Введение
Содержание
Заключение
Литература
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию.
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.
Преддошкольный возраст является начальным этапом в формировании регуляторной функции речи. Тормозная функция речи в своем развитии отстает от ее пусковой функции. Ребенок до 3 лет еще не может следовать сложной инструкции, требующей выбора. Ему доступно выполнение лишь простых указаний взрослого. В это время активно развиваются различные основные формы психики: память в виде узнавания, наглядное мышление, внимание, восприятие, психомоторика. С возрастом удлиняется период между восприятием объекта и его узнаванием. На втором году жизни ребенок узнает близких людей и объекты после нескольких недель, на третьем году – после нескольких месяцев, а на четвертом – после года, прошедшего после их восприятия.
В преддошкольном возрасте начинают складываться разнообразные мыслительные функции, такие как способность к обобщению, переносу приобретенного опыта в новые условия, умение устанавливать связи и отношения и в элементарной форме путем активного экспериментирования решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели. В развитии мыслительной способности существенную роль играют речь и практическая деятельность ребенка. Доминирующей функцией в преддошкольном возрасте является восприятие, которое интенсивно развивается в этот период и в то же время именно оно определяет специфику других психических форм, которые функционируют на наглядно-чувственном уровне (память, мышление).
К 3 годам создаются необходимые предпосылки для перехода к следующему, дошкольному периоду. В раннем детстве интенсивно формируются речевая функция, моторика и предметные действия. Также быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают складываться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания.
Психическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависит от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной и познавательной деятельности.
В настоящее время, можно отметить, что актуальным является исследования особенностей познавательного развития детей 3-го года жизни, так как именно этот период называют преддошкольным – этапом, в процессе которого происходят первые этапы развития познавательной деятельности личности.
Цель исследования – провести теоретическое исследование проблемы познавательного развития детей 3-го года жизни.
Объект исследования – познавательная деятельность.
Предмет исследования – познавательное развитие детей 3-го года жизни.
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
1.На основании анализа научной психолого-педагогической литературы определить основные понятия исследования: познавательная деятельность, факторы развития познавательной деятельности, составляющие познавательной деятельности личности – внимание, мышление, память, воображение;
2. представить характеристику развития детей раннего возраста;
3. охарактеризовать особенности познавательного развития ребенка 3-го года жизни;
4. более детально остановиться на показателях познавательного развития детей 3-го жизни: мышления, восприятия, внимания, памяти и воображения.
Для реализации целей и задач использовался комплекс методов: теоретический анализ психолого-методической литературы по проблеме исследования, а также программ и методических пособий по работе с детьми дошкольного возраста.
В процессе выполнения работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Рубинштейн С.Л., Люблинская А.А., Мухина В. С., Виноградова М.Д., Первин И.Б., Кулагина И.Ю., Талызина Н. Ф. и др.
1,200 руб.
Введение .3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы познавательного развития детей 6
1.1Определение основных понятий исследования: познавательная деятельность, факторы развития познавательной деятельности, составляющие познавательной деятельности личности 6
1.2 Характеристика развития детей раннего возраста 14
Глава 2. Познавательное развитие детей 3-го года жизни 22
2.1 Характеристика познавательного развития ребенка 3-го года
жизни 22
2.2 Мышление детей 3-го года жизни 26
2.3 Восприятие детей 3-го года жизни 30
2.4 Внимание детей 3-го года жизни 33
2.5 Память детей 3-го года жизни 34
2.6 Воображение детей 3-го года жизни 35
Заключение 39
Список литературы 42
1,200 руб.
В результате проведенного анализа научной литературы, мы смогли выяснить, что первые годы жизни ребенка - период интенсивного развития ребенка. С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует развитие ребенка, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности дошкольников составная часть совершенствования методов воспитания и обучения. Рассматриваемое в психолого-педагогическом аспекте это понятие связано с целями воспитания. Через цели организации активной деятельности детей 3-го года жизни влияет на все остальные компоненты методической системы и их взаимосвязи.
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение.
Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей. Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна.
Мы отметили, что к трем годам ребенок, несмотря на то, что он явился на свет совершенно беспомощным существом, не приспособленным к самостоятельной жизни, уже во всех отношениях является человеком с явными первыми признаками индивидуальности. Он имеет развитые психические процессы, сформировавшуюся систему движений ног и рук, достаточно богатую и разнообразную речь. Мышление ребёнка раннего возраста, хотя и неразрывно связано с речью, носит ещё наглядно-действенный характер - содержание мышления в преддошкольном возрасте ещё очень ограниченно, а формы его очень несовершенны. Дальнейшее развитие мыслительной деятельности ребёнка происходит в дошкольном периоде
Второй особенностью детского мышления на ранних этапах его развития является своеобразный характер первых обобщений. Наблюдая окружающую действительность, ребёнок различает в первую очередь внешние признаки предметов и явлений, обобщает их по внешнему сходству. Ребёнок не может разобраться ещё во внутренних, существенных особенностях предметов и судит о них лишь по внешним качествам, по наружному облику.
На 3 году жизни возраста восприятие ребёнка достигает относительно высокой ступени развития, однако оно во многих отношениях ещё очень несовершенно. Дети на 3 году жизни ещё не овладел тончайшими и многообразнейшими движениями воспринимающих органов, необходимыми для правильного восприятия сложных предметов и явлений. Преддошкольники на 3 году жизни ещё не умеют подчинять своё восприятие поставленной перед ними задаче, согласовать его с теми требованиями, которые предъявляют к ним окружающие в словесной форме. Поэтому восприятие ребёнка этого возраста носит недостаточно целенаправленный, мало организованный характер.
Внимание, воображение и память детей на 3 году жизни еще недостаточно развито - преддошкольник может уже довольно долго возиться с каким-нибудь предметом, внимательно рассматривать какую-либо игрушку, сосредоточенно следить за речью и поступками окружающих людей. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными. К трём годам длительность сохранения воспоминаний увеличивается до нескольких месяцев.
В нашем исследовании мы смогли проанализировать научную литературу по теме исследования, определить основные понятия исследования: познавательная деятельность, факторы развития познавательной деятельности, составляющие познавательной деятельности личности – внимание, мышление, память, воображение, представить характеристику развития детей раннего возраста и охарактеризовать особенности познавательного развития ребенка 3-го года жизни. Более детально мы охарактеризовали особенности познавательного развития детей 3-го жизни: мышления, восприятия, внимания, памяти и воображения.
Тем самым, были выполнены задачи исследования и достигнута цель работы.
1,200 руб.
1.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия",2000-192 с.
2.Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1977
3.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика. 1991.
4.Запорожец А. В. "Психология", М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
5.Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей. – Мн., 1987. – 84 с.
6.Кулагина, И.Ю. Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР / И.Ю.Кулагина, Т.Д. Пускаева // Дефектология. — 1989. — № 1. — С. 3—9.
7.Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4.
8.Люблинская А.А. Детская психология: Учеб.пособие для студ.пед. ин-тов.- М. Просвещение, 1971.- 415с.
9.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.
10. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. –с.45-49
11.Мухина В. С. Психология дошкольника. М., 1975.
12.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1997. - 608 с.
13.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С.214–217.
14.Ольшанский Д. В. «Я сам!» (очерки становления и развития детского «Я»). – М.: Знание, 1986. – 93 с.
15.Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М . 1980, с. 49—59.
16.Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников// Образование в современном обществе: Сборник научных трудов - М.: МГПУ 1998 г. С.59-65.
17.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. пед. вузов: В 2 кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
18.Проблемы современного образования.// Формирование у школьников познавательной активности: Сборник научных трудов - М.: МГПУ 1999 г. С. 63-64.
19.Психология развивающейся личности / под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика. 1989
20.Раку И. И. Развитие образа себя в раннем детстве: Дис. ... канд. психол. наук. – М., 1992. – 21 с.
21.Рубинштейн С.А. Проблемы обшей психологии. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1976. - 416с.
22.Содержание и методы умственного воспитания дошкольников/Под ред. Н. И. Подьякова. М, 1980, с 5—54.
23.Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности дошкольников и младших школьников (Книга для учителя) Издательство: М., Просвещение, 1988
24.Хрестоматия по детской психологии // Под ред. Г. В. Бурменской. М., 1996.
25.Шамова Т.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 1982.
26.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности дошкольников и учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 1979.
1,200 руб.