На основе механизма отрицания формируется самая ранняя форма защитного поведения — отказ, являющийся реакцией на невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности. Отказ — элемент глобальной поведенческой стратегии отдаления, сущность которой составляют подсознательные защитные автоматизмы изоляции и отрицания.
В раннем возрасте — это отказ от общения даже с близкими людьми (ау-тизм), отказ от игр, пищи; в более старшем возрасте, при сохранении действия стресса, отказ может выражаться в уходе из дома; крайней формой отказа является суицид.
В некоторых случаях уход из дома может стать привычной реакцией, а при соответствующем подкреплении в семейных сценариях может применяться даже по незначительному поводу.
Проблема соотношения личности и ситуации важна для понимания стресса. В настоящее время считается, что стресс — это специфическая реакция человека на значимый для него раздражитель. События влияют на личность, но как их воспринимать, считать их важными или нет — решает личность.
При анализе событийного ряда, следствием которого является побег, следует выделить три группы факторов.
Во-первых, это острый или хронический стресс, с которым подросток не справился. Реакция на стресс зависит от его силы, длительности действия, а также от «индивидуального барьера психической адаптации» (Ю. Александровский, 1997). Такой барьер формируется в процессе развития личности и зависит от особенностей нервно-психической деятельности, сочетания врожденных и приобретенных свойств. То есть этот барьер есть совокупность усвоенных человеком защитных стратегий, реакций и механиз-мов в сочетании с особенностями нервной системы.
Во-вторых, это факторы, связанные с имеющимся жизненным планом, возможно фантастическим. К этой группе факторов относятся, например, «фантазии семейного романа», описанные еще З. Фрейдом, и планы, основанные на сценариях фильмов и игр.
В-третьих, это факторы, связанные с развитием заболевания (например, эпилепсии), когда побег имеет диагностическое значение.
Как правило, в основе каждого конкретного случая лежит то или иное сочетание факторов и, конечно, конкретная жизненная ситуация, которая активирует патопсихологические предпосылки побега.
Побег из дома, какими бы причинами он ни объяснялся, — это не только регрессия к ранним, примитивным формам защитного поведения: прежде всего — это глобальная катастрофа в масштабах личности подростка.
Некоторые психологи отмечают, что психика человека способна успешно преодолевать и внешние катастрофы, и большие личные трагедии. Исследования Бельгийского центра кризисной психологии показали, что более 80% людей самостоятельно преодолевают последствия кризисов, опираясь только на внутренние ресурсы, не прибегая к помощи профессиональных психологов, психотерапевтов, врачей. Аналогичные данные приводит в своих работах А.Н. Дорожевец, работавший с людьми, пережившими последствия чернобыльской катастрофы в Республике Беларусь.
Во многих исследованиях подчеркивается, что оказание своевременной и адекватной психологической и психотерапевтической помощи позволяет снизить долю дезадаптированных лиц с 20% до 3—5%.
Сразу после кризиса доминируют эмоциональные расстройства. Многочисленные научные данные доказывают, что непосредственно в момент побега и после него у подростка наблюдается эмоциональный шок. Реакции при этом могут быть разными: от истерики до полной диссоциации с происшедшим, когда событие переживается как не имеющее отношения к подростку. Диссоциация в этих случаях играет полезную адаптивную роль (эффект шоковой анестезии). Однако неадекватность восприятия ситуации должна быть выявлена и учтена во всех случаях.
Чем сильнее эмоциональная реакция, тем более упрощается картина мира, тем меньше факторов принимается во внимание при анализе ситуации. Суженное сознание активирует простейшие механизмы психической защиты, например механизм отрицания, активируются фантазии, способствующие вытеснению: в сознание не допускается истинный, но неприемлемый мотив поведения. Информация сохраняется в полном объеме, но воспроизведение ее в форме произвольного воспоминания затруднено. Ослабление страха осуществляется путем забывания реального стимула и обстоятельств, связанных с ним по ассоциации. В результате в первые часы может преобладать эйфорическая реакция: «Я сделал это!», доминирует уверенность, что все проблемы будут преодолены.
В отдельных случаях эмоциональное расстройство может достигать уровня реактивного психоза, протекающего в виде фугиформной реакции, характеризующейся сумеречным состоянием сознания с бессмысленными и беспорядочными движениями, безудержным бегством. При истерической (психогенной) фуге, являющейся следствием сильного стресса, может наблюдаться амнезия, подросток может забыть о том, кто он такой, частично или полностью отождествлять себя с другой личностью. То есть воспринимается только та информация, которая позволяет объяснить собственный поступок как соответствующий обстоятельствам и имеющейся у подростка системе представлений, ценностей.
Те же элементы информации, которые не укладываются в картину, противоречат целостности, проецируются. При этом границы «Я» расширяются так, что человек, на которого производится проекция (и на которого перекладывается ответственность за ситуацию), оказывается на какое-то время внутри границ «Я». Агрессия в этом случае по отношению к этому человеку ограничивается (так как он теперь неразрывно связан с «Я») и переносится на какой-либо произвольный объект, обычно малозначимый. По отношению к реальному источнику агрессии может сформироваться «синдром заложника», с присущим ему садомазохистским комплексом. В этом случае подросток может неожиданно уехать «далеко, где его никто не знает». Как правило, это путешествие не просто бродяжничество, а предпринимается с какой-либо целью (Р. Шейдер). Нередко во время фуги подросток начинает употреблять наркотики, алкоголь, вступает в беспорядочные половые связи.
Первая фаза кризиса длится от нескольких часов до нескольких месяцев. Современные руководства по клинической психиатрии предписывают в подобных случаях фармакотерапию, призванную решить проблему контроля над поведением, и отмечают, что методы поведенческой психотерапии малоэффективны. Подчеркивается, что наиболее эффективной является мультимодальная терапия, включающая в определенном сочетании фармакологический, психопедагогический и психотерапевтический подходы. Психотерапевт должен контролировать попытки манипулирования со стороны больного (особенно суицидный шантаж). Отмечается также, что проведение мультимо-дальной терапии ограничено низкой мотивацией больных и трудностями в ее организации (Ю. Попов, В. Вид, 1997). Краткое изложение особенностей мультимодального подхода можно найти в книге А. Лазаруса.
Г. Каплан и Б. Сэдок (1998) считают, что кризисная фаза может продолжаться от нескольких часов до шести недель. В это время подросток использует все имеющиеся у него ресурсы для разрешения кризиса, адаптивные и дезадаптивные, причем состояние смятения делает его восприимчивым к самой минимальной поддержке и позволяет до-биться значительных результатов.
По мнению Каплана и Сэдока, в кризисной фазе допустимы такие методы, как уверения, внушение, манипуляция внешними факторами и психотропная фармакотерапия. Психофармакологические средства создают предпосылки для повышения адаптационного ресурса, но сами по себе не определяют, произойдет ли адаптация.
Все эти методы направлены на снижение уровня тревоги у подростка, на быстрейшее установление терапевтического альянса, на использование позитивного переноса с целью перевести терапию в обучающую процедуру. Подростка нужно научить избегать опасных ситуаций, которые могут привести к развитию кризиса.
Психолог может столкнуться с вышеописанными проявлениями поведения подростка при работе в кризисном центре, приюте, при телефонном консультировании, в клинике. Основная задача специалиста состоит в том, чтобы способствовать снижению уровня стресса и стабилизации эмоционального состояния подростка. Для этого следует информировать его о тех ресурсах, которые у него есть для того, чтобы справиться с ситуацией: подростку нужно дать сведения о законах, защищающих право на жизнь, здоровье, получение образования, и организациях, которые призваны эти права защищать и реализовывать.
Если есть основания считать, что подросток не имеет возможности само-стоятельно справиться с ситуацией, психолог обязан предпринять необходимые меры, связаться с различными службами и органами.
Следует отметить, что на первом этапе кризиса пребывание подростка в стационаре, пусть и не по собственной воле, содержит для него больше позитивных, чем негативных факторов. Решается проблема освобождения от ответственности за совершенные незначительные правонарушения, создается барьер, защищающий его от спонтанной агрессии родителей или лиц, их замещающих, создаются возможности для взятия ситуации под контроль местными органами социальной защиты в послеклиническом периоде. При терапии эмоциональных нарушений, связанных со стрессом, положительную роль играет возможность перенесения ответственности за сложившуюся ситуацию с личности подростка на болезнь, особенно в начале лечения.
Желательно в приемлемой форме дать подростку психологическую информацию, необходимую для концептуализации кризиса, при этом можно обратиться к теории психоанализа, концепциям К. Левина, А. Лазаруса.
Согласно теории К. Левина, поведение отдельного человека зависит от его личности и окружения. Сумму всех факторов, связанных с личностью, окружением и их взаимодействием, Левин называет жизненным, или психологическим пространством личности. Поведение человека — функция его жизненного пространства. Подросток уже покинул надежное жизненное пространство ребенка, а пространство взрослого им еще не построено. Подросток сталкивается с новыми требованиями, причем собственные механизмы преодоления трудностей у него отсутствуют.
3,000 руб.
Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические подходы к организации и
содержанию психологической помощи
1.1. Понятие психологической помощи, требования к ее
организации и содержанию ………………………………………………. 6
1.2. Психологические основы побега детей из дома ……………………. 10
1.3. Социально-психологические особенности детей, совершивших
побег из дома………………………………………………………………… 19
1.4. Психологическая характеристика помощи детям в местах
временного содержания ………………………………………………… 26
Глава 2. Социально - психологическая коррекция и реабилитация
детей в пунктах временного содержания
2.1 Социально психологические особенности испытуемых,
их диагностика (на базе приюта г. Поронайска) ………………………. 45
2.2. Комплекс мероприятий психологической помощи …………………. 54
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов исследования……. 58
Заключение …………………………………………………………………… 60
Список литературы ………………………………………………………….. 62
Введение
Актуальность темы. Одной из ключевых потребностей личности является стремление найти свой путь, свое место в жизни, найти себя среди других. Эта потребность особенно ярко проявляется на рубеже детства и отрочества (кризис идентификации). Конфликт между потребностью выразить себя и страхом, что окружающие не примут этого и не поймут, является одним из основных препятствий на пути самореализации подростка.
Поэтому так важно взрослым, которые являются проводниками на пути постижения мира, предложить личности ясные и понятные ориентиры: как найти свою дорогу, как понять, развить, реализовать в делах, поступках свою индивидуальность.
Быстрый темп жизни, высокий уровень требований, агрессивность современного мира предполагают, что успешной в достижении своих целей может стать психически стабильная, духовно-целостная личность.
Исследования социологов, психологов, психотерапевтов, касающиеся проблемных тем детства и отрочества, свидетельствуют о достаточно высоком уровне тревожности, неуверенности в себе подрастающего поколения. Это характерно, прежде всего, для детей и подростков с так называемым «слабым» типом нервной системы. Таким детям свойственно болезненно переживать свою нерешительность, тревожность, мнительность, стеснительность, робость, непрактичность, стремиться уйти в « тень жизни».
Около 76% психологических консультаций для детей и подростков приюта г. Поронайска связано с коррекцией расстройств настроения подобного характера — с переживанием своей неполноценности в период кризиса идентичности. Подобная картина наблюдается и в обращениях взрослых (родителей и педагогов), которым также свойственно воспринимать отдельные жизненные неудачи ребенка как серьезные жизненные поражения. Взрослые при этом часто теряются, испытывают беспомощность и не могут оказать квалифицированную поддержку. Драматизируя обстоятельства, остро, болезненно переживая детские неудачи и ошибки, взрослые способствуют усилению, «сгущению» указанных переживаний.
Поэтому так важен поиск и создание эффективных методов - психологических, психотерапевтических, педагогических, позволяющих проводить психокоррекцию и психопрофилактику указанных состояний.
Работа психолога в подобных случаях оказывается плодотворной и эффективной, когда посильное изучение самим ребенком, подростком его творческих способностей и своих характерологических, возрастных особенностей, тесно связано с познанием природы характера.
Цель исследования - выявить социально-психологические особенности подростков, совершивших побег из дома.
Для реализации поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить существующие теоретические подходы к изучаемой проблеме.
2. Выделить теоретические основы и основные понятия методов психологической помощи детям в пунктах временного содержания.
3. Подобрать диагностические методики и сформулировать выборку испытуемых.
4. Выявить социально-психологические особенности подростков, убежавших из дома.
Объект исследования – подростки в пункте временного содержания
Предметом исследования являются социально-психологические особенности подростков, убежавших из дома.
Экспериментальная группа составила 30 подростков в возрасте от 12 до 16 лет.
В исследовании были использованы следующие методы:
1. Обще научные методы.
2. Методы сбора информации
3. Метод тестов: а) методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна ; б) Методика диагностики социально-психологичекой адаптивности К.Роджерса, Р.Даймонда .
4. Метод математической обработки данных, интерпретация полученных данных.
Гипотеза исследования: существуют социально-психологические особенности подростков, убежавших из дома.
Практическая значимость исследования состоит том, что результаты эмпирического исследования можно использовать в консультировании родителей из неполных семей, обращающихся по вопросам детско-родительских отношений; в личном консультировании подростков, совершивших побег из дома. Также результаты исследования могут быть использованы и психологом для групповой работы с подростками в пунктах временного содержания.
Дипломная работа состоит из содержания, введения и 2 глав: «Теоретические подходы к организации и содержанию психологической помощи» и «Социально - психологическая коррекция и реабилитация детей в пунктах временного содержания». Также включает таблицы, выводы, заключение, список литературы приложения.
Объем дипломной работы – 60 листов.
Глава 1. Теоретические подходы к организации и содержанию психологической помощи
1.1. Понятие психологической помощи, требования к ее организации и содержанию
В самом общем виде психологическая помощь в психологических словарях трактуется как профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента.
С большей детализацией это понятие уточняется в другом справочном издании по психологии: \"Психологическая помощь - вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности\" .
Лично мне ближе и лучше отражает мой взгляд на психологическую помощь определение Британской ассоциации консультирующих психологов: \"Психологическое консультирование есть специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий\" .
Хотя, конечно, определение психологической помощи не может не зависеть от используемого психологического подхода, от длительности предполагаемого консультирования, от уровня и количества участников процесса, а также от многих других факторов. Это приводит к мысли о желательности наиболее полного учета и отражения этих факторов во всей их полноте и многообразии, об их систематизации, т.е. - к необходимости создания классификации видов психологической помощи.
Оказание психологической помощи в психологической парадигме требует перехода от классификации, основанной на феномене болезни (медицинская парадигма), к собственно психологической классификации человеческих проблем.
Изучение основных видов психологической помощи, а также методов работы приводит к заключению, что на настоящий момент и, скорее всего, в ближайшем будущем, единое основание для классификации вряд ли будет найдено. Причиной этого является многообразие существующих видов, типов и форм, уровней, а также школ психологической помощи. Сложно представить себе, как их объединить в какое-либо ограниченное количество групп, принимая во внимание такие факторы, как нижеследующие:
Некоторая путаница пониманий, смешение понятий \"вид\", \"форма\", \"уровень\" и т. п. Это происходит, опять же, из-за различного определения и понимания психологической помощи разными авторами, отнесения ими того или иного понятия к \"виду\", \"типу\" или \"форме\" помощи. Кроме того, придается различный объем и содержание одному и тому же конкретному понятию, различная значимость, удельный вес, воздействие на психическую сферу пациента .
Невозможно выделить все основания для классификации, так как спектр оказываемой психологической помощи в настоящее время очень широк, а главное, продолжает формироваться, углубляться и расширяться. Происходит как интеграция, так и разделение методов, выделение одних методов из других. Возникают и совсем новые методы, техники и методики, производятся практические исследования и теоретические разработки. Поэтому возникают большие проблемы с оперативной систематизацией, и, собственно, с созданием какой-либо систематизации, претендующей на полный охват всех видов психологической помощи.
Один и тот же вид психологической помощи может быть по разным основаниям отнесен либо в различные группы, либо может попасть в два и более класса одновременно, а может вообще не войти ни в один их них. Так, экстренная психологическая помощь может оказываться в рамках различных школ, но вряд ли применим, например, подход арт-терапии. Осуществляться экстренная помощь может как в форме индивидуальной консультации (очно, по телефону доверия и т.д.), так и в групповой форме (обычно при оказании помощи жертвам катастроф, террористических актов и др. массовых психотравмирующих событий), но трудно представить себе (хотя теоретически и возможно) экстренную помощь в форме психологической помощи семье, в связи с краткосрочностью воздействия и направленности этого вида помощи на снятие последствий конкретного стрессового воздействия. Проблематика обратившихся к экстренной помощи клиентов является проблемой, возникшей воздействия стрессовой ситуации, а не проблемой взаимоотношений.
Поэтому приходится сделать общий вывод, что в настоящее время найти исчерпывающую классификацию видов психологической помощи не представляется возможным. Во-первых, нет единого критерия выделения вида, и, по всей видимости, он не может быть найден в ближайшей перспективе. А, следовательно, нет и исчерпывающего перечня видов - даже если включить в понятие \"вид\" также и понятия \"тип\", \"форма\", \"уровень\" и проч. - психологической помощи.
Но исследовать и разрабатывать дальше эту тему интересно, важно и нужно для понимания теоретических аспектов психологической помощи, для ее определения, понимания ее содержания, основных отличий и специфики каждого конкретного вида. А это служит одной из главных целей и задач психологической помощи и психологии как науки в целом - более качественного оказания помощи человеку, лучшего понимания запроса клиента.
Все виды и формы психологической помощи имеют и какие-то общие черты, и свои отличия и характерные для них особенности. Но у них есть общая цель - помощь и поддержка личности в процессе ее становления и развития, избавление человека от того, что мешает ему быть счастливым и гармоничным в окружающем мире.
Таким образом, под психологической помощью понимается «предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости» .
Традиционно выделяют три вида психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию.
Психотерапия (в широком толковании этого термина) включает в себя все виды направленного психологического воздействия на индивида: консультирование, коррекцию и терапию. Так как эти виды психологической помощи представляют собой воздействие на различные стороны личности, имеют различные цели и способы - на творческих гостиных, занятиях по творческому самовыражению эти два вида психологической помощи применяются как раздельно - так и в сочетании.
Основной целью психологического консультирования является формирование личностной позиции, специфического мировоззрения, формирование иерархии ценностей.
1.2. Психологические основы побега детей из дома
Есть много причин побегов детей из дома: например, когда с ними плохо обращаются, унижают или бьют, когда родители – алкоголики.
Многие девочки убегают после сексуального насилия со стороны отчима или пьяного отца, когда мать не смогла или не захотела защитить их от этого. Побег может быть вызван реакцией оппозиции.
Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома. Побеги можно рассматривать как реакцию протеста на недостаточное внимание родителей или на их чрезмерные требования и деспотизм, протест против навязываемого им образа жизни, который они возненавидели. Многие подростки, воспитываются во внешне благополучных семьях с нормальным материальным положением, сбежав из дома, избавляются то надоевшей опеки и контроля учителей и родителей, от всех обязанностей и принуждений, расценивая свою жизнь как легкую, веселую и свободную. Им нравиться, что они сами себе добывают средства к существованию, могут пить и принимать наркотики, не опасаясь наказания родителей, развлекаться так, как они хотят, и приобретать жизненный и сексуальный опыт. Им кажется, что родители не принимают их всерьез, игнорируют их интересы, относятся к ним, как к маленьким детям.
Девочки недовольны, что родители запрещают им пользоваться косметикой, носить одежду, которая им нравиться, контролируют, с кем они проводят время и как развлекаются, особенно при раннем начале сексуальной жизни.
3,000 руб.
1. Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1971; с. 68, 76–7.
2. Гаммацаева Л.Ш. Нарушения поведения при вялотекущей шизофрении у детей. Журн. невропат. и психиатрии. 2004; 104 (7): 22–8.
3. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.: Медицина, 1980; с. 84–5, 93, 106, 202–3.
4. Дмитриева Т.В., Положий Б.С. Этнокультуральная психиатрия. М.: Медицина, 2003.
5. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Девиантное поведение и половые роли у девочек-подростков. В сб.: Психопатические расстройства у подростков. Под ред. А.Е.Личко, Ю.В.Попова. Л.: Ленингр. психоневр. институт, 1987; с. 25–29.
6. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия. М.: Медицина, 2000; с. 210–368, 376–7.
7. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995; с. 121–4, 216–30, 274–439.
8. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушением в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика трудных подростков. М.: Педагогика, 1988; с. 18–9, 25–7, 29–31, 69–88, 89–142.
9. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л.:Медицина, 1979; с. 33–75, 110–22, 175–81, 221–93.
10. Лусс Л.А. Синдром патологии влечений у детей и подростков. Журн. невропат. и психиатр. 1996; 96 (4): 36–41.
11. Мюжгинский Ю.В. Значение эмоциональных расстройств в детстве и подростковом возрасте для прогноза отклоняющегося поведения. В сб.: Школьная дезадаптация. Под ред. А.А.Северного, Н.В.Вострокнутова. М.: Медицина, 1995; с. 76–7.
12. Озерецковский С.Д. Школьная дезадаптация и нарушения поведения в клинической картине скрытых депрессий у подростков. В сб.: Психопатические расстройства у подростков. Под ред. А.Е.Личко, Ю.В.Попова. Л.: Ленингр. психоневр. институт, 1987; с. 16–24.
13. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред. Райгородского Д.Я.. – Самара: Бахрах – М, 2001. – 672 с.
14. Смулевич А.Б. Психопатология и клиника депрессий, развивающихся при шизофрении. Журн. психиат. и психофармакотер. 2003; 5: 184–6.
15. Снежневский А.В. Шизофрения – мультидисциплинарное исследование. М.: Медицина, 1972; с. 87–8, 102–4.
16. Цуцульковская М.Я., Пантелеева Г.П., Беляев Б.С. Гебоидная шизофрения. М.: Медицина, 1986; с. 5–20, 38–9.
17. Jun G. Kinder die Anders sind. Schtiinza, 1987; S. 151.
18. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1998; с. 68, 106, 153, 213–4, 219, 225–7, 234–57.
19. Понсе Гуадаррама Луис Серхио. Клинические особенности синдрома уходов и бродяжничества у детей: Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 1993.
20. Слуцкин Б.М. Психопатические нарушения при ранней половой жизни у подростков женского пола. В сб.: Психопатические расстройства у подростков. Под ред. А.Е.Личко, Ю.В.Попова. Л.: Ленингр. психоневр. институт, 1987; с. 38–42.
20. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. М.: Медицина, 1973; с. 122, 266.
21. Калачева И.О., Карнаухова Е.Н., Мазур А.Г. Психогенные расстройства у детей и подростков. Вопросы диагностики и реабилитации. Журн. психиатр. и психофармакотер. 2003; 1: 23–5.
22. Белкин А. С. Отклонения в поведении школьников.— Свердловск, 1973.— 138 с.
23. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой.— М., 1967.—360 с.
24. Гильяшева И. Н., Игнатьева Н. Д. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка. — В кн.: Психологические методы исследования в клинике. Л., 1978, с. 98—104.
25. Зюбин Л. М. О природе асоциального поведения несовершеннолетних. — Вопросы психологии, 1973, № 4, с. 59—63.
26. Игнатьева Н. Д. Сравнительное изучение особенностей личности у детей, страдающих эпилепсией и бронхиальной астмой: Канд. дис.— Л., 1981. —158 с.
27. Кудрявцев В. Н. Социально-психологические аспекты антиобщественного поведения. — Вопросы философии, 1974, № 1, с. 98—109.
28. Манова-Тонова В. С., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте.— София, 1981. — 187 с.
29. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е.В. Шороховой. — М., 1976.— 368 с.
30. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1967. —328 с.
31. Фельдштейн Д. И. Трудный подросток.— Душанбе, 1972.— 184 с.
32. Фельдштейн Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. — Душанбе, 1973. — 138 с:
33. Юферова Т. И. Поведение аффективных детей в конфликтной ситуации. — Вопросы психологии, 1975. № 2, с. 113—123.
3,000 руб.