Актуальность исследования. Ведущую роль в развитии саморазвитии ребенка, педагога, да и вообще во всей жизни человека, играет его собственная деятельность. Смена возрастных этапов становления психики происходит под влиянием появления новой ведущей деятельности. Именно в процессе ведущей для каждого возраста деятельности происходят важнейшие изменения познания, чувств, воли, характера, всей личности ребенка и педагога.
Ребенок имеет в своем репертуаре игр все основные виды человеческой деятельности и каждый из них вносит свои вклад в его психическое развитие.
Современная система образования дошкольников ориентирует взрослого на новый гуманистический подход к ребенку, как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к окружающей жизни.
Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.
Качество дошкольного воспитания в значительной мере зависит как от правильно составленной системы развивающих задач, так и от адекватной стратегии общения, взаимодействия взрослого с детьми. Развертывая общение с детьми, необходимо учитывать и их возрастные особенности, и индивидуальные склонности и интересы, и специфику того вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми. Говоря об игровом взаимодействии и общении взрослого с детьми, мы должны иметь в виду прежде всего их совместную игру, далее занятия, труд.
Именно в игре устанавливаются с ребенком личностные контакты. Это путь к личностно-ориентированному взаимодействию с ребенком. Это педагогический профессионализм.
Немаловажную роль в процессе профессиональной деятельности педагога и обучении детей играет верно выбранный стиль и правильно подобранная тактика педагогической деятельности. Известно, что педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.). Под стилем педагогической деятельности понимаются взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности. Среди стилей педагогической деятельности выделяют: авторитарный, демократический и либеральный стили. Исследованием стилей педагогической деятельности занимались такие ученые, как Петровский А. В., Шпалинский В. В., Смелкова З. С. и др., мы можем сказать, что вопрос стилей педагогической деятельности является уже вполне исследован. Но это, ни в коей мере не умаляет важности нашей работы, в которой мы систематизируем уже имеющиеся понятия.
Роль правильно организованного педагогического общения велика и потому, что атмосферу обращенности к развитию личности ребенка создает именно педагог. В большинстве случаев воспитатель общается с детьми по поводу их совместной деятельности, передавая от себя знания к ребенку. Гораздо реже общение, когда педагог видит в ребенке индивидуальность и стремится к общению с ним, чтобы обогатить духовно и себя. Обществу нужны люди, умеющие ориентироваться в быстроизменяющейся жизни, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, люди, гибкие в общении. А это возможно, только если с раннего детства ребенок будет выступать как субъект общения, его мнение будет выслушиваться. И мы считаем, что немаловажная роль в этом принадлежит воспитателям, в особенности стилю общения, сложившемуся между воспитателем и дошкольниками.
Рассмотрение влияния стиля общения педагога на взаимодействие дошкольников с нарушениями развития составило цель нашей работы.
Объект исследования: стиль общения педагога.
Предмет исследования: влияние стиля общения педагога на взаимодействие дошкольников с нарушениями развития.
В исследовании перед нами были поставлены следующие задачи:
1.проанализировать научную литературу по теме исследования и представить характеристику детей с нарушениями в развитии, выявить особенности взаимодействия дошкольников с нарушениями в развитии.
2.дать сущностную характеристику стилям педагогической деятельности;
3.выявить влияние стиля общения педагога на взаимодействие дошкольников с нарушениями развития.
Методы исследования: широкое изучение и исследование специальной, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам исследования; анализ учебно-методической документации, общетеоретические методы анализа, синтеза, теоретического моделирования.
В написании работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Буланова-Топоркова М.В., Митина Л.М., Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д., Триггер Р.Д., Смирнова Е.О., Зязюн И.Я. и др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы влияния стиля общения педагога на взаимодействие дошкольников с нарушениями
развития 6
1.1 Характеристика детей с нарушениями в развитии. Особенности взаимодействия дошкольников с нарушениями в развитии 6
1.2 Стили педагогической деятельности 13
Глава 2. Влияние стиля общения педагога на взаимодействие дошкольников с нарушениями развития 17
Заключение 25
Список литературы 27
1,200 руб.
Итак, в исследовании мы рассмотрели влияния стиля общения педагога на взаимодействие дошкольников с нарушениями развитии. Было отмечено, сто стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль воспитателя. Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов: а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности — педагога, включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности; б) особенностей самой деятельности и в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).
Нами было отмечено, что в настоящее время рождается все большее количество детей с различными патологиями. Дети с нарушениями развития – это дети, у которых вследствие врождённой недостаточности или приобретённого органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или ЦНС имеются отклонения от нормального развития психических функций. В нашем исследовании мы несколько более подробно остановились на детях с речевой патологией и отметили, что дефект речевого развития детей оказывает существенное влияние на формирование и становление деятельности общения и речевой деятельности вообще. Нарушение коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, недостаточной сформированности форм коммуникации (диалога и монолога), особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом. Именно с такими детьми, у которых отмечается нарушением коммуникативной функции, необходима квалифицированная работа педагогов. При верно выбранном стиле воспитания и общения педагог может воздействовать на уровень общения детей друг с другом и со сверстниками и повысить уровень взаимодействия дошкольников с нарушениями развития. Согласно исследованиям, наиболее эффективно формирование взаимодействия дошкольников друг с другом и со взрослыми происходит у педагогов с демократическим стилем общения. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.
Таким образом, в нашем исследовании мы проанализировали научную литературу по теме исследования; смогли провести теоретическое исследование проблемы влияния стиля общения педагога на взаимодействие дошкольников с нарушениями развития, рассмотреть характеристику детей с нарушениями в развитии и выявить особенности взаимодействия дошкольников с нарушениями в развитии; выделить стили педагогической деятельности. Далее нами было определено влияние стиля общения педагога на взаимодействие дошкольников с нарушениями развития.
Таким образом, мы выполнили поставленные в работе задачи и достигли цели исследования. Считаем наше исследование завершенным.
1,200 руб.
1.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
2.Блонский П. П. Основы педагогики. М., 1925.
3.Введение в педагогическую деятельность / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. – М., «Академия», 2000.
4.Гуськова ТВ., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трехлет. ВП, 1987, № 5.
5.Дмитриева, Е.Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития/Е.Е.Дмитриева//Шестилетние дети: проблемы и исследования. Межвуз.сб.науч.тр., - Н.Новг., 1993 - С.73-82.
6.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Введение, Пояснительная записка // Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003г.
7.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
8.Защиринская О.В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с задержкой психического развития//Историческая психология и ментальность. Детство. Семья. Быт./Под ред. О.В.Защиринской. - СПб.,2001. - С. 213-252.
9.Кан-Калика В.А. "Учителю о педагогическом общении" М.: Просвещение, 1987.- С. 97
10.Климов Е.А. Психология профессионала. - М., - Воронеж, 1996.
11.Леонтьев А. А. Педагогическое общение. – М.; Нальчик, 1996.
12.Лисина МИ. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997
13.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
14.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006.
15.Маркова А. К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. //Вопросы психологии. 1987-№5- с.40
16.Основы педагогического мастерства. Под ред. И. А. Зязюна. – М., 1989. С. 142-152
17.Петровский А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978. С. 123-124
18.Петровский В.А., Виноградова A.M., Кларина Л.М. и др. Учимся общаться с ребенком. - М.: Просвещение, 1993. - 191 с.
19.Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995. - 85 с.
20.Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. -М., "Просвещение",1973.-272 с.
21.Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
22.Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. 1-е издание, 2004 год, 320 с.
23.Смелкова З. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М., 1999.
24.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
25.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. – М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с. : ил. – (Коррекционная педагогика)
26.Субботский Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника. Дисс. доктора психол. наук. - М.: 1984.
27. Психологические особенности общения дошкольников с ЗПР/Р.Д.Тригер//Дефектология. - 1989. - №5. - С.6-15.
28.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.
29.Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997, — Ч. I, II.
1,200 руб.