Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования. Гуманистический характер жизни общества во многом определяется уровнем духовно-нравственного развития личности. В условиях интенсивного роста производственно-технологической и информационно-коммуникативной сфер возрастает значимость эстетической составляющей в системе человеческого бытия.
Эстетическая культура характеризует эмоциональную и интеллектуальную жизнь человека исходя из императивов красоты и проявляется в системе социальных и индивидуальных ценностей. Значимым фактором эстетического становления, приобщения личности к высотам общечеловеческих идеалов и культурно-исторических достижений является искусство музыки, «проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживание души» (Стендаль).
Проблема формирования эстетической культуры личности разрабатывалась в трудах философов (Платон, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант, А.Шопенгауэр); педагогов (В.Н.Липский, В.А.Сластенин); психологов (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин), музыкантов-педагогов (О.А.Апраксина, Н.А.Ветлугина, А.И.Демченко, Д.Б.Кабалевский).
Эстетическая культура личности во многом зависит от форм и методов, способствующих целенаправленному развитию отношения человека к окружающему миру и искусству. Особое место в этой области занимают работы выдающихся педагогов А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Б.Т.Лихачева, С.Т.Шацкого.
Под эстетической культурой мы понимаем интегральное качество личности, состоящее из когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов и дающее возможность творческой самореализации человека по законам красоты в соответствии с высотой духовно-нравственных идеалов.
Ряд исследований посвящен проблеме формирования эстетической культуры учащихся младших классов (Т.М.Мальгина, С.В.Масловская, И.Я.Неволина, Н.Н.Румянцева) и школьного (Т.В.Карнажицкая, Н.Р.Макарова) образования. Вместе с тем вопросы эстетического развития студентов среднего профессионального образования учреждений производственно-индустриальной направленности до настоящего времени еще не стали предметом специального научно-педагогического исследования.
В рассматриваемой проблеме существует ряд противоречий, преодоление которых будет способствовать повышению эффективности формирования эстетической культуры учеников младших классов в учебно-воспитательной деятельности. Это противоречия между:
•необходимостью формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста и отсутствием должной подготовки преподавателей к решению этой задачи;
•возможностью учебной деятельности в формировании эстетической культуры младших школьников и недостаточной актуализацией составляющей содержания образовательного процесса начальной школы.
Необходимость преодоления обозначенных противоречий определила тему настоящей работы: «Формирование эстетической культуры младших школьников в учебно-воспитательной деятельности»
Целью нашего исследования является исследование особенностей формирования эстетической культуры младших школьников в учебно-воспитательной деятельности.
Объект исследования: эстетическая культура.
Предмет исследования: процесс формирования эстетической культуры младших школьников в учебно-воспитательной деятельности.
Гипотеза исследования: в нашем исследовании мы предположили, что у детей младшего школьного возраста отмечается недостаточно высокий уровень сформированности эстетической культуры что определяет необходимость подбора методики формирования эстетической культуры детей в процессе учебной деятельности. Формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста будет осуществляться эффективнее, если: •актуализируется эстетическая сторона содержания учебного процесса; •осуществляется эстетизация образовательной среды начальной школы; •происходит включение в учебно-воспитательный процесс младших школьников специально организованных занятий по эстетическому воспитанию детей.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и дать сущностную характеристику понятию «культура», «эстетическая культура», выявить различные подходы к определению данных понятий;
2.выявить особенности младшего школьного возраста для формирования эстетической культуры;
3. провести экспериментальное исследование проблемы формирования эстетической культуры младших школьников в учебно-воспитательной деятельности;
4.рассмотреть средства формирования эстетической культуры младших школьников в учебно-воспитательной деятельности.
Для проверки гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме; наблюдение, экспериментальные методы (констатирующий этап педагогического эксперимента); изучение и обобщение педагогического опыта.
База исследования: МОУ СОШ № 83, г. Волгоград. В исследовании принимали участие 30 детей младшего школьного возраста в возрасте 10 лет, ученики 3 «А» класса данной школы.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эстетической культуры младших школьников в учебно-воспитательной деятельности 6
1.1 Сущность эстетической культуры 6
1.2 Особенности младшего школьного возраста для формирования эстетической культуры 14
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы формирования эстетической культуры младших школьников в учебно-воспитательной деятельности 17
2.1 Диагностика сформированности эстетической культуры младших школьников в учебно-воспитательной деятельности 17
2.2 Средства формирования эстетической культуры младших школьников в учебно-воспитательной деятельности 21
Заключение 34
Список литературы 37
1,200 руб.
Проанализировав научную литературу по теме исследования мы отметили, что c уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, результаты проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в достижениях мировой культуры. Иными словами, формирование эстетической культуры у подрастающего поколения – условие эффективного развития всего общества, что вполне соответствует целям, которые поставлены перед российским образованием со стороны ведущих стратегических документов федерального уровня.
Эстетическое воспитание – это процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания – это формирование эстетической культуры школьника, которая включает эстетическое восприятие, чувства, потребности, вкусы и идеалы.
Эстетическое воспитание реализуется на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства и др. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, театрах, специальных воспитательных мероприятиях в системе работы классного руководителя. Показателями эстетической воспитанности являются: наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством. Эстетическая культура – это высокий уровень развития у человека системы эстетических знаний, взглядов, восприятия, переживаний, чувств, потребностей, вкусов и эстетической деятельности.
На основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы мы определили и конкретизировали структуру воспитания эстетической культуры школьников в условиях учебно-воспитательного процесса, которая включает: воспитание как явление, процесс и деятельность; эстетическое воспитание как целенаправленное формирование эстетических потребностей, вкусов, взглядов и суждений; эстетику, раскрывающую сущность прекрасного и его роль в жизни человека; дополнительное образование художественно-эстетической направленности как приобщение к искусству, культуре, художественно-эстетическим знаниям через программы дополнительного образования; эстетическую культуру как свойство высокоразвитой личности, позволяющее человеку активно участвовать в созидании прекрасного; этнокультурную коннотацию, обеспечивающую культурообразующий характер и природосообразность воспитания через сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса.
В нашем исследовании мы смогли проанализировать научную литературу по теме исследования и дать сущностную характеристику понятию «культура», «эстетическая культура», выявить различные подходы к определению данных понятий; выявить особенности младшего школьного возраста для формирования эстетической культуры; провести экспериментальное исследование проблемы формирования эстетической культуры младших школьников в учебно-воспитательной деятельности; рассмотреть средства формирования эстетической культуры младших школьников в учебно-воспитательной деятельности. Тем самым, нами были выполнены поставленные в исследовании задачи и достигнута цель исследования.
В заключении, мы можем отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что у детей младшего школьного возраста отмечается недостаточно высокий уровень сформированности эстетической культуры что определяет необходимость подбора методики формирования эстетической культуры детей в процессе учебной деятельности. Мы отметили, что формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
•актуализируется эстетическая сторона содержания учебного процесса;
•осуществляется эстетизация образовательной среды начальной школы;
• происходит включение в учебно-воспитательный процесс младших школьников специально организованных занятий по эстетическому воспитанию детей.
В ходе исследования данное предположение нашло свое подтверждение.
1,200 руб.
1.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. Трудов /
Примеч. С.С.Аверинцева, С.Г.Бочарова. - М.: Искусство, 1979.–423с.
2.Безрукова В.С. Педагогика: Учеб. для инж.-спец. / Екатеринбург. обл. ин-т развития рег. образования. – Екатеринбург, 1994.–340с.
3.Верб М.А. Эстетическая культура личности школьников как педагогическая проблема. – СПб., 1997.–340с.
4.Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя // Проблемы эстетического образования и воспитания студ. пед. ин-в. – Свердловск, 1981.–С.3-10.
5.Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. - М.: Искусство, 1956.-208с.
6.Егоров А.С. Проблемы эстетики. – М.: Сов. писатель, 1977.–464с
7.Ильинская И. П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника [Текст] / И. П. Ильинская // Начальная школа. - 2009. - N 1. - С. 20-25.
8.Каргапольцев С.М. Человек и личность как эстетические феномены // Вестник ОГУ.-1999.–№ 3.-С.29-37.
9.Карнажицкая Т.В. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе интегрированной художественной деятельности как культурообразующий фактор: Автореф.дис.канд. пед. наук.-Минск, 2000.–18с
10.Крутоус В. П. Путь к прекрасному: (Об эстетическом идеале). – М.: Просвещение, 1989.- с. 109
11.Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. - М.: Знание, 1987.–128с. С.4-5
12.Лосев А.Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. Вып.№6. – М.: Искусство, 1979.
13.Макарова Н.Р. Формирование основ эстетической культуры младших школьников на уроках художественного конструирования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2000.-18с.
14.Масловская С.В. Педагогические основы становления эстетической культуры учащихся. Мет. Пос.–Оренбург:ООИПКРО,2002.-77с.
15.Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа–Пресс, 1998.–512с.
16.Пирадов А.В. Эстетическая культура личности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.-176с.
17.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн.2.: Процесс воспитания. - М.: ВЛАДОС, 1999.-256с.
18.Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности. – М.: Мысль, 1985.–190с.
19.Румянцева Н.Н. Формирование эстетической культуры учащихся во внеучебной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. - Казань, 1994.–262с.
20.Савин Н.В. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. училищ. – М.: Просвещение, 1978.–312с.
21.Система эстетического воспитания школьников /Под ред. С. А. Герасимова. М.,1983.
22.Станиславский К.С. Избранное / Сост.: Ю.С.Калашников и В.Н.Прокофьев. – М.: Всерос. театр. о-во, 1982.–512с.
23.Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2001.-423с.
24.Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-448с.
25.Суна У.Ф. Эстетическая культура студента: опыт социологического анализа. - М.: Педагогика, 1977. - 124с.
26.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999.–519с.
27.Щиряков Н.Н. Эстетическое воспитание учащихся. Минск, 1970.
28.Эстетическая культура и эстетическое воспитание /Сост. Г.С. Лабковская. М., 1983
29.Эстетическая культура школьника: Курс лекций для студ. пед. вузов и учителей. - СПб., 1997.-110с.
1,200 руб.