Социально-педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития и обусловленных психолого-педагогическими причинами. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, нереферентностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой, его «объектностью», что тормозит развитие субъектных свойств личности детей
Механизм возникновения и развития социально-педагогической запущенности детей приводится в движение противоречием между потребностью ребенка стать личностью и возможностью ею стать [53].
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, проявляющиеся в большой эмоциальной зависимости от взрослого, подражательности, восприимчивости, создают опасность закрепления и интеграции признаков и проявлений социально-педагогической запущенности. Кроме того, они обусловливают негармоничность развития, неуспешность, непродуктивность деятельности. С другой стороны, в силу тех же особенностей, дети легче перестраиваются, поддаются психолого-педагогическим воздействиям, более сенситивны в плане развития, если определяющие воздействия адекватны возможностям и особенностям ребенка.
В связи с этим очевидна актуальность исследования проблемы социально-педагогической запущенности у детей данной возрастной группы.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью ранней диагностики и коррекции в силу их упражняющего значения для развития личности, онтогенетического значения детства и более высокой эффективности психолого-педагогического воздействия на ребенка в детском возрасте.
Цель исследования состоит в изучении социально-педагогической запущенности и ее коррекции в условиях образовательного пространства школы.
Объект исследования - социально-педагогическая запущенность и основные направления ее коррекции.
Предмет исследования – социально-педагогическая запущенность и ее коррекция у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования – предполагается, что социально-педагогическая запущенность – довольно распространенное отклонение в развитии детей младшего школьного возраста и соответствующая психокоррекция позволит снизить степень выраженности запущенности личности ребенка.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить социально-педагогическую запущенность среди учащихся младшего школьного возраста;
- разработать содержание коррекционных занятий, направленных на снижение выраженности социально-педагогической запущенности у младших школьников;
- провести анализ полученных результатов и разработать рекомендации, адресованные психологу и учителю начальных классов.
Методическая основа дипломного исследования:
- личностный и деятельностный подходы (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
- положении философии о причине и следствии.
Методы исследования:
- беседа;
- наблюдение;
- экспресс-диагностика состояния социально-педагогической запущенности детей Р.В. Овчаровой;
- методика А.И. Липкиной;
- методика регистрации социальной активности ребенка (МЕРАС) Р.В. Овчаровой;
- детский вариант личностного опросника Р. Кеттела;
- методы математической статистики.
Научная новизна дипломного исследования состоит в том, что в условиях образовательного пространства школы предпринята попытка выявления социально-педагогически запущенных детей с последующей организацией коррекционных занятий.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что предложенное содержание коррекционных занятий и разработанные рекомендации могут быть использованы школьными психологами при разработке психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий.
Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, выводов, рекомендаций, заключения, списка использованных источников и приложения.
3,000 руб.
Социально - педагогическая запущенность детей - одна из самых актуальных проблем современной психологии и одна из самых распространенных разновидностей отклонений развития, часто перерастающая в правонарушения и другие асоциальные формы проявлений личности.
Именно поэтому современные исследователи всерьез занялись разработкой вопросов о коррекции и профилактике социально-педагогической запущенности.
В современной литературе имеется множество теорий, взглядов, мнений, освещающих этот вопрос, что свидетельствует о том, что не существует единого подхода к решению данной проблемы. Вот почему проблема социально-педагогической запущенности рассматривается как слабое звено в системе реабилитационных мероприятий, проводимых в нашей стране.
Природа социально-педагогической запущенности достаточно сложна, так как в ней проявляются сугубо индивидуальные качества личности, такие как эмоционально-волевые, интеллектуальные и усвоенные личностью нормы и ценности личности. В связи с этим, наряду со специальными методиками, направленными на изучение социально-педагогической запущенности в дипломном исследовании был использован и личностный опросник Р. Кеттела.
Результаты дипломного исследования подтвердили утверждение Р.В. Овчаровой о том, что социально-педагогически запущенного ребенка следует рассматривать как субъекта общения и самосознания. По результатам исследования разработана соответствующая психокоррекционная программа, направленная на снижение степени выраженности социально-педагогической запущенности у детей младшего школьного возраста. Опыт работы с младшими школьниками показал, что социально-педагогическую запущенность можно предупредить, если в школе грамотно осуществлять психологическую и педагогическую профилактику этого довольно распространенного отклонения в развитии детей младшего школьного возраста.
Проведенное экспериментальное исследование подтвердило рабочую гипотезу, что позволило разработать рекомендации, адресованные психологу и учителям начальных классов. Это поможет им в решении задач преодоления социально-педагогической запущенности у детей.
3,000 руб.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург, 1999 – 621 с.
2. Аветисян К.А. Программа развития психологической культуры младших школьников// Психология и школа, 2007, № 2.- с. 11-27
3. Алемаскин Л.В. Предупреждение психологической запущенности и правонарушений школьников. – М.: Педагогика, 1978 – 220 с.
4. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М., 2001.-280 с.
5. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. – 379 с.
6. Баженов В.Г. Характеристика условий, способствующих педагогической запущенности школьников.- М.: Педагогика, 1983 – 150 с.
7. Безруких М.М. Проблемные дети. – М., 2000. – 320 с.
8. Белкин А.С. Диагностика педагогической запущенности учащихся. - М., 1980. - 98 с.
9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе - М., 2000.- 318 с.
10. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 302 с.
11. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001.- 210 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1989. – 326 с.
13. Божович Л.И. Проблема формирования личности. Изб.психол.труды/Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Воронеж, 2001.-488 с.
14. Бехтерев В.Ф. Проблема развития и воспитания человека/Под ред. А.В. Брушлинского. – Воронеж, 1977.- 290 с.
15. Блонский П.П. Психология младшего школьника /Под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. – М., 1997. – 340 с.
16. Блонский П.П. Трудные школьники М., 1979. – 216 с.
17. Варначева Л.В. Школьные проблемы глазами психолога. - М., 1998. – 96 с.
18. Власова П.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Педагогика, 1994. – 123 с.
19. Волков Б.С. Психология младшего школьника. Учебное пособие. –М., 2000. – 420 с.
20. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. – М., 1988. – 73 с.
21. Воспитание трудного ребенка/Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. – 180 с.
22. Возможности практической психологии в образовании/Под ред. Н.В. Пилипко. – М., 2000. – 430 с.
23. Воспитательный процесс: изучение эффективности/Под ред. Е.И. Степанова. – М., 2001. – 95 с.
24. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах – М.: Педагогика, 1991, т.4. – 479 с.
25. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2004. – 509 с.
26. Гладких Л.П. Вариативная модель оценки психического здоровья младших школьников в образовательном процессе//Психологическая наука и образование, 2001, № 2. – с. 21-26
27. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога//Педагогика и психология, 1991, №10. – с.28-31
28. Джумабаев А.Д. Система перевоспитания педагогически запущенных детей. – Алма-Ата, 1990. – 301 с.
29. Джобсон Дж. Непослушный ребенок. - СПб., 2001,- 96 с.
30. Дубровина И.В. Практическая психология. – М.: Сфера, 2000. – 526 с.
31. Дубровина И.В. Практическая психология в образовании. – М.: Просвещение, 2003. – 479 с.
32. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – СПб., 2000. – 180 с.
33. Злобина Е.Н. Общение как фактор развития личности. – М., 1982. – 170 с.
34. Зюбин В.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – Л., 1985. – 76 с.
35. Ильин В.С. Проблема воспитания потребности в сознании школьников. – СПб., 1991. – 148 с.
36. Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности у младших школьников//Психология и школа, 2005, №4. – с. 62 -71.
37. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей. – М., 1994. – 105 с.
38. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка.
Учебное пособие. - М.: \"Российское педагогическое агентство\", 1997.- 215 с.
39. Коврова К.А. Авторская программа «Сказочные персонажи Г.Х. Андерсена»//Психология и школа, 2007, №l.- с. 102-118
40. Коррекционная педагогика в начальном образовании/Под ред. Г.В. Кумариной. – M., 2001. - 272 с.
41. Коррекционная педагогика/Под ред. Б.Т. Пузанова.- М., 1998. - 320 с.
42. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда//Вопросы психологии. 1993, №1. -с. 24-28
43. Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания. - Минск, 1981. - 80 с.
44. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: УРАО, 1997. - 179 с.
45. Касярум Н.В. Пути предупреждения и преодоления педагогической
запущенности школьников. - М., 1988. - 261 с.
46. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2002. - 988 с.
47. Кэтрин Дж. Кволс. Переориентация поведения детей. - СПб., 2000. - 230 с.
48. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка/Под ред. А.Г. Рузской. - Воронеж, 1997. - 205 с.
49. Казанцева О.Н Коррекционно-развивающая программа социального тренинга//Практическая психология и логопедия, 2007, №2.-c. 21-57
50. Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. - М.: Педагогика, 1961.- 199 с.
51. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми –СПб.: Речь, 2001.- 112 с.
52. Медведев Г.П. Педагогическая запущенность детей и пути ее преодоления. -М.: Педагогика, 1989. - 168 с.
53. Мясищев В.Н. Трудные дети в массовой школе. - Л.: Лениздат, 1987-210 с.
54. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. -М.: Просвещение, 1984. - 185 с.
55. Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. — М.: ТЦ-Сфера, 2000.-442 с.
56. Овчарова Р.В Справочная книга школьного психолога. -М, 1993. -385с.
57. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ. Сфера, 2002. -480с.
58. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. -М.: ТЦ-«Сфера»,2001.-320с.
59. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность школьников.- М.: ТЦ-«Сфера», 2000. - 318 с.
60. Озерецкий Н.А. Трудновоспитуемые дети. - Л., 1990. - 105 с.
61. Психология в начальной школе/ Под ред. В.П. Андрющенко -Волгоград, 1995. - 248 с.
62. Психическое развитие младших школьников/Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1990 - 380 с.
63. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2000. - 480 с.
64. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве/Под ред. Н.А. Селивановой. - М., 2001. - 310 с.
65. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Эксмо-пресс, 1999. - 431 с.
66. Самоукина И.В. Практическая психология в школе. – М., 1997. – 315 с.
67. Самоукина И.В. Игры в школе и дома. - М.: Новая школа, 1993. – 189 с.
68 Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностика - консультативная деятельность психолога в образовании. - М: Айрис-Пресс, 2004. - 285 с.
69. Слободяник Н.П. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и положительной самооценки//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998, №2. -с. 20-32.
70. Хайруллин Г.Т. Педагогика: курс лекций. Алматы, 2003. – 367 с.
71. Эльконин Д.Б. Детская психология. –М., 2004. – 289 с.
3,000 руб.