Введение
Содержание
Заключение
Литература
Тенденции развития современной школы связаны с все большей либерализацией процесса обучения. Современные тенденции в образовании все больше ориентируются на комплексный подход к воспитанию, развитию и обучению ребенка. Осуществить такой подход возможно лишь при тесном сотрудничестве между школой и семьей.
В последнее время в нашей стране все большее значение приобретает работа с учениками, имеющими трудности на начальных этапах обучения. В современных школах стали появляться специальные классы выравнивания, работу с которыми ведут не только педагоги, но и психологи. Подобные нормативные нарушения нашли свое отражение в понятии адаптации к школе.
Поскольку поступление в школу, для младшего школьника является важной жизненной вехой, а учебная деятельность играет решающую роль в развитии личности, необходимо сопровождать процесс адаптации ребенка к школе. И здесь наиболее актуальными становятся вопросы сотрудничества между школой и семьей. Ведь только при тесном взаимодействии между ними возможна благополучная адаптация ребенка к школе.
В результате можно говорить о том, что на данном этапе развития системы образования актуальными становятся вопросы о взаимосвязи детско-родительского взаимодействия особенностями школьной адаптации детей. При этом следует отметить, что основным критерием школьной дезадаптации является субъективное переживание неблагополучия в школе, проявляющиеся в форме школьной тревожности.
Поэтому цель представляемой работы состояла в выявлении взаимо-связи между особенностями детско-материнских отношений и адаптации к школе у первоклассников.
Данная цель была конкретизирована в следующих задачах:
1. Выявление особенностей детско-материнских отношений в младшем школьном возрасте
2. Выявление уровня и характера тревожности у детей младшего школьного возраста
3. Выявление взаимосвязей между уровнем и характером тревожности детей в школе и особенностями их детско-родительских отношений
Предметом исследования являлись взаимосвязи между уровнем и ха-рактером тревожности детей в школе и особенностями их детско-родительских отношений. В исследовании приняли участие 54 первокласс-ника и их матери.
Для определения особенностей школьной адаптации использовался тест школьной тревожности Филипса. Для диагностики особенностей детско-родительских отношений использовался Опросник «Взаимодействия родитель-ребенок» (ВРР), предложенный Марковской И.М. Статистический анализ данных проводился с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона.
Обнаруженные закономерности, позволят подтвердить существую-щие теоретические воззрениями на роль детско-материнского взаимодейст-вия в развитии личности ребенка и его адаптации к школе, а также могут послужить основой для прогнозирования ситуации школьной адаптации в первом классе.
Кроме того, результаты исследования представляют интерес для исследователей школьной дезадаптации, практических психологов, работающих в системе образования и разработчиков специальных тренингов детско-родительского взаимодействия.
Работа состоит из 3-х глав (анализа теоретических предпосылок исследования; описания организационных моментов исследования и изложения основных результатов исследования), введения, заключения, приложения и списка библиографии (всего 26 наименований). Текст работы содержит 1 таблицу и 6 рисунков. Общий объем работы 37 страницы.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 5
1.1. Общая характеристика младшего школьного возраста. 5
1.2. ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 11
1.3. РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
ВЫВОДЫ 17
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 18
2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ 21
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-МАТЕРИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ 22
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-МАТЕРИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 22
ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПЕРВОМ КЛАССЕ 24
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ И ХАРАКТЕРОМ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ И ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 27
ВЫВОДЫ: 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ 36
1,200 руб.
Практические психологи и педагоги отмечают, что практически все дети испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания [13]. Они напряжены психологически – эффект неопределенно-сти, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически – новый режим ломает прежние стереотипы. Это приводит к тому, что даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и живет в условиях твердого режима, изменяется поведение, ухудшается качество сна. Некоторые дети реагируют чрезвычайно остро на новую ситуацию своей жизни. У них серьезно нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья, появляется возбудимость, раздражительность. В некоторых случаях может развиться невроз. Подобные явления отражены в феноменологии описания явления адаптации к школе и чаще всего проявляются в форме школьной тревоги.
В ряде зарубежных [18] и отечественных [17] исследований показано, что успеваемость детей старшего возраста и подростков тесно связана со стилем родительского поведения, включая особенности взаимодействия с ребенком, вовлеченность родителей в учебу ребенка, их ожидания относительно его успехов. Связь же между стилем родительского поведения и адаптацией к школе детей младших классов остается не вполне ясной. Именно на восстановление данного пробела было направлено эмпирическое исследование, представленное в работе.
В результате исследования удалось обнаружить, что у первоклассников отмечаются признаки школьной дезадаптации в форме переживания социального стресса и страха ситуации проверки знаний, но вместе с тем, у них наблюдаются достаточные условия для того, чтобы ус-пешно адаптироваться к школе в виде психофизиологических механизмов сопротивления стрессу.
Кроме того, детско-материнские отношения участников исследования отличаются выраженностью таких компонентов как воспитательная кон-фронтация и строгость и низким уровнем тревожности за ребенка, эмоцио-нальной близости и сотрудничества с ним, а также низким уровнем принятия ребенка и последовательности в применении воспитательных воздействий
В ходе исследования удалось обнаружить значимые корреляционные взаимосвязи между переживанием социального стресса и воспитательной конфронтацией, а также тревожностью матери за ребенка; страхом ситуации проверки знаний и требовательностью матери; страхом не соответствовать ожиданиям окружающих и последовательностью матери.
Обнаруженные закономерности, подтверждаются существующими теоретическими воззрениями на роль детско-материнского взаимодействия в развитии личности ребенка и могут послужить основой для прогнозирования ситуации школьной адаптации в первом классе.
Также результаты исследования представляют интерес для исследо-вателей школьной дезадаптации, практических психологов, работающих в системе образования и разработчиков специальных тренингов детско-родительского взаимодействия.
1,200 руб.
1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. – 1993. - №1. - с. 47-53
2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние. - М.: Институт психологии РАН, 1995г. – 122 с.
3. Волочков А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. – 1999. -№5. - с. 10-21
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 томах, т 4. - М.; 1984. - 326 с.
5. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии. – 1995. - №3. - с. 38 – 49
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. -М.; Изд. УРАО. 1998 – 175 с.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность и общение // Вопросы философии. – 1979. - №1. - с 54-67
8. Леонтьев. А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 4 - М.; 1981. - 556 с.
9. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей пер-вых 7 лет жизни // Вопросы психологии. – 1978. - № 5. - с. 72-78
10. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.; 1989. – 225 с.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2000. - с.201
12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.; Международная педагогическая академия. 1994. – 680 с.
13. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128.
14. Прохоров А.О., Генин Г.Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1998. - №4. - с. 42-53
15. Психология девиантного поведения: Методические указания / Составитель Л.С. Рычкова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 20с.
16. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303с.
17. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. - №6. - с. 76-89
18. Хилл Н.Э. Связь социализации в семье и школе с готовностью к школьному обучению: роль национальности и дохода семьи // Дайджест Российской и зарубежной прессы, Психология обучения. - 2002.-№10. – с. 48-49
19. Холл Кэлвин С., Линдсей Г. Теория личности. Пер. с. англ. И.Б. Гриншпун. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.- 592с.
20. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).- СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608с.
21. Шапиро А.З. Психолого–гуманистические проблемы позитивности – негативности внутрисемейных взаимоотношений // Вопросы психологии. – 1994. - №4. - с.45-57
22. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. – с. 272
23. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)- М: Учпедгиз, 1960. – 256с.
24. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. - № 4. - с. 6 — 20
25. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Избранные психологические труды. - М.: 1989. – 337 с.
26. Этапы формирования личности в онтогенезе / Возрастная и педагогическая психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1992. – 210 с.
1,200 руб.