Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования. Патология дыхательной системы занимает ведущее место в структуре детской заболеваемости, при этом сохраняется неуклонный рост хронических неспецифических заболеваний органов дыхания у детей, среди которых аллергические болезни занимают ведущее место. Бронхиальная астма, как одно из наиболее распространенных аллергических заболеваний, представляет важную проблему современной педиатрии. Это заболевание, начавшись у детей, в большинстве случаев продолжается у взрослых, являясь причиной профессиональных ограничений, инвалидности, а в ряде случаев и смертельных исходов. Поэтому бронхиальная астма не только клиническая, но и социальная проблема. Этим заболеванием страдает от 4 до 10% населения планеты, среди детей - до 15%. По данным официальной статистики, в России от 5 до 10% детей болеют бронхиальной астмой, 2/3 из них заболевают в первые три года жизни. При этом темпы роста заболеваемости бронхиальной астмой у детей выше, чем у взрослых.
Общеизвестно, что у детей в возрасте до 5 лет диагноз бронхиальной астмы основывается, главным образом, на результатах клинического обследования, что сопряжено с определенными затруднениями. Диагностические трудности обусловлены как анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания ребенка, в силу которых воспалительный отек и гиперсекреция легко блокируют узкие дыхательные пути, так и недостаточными возможностями объективизации имеющихся жалоб и клинических проявлений болезни.
По современным представлениям, бронхиальная астма - хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое характеризуется гиперреактивностью бронхов к различным факторам внешней среды и обратимой (частично или полностью) бронхиальной обструкцией, обусловленной острым бронхоспазмом, отеком стенок бронхов, формированием слизистых пробок с последующей перестройкой стенок бронхов. Клинические проявления бронхиальной астмы - приступы удушья, свистящее дыхание или кашель. Однако эпизодические свистящие хрипы и кашель могут быть частыми симптомами при многих других детских болезнях, особенно в возрасте до 3 лет, что создает особые трудности для диагностики легких форм бронхиальной астмы (например, кашлевой вариант), где данные клинические симптомы могут быть минимальным проявлением болезни.
У детей с нарушениями здоровья отмечаются сложности и в межличностном общении и в показателях эмоционально-волевой сферы. Известно, что одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным процессом. Современная же социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями.
Говоря о многих детях дошкольного возраста, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации, отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.
Несмотря на то, что проблема эмоционально-волевого развития детей уже достаточно исследована, мы можем сказать, что нет систематизированных материалов по проблеме эмоционально-волевого развития детей с нарушениями здоровья, недостаточно четко описаны особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с бронхиальной астмой. Актуальность, социальная значимость и недостаточная исследованность проблемы развития эмоционально-волевой сферы у детей с бронхиальной астмой определило выбор темы нашего исследования.
Целью исследования является теоретическое и экспериментальное исследование особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с бронхиальной астмой.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера личности.
Предмет изучения: особенности эмоционально-волевой сферы у детей с бронхиальной астмой.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и представить характеристику эмоционально-волевой сферы детей с нормальным здоровьем;
2. выявить особенности эмоционально-волевой сферы у детей с бронхиальной астмой;
3.организовать и провести экспериментальное исследование особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с бронхиальной астмой.
Гипотеза исследования: в нашем исследовании мы предположили, что существуют различия в показателях эмоционально-волевой сферы здоровых детей и детей с бронхиальной астмой – дети с бронхиальной астмой будут более тревожны, эмоционально неуравновешенны, агрессивны, будут испытывать большее количество страхов и сложностей в межличностном общении.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1) теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2) эмпирические диагностические методы: опрос, тестирование, экспертная оценка, наблюдение.
Методики исследования:
1. методика «Человек под дождем» - проективный тест, направлены на исследование диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
2. Проективный тест «Несуществующее животное» (исследование агрессивности и тревожности);
3. Восьмицветовый тест Люшера (исследование эмоционального состояния детей, стресса, тревожности).
4. Методика Рене – Жиля – проективный тест, направленный на исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими.
5. Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой.
База исследования: МДОУ № 194 г. Москвы. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста – 5 детей с нормальным здоровьем и 5 детей с бронхиальной астмой, выраженной в легкой степени.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с бронхиальной астмой 7
1.1 Характеристика эмоционально-волевой сферы детей с нормальным здоровьем 7
1.2Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с бронхиальной астмой 11
Глава 2.Экспериментальное исследование особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с бронхиальной астмой 19
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 19
2.2 Проведение эксперимента и анализ полученных результатов 20
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 35
1,200 руб.
Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в проявлении индивидуальности на основе соблюдения основных норм и правил поведения. Эмоциональная сфера ребенка в современном обществе становится похожей на испорченный аппарат; который накапливает в основном деструктивный опыт эмоциональных переживаний, что искажает дальнейшее развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, деформирует его структуру психоэмоционального развития.
Для детей с бронхиальной астмой характерны нарушения эмоциональной сферы, что проявляется большей ранимости, тревожности, многие погружаются в пассивность или фантазии, страшась неизвестных предметов и ситуаций. Они не могут в полной мере отражать свои переживания в мимике, жестах, позах, наибольшую выразительность показывают в речи, интонации, темпе, громкости. Проблемы со здоровьем могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как негативизм, внушаемость, ленивость, конформность и другие. Однако при правильной организации воспитания и обучения больного ребенка формирование позитивных свойств личности, мотивации общения и обучения оказывается практически независимым от состояния здоровья.
Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся рассмотрением проблемы эмоций, эмоциональной сферы личности, мы выяснили, что эмоции - это реакции человека и животных, на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную (личностную) окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. У детей дошкольного возраста порой отмечаются нарушения эмоциональной сферы, что проявляется в незрелости эмоционально-волевой сферы, являются одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля, трудностях активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям.
В нашем исследовании мы рассмотрели понятие «эмоции» в различных концепциях, провели обзор научных источников по исследованию эмоций и охарактеризовали психолого-педагогическая модель эмоциональной сферы личности. Так же нами были выявлены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, определены нарушения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, эмоциональные комплексы и выявлены основные аспекты семейного воспитания и влияния семьи на развитие эмоциональности дошкольника.
По итогам проведенного анализа научной литературы, мы организовали и провели экспериментальное исследование особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с бронхиальной астмой, в результате которого было отмечено, что уровень сформированности эмоционально-волевой сферы детей с бронхиальной астмой значительно ниже, чем у здоровых детей – больные дети более тревожны, депрессивно настроены, испытывают большое количество страхов и затруднении в межличностном общении – было отмечено, что дети с бронхиальной астмой более привязаны к матери, чем здоровые дети, у которых уже общение со сверстниками является так же значимо, как и общение с родителями.
Таким образом, нами были выполнены поставленные в исследовании задачи и достигнута первоначальная цель. В заключение, следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что существуют различия в показателях эмоционально-волевой сферы здоровых детей и детей с бронхиальной астмой – дети с бронхиальной астмой более тревожны, эмоционально неуравновешенны, агрессивны, испытывают большее количество страхов и сложностей в межличностном общении.
1,200 руб.
1.Аллергические болезни у детей, /под ред. М.Я.Студеникина. Т.С.Соколовой. М. Медицина. 1986.
2.Андреева А.Д. и др. Психология здоровья детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1994.-250с.
3.Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984, с.214-276
4.Балаболкин И.И. Бронхиальная астма у детей. М. "Медицина” ,1985.
5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968
6.В мире детских эмоций/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис – пресс, 2006.
7.Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.
8.Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1994.
9.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976
10.Врожденные и наследственные заболевания легких у детей, /под ред.Ю.Е.Вельтищева, С.Ю.Каганова, В.Таля.-М.Медицина, 1986.
11.Гофри С.//Бронхиальная астма/Под ред. М.Э. Гершвина. Пер. с англ. — М., 1984. С.225-269.
12.Дрожжев М.Е..Каганов С.Ю. Гормонозависимая бронхиальная астма у детей: клинические особенности и лечение. //Российский вестн. пери-натол. и педиатрии.-1995.-6-е.47-52
13.Дифференциальная диагностика острого обструктивного бронхита и атопической бронхиальной астмы у детей раннего возраста. /Мизерницкий Ю.Л.-Метод. реком. МЗ РСФСР.М. 1990
14.Добрынина Е.Я. Клинико-функциональная характеристика посленагрузочного бронхоспазма у детей, больных бронхиальной астмой и роль липидных медиаторов аллергии в его развитии. — Дис. ..канд. мед. наук. М., 1991. 155 с
15.Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 1985.
16.Звягинцева С.Г. Бронхиальная астма у детей.-М.Медгиз.1958.
17.Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб., 2000. – 464 с.
18.Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. Учебное пособие для ВУЗов Издательство: Академия, М. 2004,288с.
19.Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер 2004
20.Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000. № 2-3.
21.Крюгер Ф. Сущность эмоциональных переживаний // Психология эмоции: тесты. – М., 1984.
22.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.M. 1985
23. Леонтьев А.М. Потребности, мотивы эмоции. – М., 1971, с.68-197
24..Лехнер Н.А., Шутенко Е.Ю., Маслова О. И. Программа психолого-педагогического сопровождения тревожных детей дошкольного возраста. Издательский дом "Первое сентября". М., 2000.
25.Мизерницкая О.Н. Клиника и некоторые вопросы патогенеза бронхиальной астмы у детей раннего возраста. Автореф.дис...докт. мед.наук.M.I 970.
26.Немчинов Т. А. «Тесты, диагностики»,М.1999
27.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед . учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
28.Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде / Материалы международного семинара. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.
29.Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. М: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001.
30.Шингарев Г.Х. Место эмоций в структуре личности. – В кн.: Проблема личности. – М., 1989,
31.Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – М.: Феникс. 2005. С .156.
32.Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. – М.: изд-во, 1961.
33.Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания. / Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект,1999, с. 442-453.
34.Norrish М., Tooley M., Godfrey S. Clinicai, physiological and psychological study of asthmatic children attending a hospital clinic. // Arch.Dis.Child. - 1977. —Vol.52-p.912.
1,200 руб.