Введение
Содержание
Заключение
Литература
Основным лозунгом последней реформы образования был лозунг построения личностно ориентированной системы образования. Он сменил другой лозунг, господствовавший в 70-е – 80-е годы, когда результатом образования виделась всесторонне и гармонично развитая личность. Несмотря на схожесть формулировок, они качественно отличны друг от друга. Так, лозунг о всесторонне развитой личности касается результатов образования, никак не определяя пути и особенности его построения. Поэтому школьная программа содержала большое количество самых разнообразных дисциплин (ведь личность должна была быть всесторонне развитой), а проблема организации специализированного обучения (школ с углубленным изучением иностранных языков, математики и т.п.) решалась за счет увеличения часов нагрузки на учеников.
Задача построения личностно ориентированного обучения, с одной стороны, фиксирует, что применявшаяся стратегия и тактика формирования всесторонне развитой и гармоничной личности на деле не привела к каким-либо существенным изменениям в личностном развитии детей, и, с другой стороны, если мы хотим получить всесторонне развитую личность, то, видимо, необходимо с самого начала строить личностно ориентированное обучение.
Однако такая смена парадигмы образования не может дать ничего существенно нового, если мы не определим психологическое содержание понятия «личностно ориентированное обучение».
Младший школьник во многом психологически похож на дошкольника. Анализ психологических особенностей современных младших школьников показывает, что простое использование игры не всегда может привести к личностно ориентированному обучению. Дело в том, что сама по себе игра есть лишь средство для усвоения нового материала. Современным же детям не хватает опыта собственной жизни и, как следствие этого, – собственных, личностно значимых проблем и задач. Значительное число младших школьников подчиняются логике взрослой жизни или логике и содержанию телепередач и имеющихся в доме компьютерных игр. Поэтому они не задумываются над возникающими перед ними проблемами и не имеют собственных задач.
Самой большой в современной дидактике проблемой, на наш взгляд, является проблема «усвоения» грамотного письма на родном языке. Как показывает практика, грамотно пишущих, имеющих «природную грамотность» детей становится меньше. В этом заключается актуальность нашей работы.
Объектом курсового проектирования является грамматика русского языка.
Предмет работы: психологический анализ ошибок по русскому языку у детей младшего школьного возраста.
Цель работы: проанализировать психологический аспект ошибок по русскому языку у детей младшего школьного возраста.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть психологические особенности познавательной деятельности учащихся младших классов;
2) сформулировать особенности письменной речи учащихся начальных классов;
3) организовать исследование в начальной школе на предмет выявления ошибок по русскому языку учащихся;
4) провести психолого-педагогический анализ ошибок учащихся младших классов.
1,200 руб.
Введение…………………………………………………………… 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения грамматике русского языка…………………………………………………………… 6
§1. Психологические особенности познавательной деятельности учащихся младших классов……………………………………………… 6
§2. Особенности письменной речи учащихся начальных классов 16
Глава 2. Психолого-педагогический анализ ошибок в русском языке учащихся младших классов………………………………………………. 22
§1. Организация и методы исследования…………………………. 22
§2. Психолого-педагогический анализ ошибок…………………... 25
Заключение………………………………………………………….. 36
Литература…………………………………………………………... 38
1,200 руб.
Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.
Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.
Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.
В нашей работе мы рассмотрели следующие вопросы:
1) в чем выражаются психологические особенности познавательной деятельности младших школьников?
2) каковы особенности письменной речи у младшеклассников?
Кроме этого, мы организовали работу с учащимися 2 – 3 класса (письменное изложение с элементами сочинения объемом около 60 слов), а также проанализировали те ошибки, которые обнаружили в данной письменной работе. Результаты анализа представлены в виде таблицы, а также приведено обширное описание данных ошибок и их классификация. Исходя из этого, мы делаем вывод: цель нашей работы была достигнута.
1,200 руб.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.-Екатеринбург, 2000.
2. Александрова С.С., \"Психологические особенности младшего школьника\", Фестиваль педагогических идей \"Открытый урок\" 2006-2007.
3. Булохов В.Я. Повышение орфографической грамотности учащихся (в свете теории речевой деятельности). - Красноярск, 1993.
4. Бутакова Л.О. Коммуникативные нарушения в речи и современные классификации ошибок // Славянские чтения. Духовная культура и история русского народа. - Омск, 1995. Вып. 4. Ч. 2.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 2000.
6. Информационно-методическое письмо об изучении коммуникативно-ориентированного курса русского языка во 2 классе четырехлетней начальной школы по учебнику “Слово” // Начальная школа. 1996. № 10.
7. Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М., 1970.
8. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М., 1989.
9. Левина Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей. - М.: Учпедгиз, 1966.
10. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 1985.
11. Мучник Б.С. Человек и текст. Основы культуры письменной речи. - М., 1985.
12. Общение и формирование личности школьника: опыт экспериментальных психологических исследований. / Под ред. Бодалева А.А.. - М.: Просвещение, 1987.
13. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. - Новосибирск, 1994
14. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982.
15. Цейтлин С.Н. Ошибки в письменной речи учащихся и способы их классификации // Русский язык в школе. 1984. № 2.
16. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974
17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
1,200 руб.