и агрессивности детей и отсутствием доступных, понятных и логичных исследований, коррекционно-развивающей программы, направленного снижение уровня конфликтности детей и выявление особенностей конфликтного поведения. Данное противоречие, а так же социально-практическая значимость и теоретическая неразрешенность этого вопроса обусловило проблему, разрешению которой посвящено наше исследование и выбора следующей темы: «Особенности поведения детей в конфликте».
Целью нашей работы стало выявление особенностей поведения детей в конфликте.
Объект исследования – конфликтность детей.
Предмет исследования – поведение детей в конфликте.
Гипотеза. Наше исследование основывается на предположении о том, что существует связь между особенностями (стратегиями) поведения ребенка и уровнем конфликтности – возможно, у агрессивных детей будет выявлены стратегии поведения в конфликте – соперничество, а у неагрессивных и неконфликтных детей – компромисс и сотрудничество.
В соответствии с определенной целью, объектом и предметом исследования нами были определены задачи нашей работы:
1.на основании проведенного анализа научной литературы по проблеме исследования дать сущностную характеристику основным понятиям исследования: «конфликт», структура, виды и признаки конфликта;
2. выявить особенности поведения детей в конфликте;
3.провести экспериментальное изучение особенностей поведения детей в конфликте и статистически проверить достоверность гипотезу исследования;
4.подобрать рекомендации по снижению конфликтности и агрессивности детей.
Теоретико-методологическую основу работы составляют теоретические и методологические подходы к исследованию социальных конфликтов и регулирования ими, сформулированные в трудах основателей и классиков конфликтологии: К.Боулдинга, Р.Дарендорфа, Г.Зиммеля, Л.Козера, К.Маркса, Т.Парсонса и других. Особую значимость для раскрытия темы работы имели такие положения, как признание конфликта и конфликтности в качестве неотъемлемого элемента общественного бытия и движущей силы общественного развития; многофункциональности конфликта и его способности выполнять конструктивные социальные функции; управляемости и регулируемости конфликтов.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение исследовательского опыта);
3)статистические: ранжирование, статистическая обработка полученных в ходе исследования данных (с применением критерия Спирмена).
Нами были подобраны следующие методики по исследованию уровня конфликтности на предприятии и выявления влияния деловых конфликтов на эффективность принятия решений в кризисной ситуации:
1.Методика К.Н Томаса («Оценка способов реагирования в конфликте»);
2.Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки);
3.Тест руки (Hand test) по Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э. Вагнеру).
База исследования: МОУ СОШ № 1324 г. Москвы. В исследовании принимали участие учащиеся 3 «А» класса данного общеобразовательного учреждения (12 человек).
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей поведения детей в конфликте 7
1.1Определение основных понятий исследования: понятие "конфликт", структура, виды и признаки конфликта 7
1.2Особенности поведения детей в конфликте 18
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей поведения детей в конфликте 26
2.1Определение методов исследования и организация эксперимента 26
2.2Проведение констатирующего исследования и анализ полученных результатов 29
2.3 Рекомендации по снижению конфликтности и агрессивности детей и коррекции конфликтного поведения 33
Заключение 39
Список литературы 42
Приложения 44
1,200 руб.
В результате проведенного теоретического исследования, мы отметили, что конфликт – это столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями.
Основные элементы конфликта: конфликтная ситуация - скрытые, либо открытые противоречия, и инцидент - открытые действия (столкновения) оппонентов. Структура конфликтной ситуации сложна тем, что помимо внешней стороны очевидной для каждого участника, поскольку, как правило, лежит на поверхности, существует внутренняя позиция каждого оппонента. Внутренняя позиция личности формируется с детства и далеко не очевидна, особенно у взрослых людей.
Конфликты бывают конструктивные (которые не выходят за рамки общепринятых норм) и деструктивные, разрушительные. Именно они вызывают тревогу педагогов. Нас интересуют причины конфликтного, «плохого» поведения детей и подростков. То есть мотивы девиантного поведения, в частности агрессивности, которая усиливается в последние десятилетия.
Под детской конфликтностью, а зачастую и агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Конфликтность ребенка обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью конфликтности и агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе конфликтность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между конфликтностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт конфликтности может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании конфликтность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: повышенная конфликтность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
1. ухудшением социальных условий жизни детей;
2. кризисом семейного воспитания;
3. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
4. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.
В нашем исследовании мы ставили цель изучить особенности поведения детей в конфликте. Рассмотрев научную литературу по данной теме, мы определили теоретические вопросы исследования, на основании чего были подобраны специальные психологические методики по изучению поведения в конфликте у детей младшего школьного возраста:
1.Методика К.Н Томаса («Оценка способов реагирования в конфликте»);
2.Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки);
3.Тест руки (Hand test) по Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э. Вагнеру).
При помощи данных методик мы определили стратегии поведения детей в конфликте и уровень агрессивности и конфликтности у группы младших школьников (12 человек). Мы ставили перед собой задачу выяснить, существует ли взаимосвязь между особенностями поведения детей в конфликте и показателями конфликтности агрессивности школьников.
Полученные результаты были занесены в таблицы, при анализе которых было выявлено, что
- при высоком уровне агрессивности и враждебности дети склонны использовать стратегию соперничества;
- низкие показатели агрессивности и враждебности свидетельствуют о склонности к использованию сотрудничества и компромисса как ведущих стратегий поведения.
Между уровнем агрессивности и использованием стратегий избегания и приспособления достоверной взаимосвязи не выявлено.
Таким образом, в конфликте дети с высоким уровнем агрессии используют стратегию соперничества, с низким – сотрудничество и компромисс.
Следовательно, мы выполнили задачи, поставленные в исследовании, достигли цели работы и доказали гипотезу исследования.
1,200 руб.
1.Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // психология личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара: изд. Дом "Бахрах", 1999г., с.240.
2.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: изд-во МГУ,1988. 431с.
3.Андреев В. И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М., 1995
4.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Издательство: Юнити. М.,2001 г. - 552 стр.,
5.Анцупов А.Я., Малышев А.А. Введение в конфликтологию. Как предупреждать и разрешать межличностные конфликты. Ужгород, 1995.;
6.Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход. М., 1996.;
7.Гришина Н.В.Психология конфликта.СПб.:Изд-во«Питер»,2000.464с
8.Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. — М.: Экмос. 2000.
9.Дойч М. Конструктивное разрешение конфликтов: принципы, обучение и исследования. В кн.: Психология конфликта / Сост. Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2001. - С. 173-298
10.Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов конфликтности // Социально- педагогическая работа. 1997. № 4. 1997.
11.Журавлев А.Л., Вахин А.А. Социально-психологические аспекты исследования конфликта // Современная конфликтология в контексте культуры мира. - М.: АСТ, 2001. - 357-372
12.Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов-н/Д., 1998.
13.Иванова Л.Ю. "Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям". В сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. М., Архангельск, 1993
14.Конфликты в современной России: проблемы анализа и регулирования. / Под ред. Степанова Е.И. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.
15.Конфликтология: учебник для вузов / Ратников В.П., Голубь В.Ф., Лукашова Г.С. //под ред. проф. Ратникова В.П.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
16.Креч Д., Крачфилд А., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость. //Вопросы психологии. – 1992. - №1-2. – С. 4-10.
17.Лоренц К. Агрессия. – М.:Просвещение., 1994. – С.110-125.
18.Немов Р.С. Психология т. 3. Психодиагностика., М., 1998
19.Основы конфликтологии. - М.: Юристъ, 1997. - 198 с
20.Романов А.А "Игротерапия: как преодолеть конфликтность и агрессивность у детей", М. Просвещение,1995 г.265с
21.Румянцева Т.Г. Понятие конфликтности и агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопр. психол. 1991. № 1. С. 81–88
22.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. М., 1996
23.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. С-Пб., 2002. с.340
24.Уткин Э. Н. Конфликтология. Теория и практика. - М., ЭКМОС, 19991
25.Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Бахрах-М, 2001, 128с.
26.Фурманов И.А. Детская агрессивность и конфликтность: психодиагностика и коррекция. – Минск.:Литера., 1996.
27.Холлигер В. Человек и агрессия. – М.:Просвещение., 1985. – С.35.
28.Хоментаускас В. Семья глазами ребенка. – М.:Просвещение., 1989. – С.32-41.
29.Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб.: Лань, 1997.
30.Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996.
1,200 руб.