Актуальность исследования. Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом (Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.).
Однако проблема коррекции нарушений письма все еще остается актуальной. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, с увеличением числа учащихся с нарушением письма, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения. Специфические расстройства письма (дисграфии), дисграфические ошибки влекут за собой нарушения в овладении орфографией (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова), часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка. Дисграфические ошибки — стойкие, повторяющиеся, неисчезающие без специальной коррекционной работы, ошибки, не связанные с незнанием орфографических правил.
В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции дисграфии и снижению дисграфических ошибок при письме у детей с нарушениями речи.
Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов, многих психических функций. Письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Однако сформированность устной речи является лишь одной из предпосылок успешного овладения письмом.
Наряду с выявлением специфических механизмов нарушений письма в последнее время все больше внимания уделяется общефункциональным механизмам речевой деятельности, которые играют важную роль и при овладении письменной речью. В качестве таких общефункциональных механизмов рассматриваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, способности к абстрактным способам деятельности, сформированность общего поведения, регуляции и саморегуляции, намерений и мотивов поведения (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, А.Р. Лурия, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, Л.С. Цветкова и др.).
Однако системный подход к изучению дисграфических ошибок у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями (в нашем случае, мы будем рассматривать детей с ОНР III уровня) все еще недостаточно изучены.
Таким образом, значимость данного вопроса для совершенствования логопедической работы по коррекции дисграфических ошибок и недостаточная его изученность определяют актуальность проблемы.
Целью нашего исследования является определение особенностей дисграфических ошибок у второклассников с речевыми нарушениями.
Предмет исследования: дисграфические ошибки.
Объект изучения – особенности коррекции дисграфических ошибок у второклассников с речевыми нарушениями.
Гипотеза исследования: наше исследование строилось на предположении о том, что у детей с речевыми нарушениями отмечается нарушением письменной речи (в нашем случае – ОНР III уровня) и дисграфические ошибки. Использование специально подобранных занятий, основанных на определенных принципах построения коррекционной работы по исправлению нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, позволяет сделать ее более эффективной и нивелировать дисграфические ошибки.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. на основании проведенного теоретического анализа научной литературы по теме исследования определить психофизиологическую структуру акта письма, дать характеристику понятиям дисграфия и дизорфография;
2. дать сущностную характеристику дисграфическим ошибкам;
3. провести экспериментальное исследование особенностей дисграфических ошибок у второклассников с речевыми нарушениями;
4.подобрать методику коррекционной работы по исправлению дисграфических ошибок у второклассников с речевыми нарушениями и апробировать ее на группе учащихся 2 класса;
5. выявить эффективность проведенной коррекционной работы.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ речи детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта).
База исследования: Специализированное образовательное учреждение г.Москвы. Были исследованы 6детей младшего школьного возраста, учащихся в 2 классе данной школы.
В написании исследования мы опирались на научные руды таких исследователей, как Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н., Ананьев Б. Г. , Егоров Т. Р., Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В., Правдина О. В., Волкова Л.С, и др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей дисграфических ошибок у второклассников с речевыми нарушениями 6
1.1Структура акта письма. Дисграфия. Дизорфография 6
1.2Характеристика дисграфических ошибок у детей с нарушениями
речи 12
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей дисграфических ошибок у второклассников с речевыми нарушениями 19
2.1Определение методов диагностики дисграфических ошибок у второклассников с речевыми нарушениями. Проведение констатирующего эксперимента 19
2.2Методика коррекционной работы по исправлению дисграфических ошибок у второклассников с речевыми нарушениями 22
2.3Динамика развития письменной речи у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями 25
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 33
1,200 руб.
Проблема нарушений письменной речи и дисграфических ошибок у младших школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира , то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо.
Недостатки временных и пространственных представлений у детей приводят к дисграфическим ошибкам и стойким ошибкам на письме. Это связано с тем, что формирование одной из основных операций письма, а именно моделирование звуковой стороны слова с помощью букв, оказывается сложным процессом.
Проблемы усвоения навыков письменной речи во многом объясняются особенностями учебной деятельностью школьников. Учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания логопеда или учителя дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.
Своевременное выявление имеющихся трудностей в обучении у каждого школьника, учёт особенностей формирования его навыков чтения и письма, всей учебной деятельности составляет основу для поиска приёмов и определения содержания логопедической работы.
Эффективность устранение нарушений письменной речи связана с умением разумно сочетать логопедическую помощь с психологической коррекцией познавательных процессов, формированием у учащихся графомоторных навыков и пространственно-временных представлений. Таким образом, устранение дисграфических ошибок и нарушений письменной речи является комплексной проблемой.
В нашем исследовании, оптимизировав опыт логопедов, психологов и педагогов, мы определили психофизиологическую структуру акта письма, дали характеристику понятиям дисграфия и дизорфография; рассмотрели сущностную характеристику дисграфических ошибок. Полученные теоретические знания позволили нам организовать и провести экспериментальное исследование особенностей дисграфических ошибок у второклассников с речевыми нарушениями. В результате проведенного обследования мы смогли отметить невысокий уровень сформированности письменной речи младших школьников и большое количество дисграфических ошибок, что определило необходимость подбора и апробирования методики коррекционной работы по исправлению нарушений письменной речи младших школьников и снижению допускаемых детьми при письме дисграфических ошибок.
После проведения коррекционной работы мы выявили эффективность проведенной коррекционной работы. Итоги повторного обследования свидетельствуют о явных улучшениях устной и письменной речи у детей, участвовавших в исследовании и снижению дисграфических ошибок. Таким образом, мы выполнили поставленные в исследовании задачи и достигли первоначально цели работы.
В заключении следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что у детей с речевыми нарушениями отмечается нарушением письменной речи (в нашем случае – ОНР III уровня) и дисграфические ошибки. Мы отметили, что использование специально подобранных занятий, основанных на определенных принципах построения коррекционной работы по исправлению нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, позволяет сделать ее более эффективной и нивелировать дисграфические ошибки.
1,200 руб.
1.Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР - 1950. - Вып. 70.
2.Волкова С.Л. Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе. - М., 1969.
3.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
4.Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей». – М., 1972.
5.Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: «Просвещение», 1991.
6.Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г.- Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М., 1991.
7.Исаев Д. Н., Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие. Издательство: РЕЧЬ, 2005 г.180с
8.Колповская И. К., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи.//Основы теории и практики логопедии /под ред. Левиной Р. Е. – М., 1968.
9.Лалаева Р.И. Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.—С- Петербург.2001г.
10.Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи. Вопросы логопедии, Изд. АПН РСФСР, М. 1959
11.Логопедия в школе: практический опыт/ под редакцией Кукушина В.С.—М.Ростов-на Дону.2004г.
12.Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Волкова Л. С., Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – М: Просвещение, 1989. – 528 с.: ил.
13.Лопухина И.С. Логопедия—550 упражнений для развития речи.—С-Петербург.1998г.
14.Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. - М., 1950
15.Лурия А.Р. Высшее корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. -2-е изд. - М., 1969.
16.Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.
17.Правдина О. В. Логопедия. – М., 1969.
18.Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учеб. пособие Поваляева М.А. Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2006, 154с
19.Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997
20.Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.
21.Спирова P. Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М., 1983
22.Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1969.
23.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М.: «Просвещение», 1993.
24.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.- М.1984г.
25.Материалы сайта www.logoped.org
1,200 руб.