Готовая курсовая работа
на тему:«Особенности эмоционального развития детей с нарушением речи и интеллектуальным недоразвитием»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V14277
Предмет: Педагогика
Год: 2008
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Актуальность работы определяется следующими положениями:
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с за-держкой психического развития, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т. А. Вла-сова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и др.). Уже в дошкольном возрасте дети с задержкой психического развития не справляются с программными требованиями детского сада, и к моменту посту-пления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обуче-нию. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высо-ком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей.
Задержка в формировании речи у дошкольников с такой аномалией раз-вития к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых про-цессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевре-менное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с задержкой психического развития именно в дошкольном возрасте является не-обходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.
Также у дошкольников с задержкой психического развития отмечается недоразвитие эмоциональной выразительности, что оказывает определенное влияние на способность детей выразить свои эмоции через интонационное оформление собственной речи.
Специфические черты и усугубление картины речевого дефекта у дошко-льников с задержкой психического развития определяются также особенностя-ми их аналитико-синтетической деятельности, органической недостаточностью ряда функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи (слухоречевого восприятия и памяти, речевого внимания, языкового анализа и синтеза, тонкой моторики), особенностями эмоционально-волевой сферы.
Необходимо отметить также, что в отличие от дошкольников с цереб-рально-органической задержкой психического развития и преимущественным нарушением эмоционально-волевой сферы, характеризующейся чертами незре-лости функциональной организации мозга, наиболее ярко несформированность ряда речевых и неречевых процессов проявляется у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза с преобладанием на-рушений познавательной деятельности и имеющей в своей основе наиболее выраженные органические повреждения.
Несформированность психофизиологических предпосылок развития речи на сенсомоторном уровне, взаимообусловленность речевых и неречевых про-цессов, особенности структуры и механизмов эмоциональных нарушений опре-деляют основные направления коррекционного воздействия: развитие речеслухового восприятия, тонкой и артикуляторной моторики; коррекция на-рушений звукопроизношения; развитие эмоционально-волевой сферы у дошко-льников с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить влияние эмоционального состояния на рече-вые нарушения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психиче-ского развития.
Предмет исследования: речевые нарушения у детей старшего дошкольно-го возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: 15 старших дошкольников с задержкой психиче-ского развития, обучающихся в ДОУ №732 г. Москвы.
Гипотеза исследования: особенности влияния эмоциональных состояний на речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития могут эффективно корригироваться, если изучение этих особенностей включается в процесс педагогической технологии, а сама техно-логия будет отражать потребности, возможности ребенка и поступательный ха-рактер педагогического влияния на него.
Задачи:
1) рассмотреть развитие речи у старших дошкольников в норме;
2) дать общие сведения о задержке речевого развития;
3) изучить речевые нарушения у старших дошкольников с задержкой психического развития и влияние на их выраженность эмоциональных состоя-ний;
4) охарактеризовать особенности коррекционной работы, направленной на развитие речи старших дошкольников с задержкой психического развития;
5) провести экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей влияния эмоционального состояния на речевые нарушения у де-тей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, и сде-лать выводы по нему.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что влияние эмоциональных состояний на речевые нарушения детей с за-держкой психического развития рассматривается как самостоятельная пробле-ма коррекционной педагогики и специальной психологии, вытекающей из проблем отражения человека человеком и психологической готовности детей с интеллектуальной патологией к интегративным процессам в обществе. Уста-новлена определенная зависимость адекватного восприятия и понимания речи от модальности эмоций, индивидуально-типологических и личностных особен-ностей субъекта и от степени эмоциональной напряженности в процессе меж-личностного взаимодействия.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка ли-тературы. Названия глав отражают их содержание.
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ И ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1 Интонационный аспект эмоционального развития ребенка
Ребенок усваивает язык и развивается не сам по себе, а под влиянием об-щения с взрослыми. С самого рождения между ним и матерью устанавливается эмоциональный контакт, а в речи матери эмоции по отношению к ребенку вы-ражаются, прежде всего, в интонации, которую тот начинает усваивать раньше, чем сегментные звуковые средства языка. Если обращенная к нему речь эмо-циональна, выразительна, то к 4-5 месяцам малыш будет по-разному реагиро-вать на интонации: на приветливый тон отвечать радостью, а на сердитый может заплакать. Первоначально в активном овладении интонацией играет имитация, а лепет и собственно речь возникают в основном в моменты эмоцио-нального подъема. Постепенно появляется интонация утверждения и вопроси-тельная интонация, что связано напрямую с формированием соответствующих синтаксических структур (вопрос - ответ). К двум годам жизни ребенка в речи начинают проявляться разные эмоциональные состояния, накладывающиеся на высказывания - ответы, на реплики взрослых оформленные интонациями. Со-гласно современным данным онтолингвистики, к старшему дошкольному воз-расту у детей с нормальным речевым развитием интонационная система в целом сформирована.
Появление и развитие интонационно-эмоциональной стороны речи ре-бенка можно проследить следующим образом. Уже на втором месяце жизни у самих детей различаются звуки голоса, свидетельствующие об особенностях их внутренних состояний, например звуки удовольствия или неудовольствия. На-чиная с третьего месяца жизни появляются смех и проявление радости, которые к концу первого полугодия приобретают довольно устойчивый характер.
С семи месяцев жизни в голосе ребенка выделяется интонация, связанная с обращением, просьбой. С десяти месяцев появляются голосовые признаки на-стойчивости. На основе интонационного структурирования речи возникает возможность невербального общения взрослого и ребенка еще до того, как ре-бенок начинает овладевать речью. Первые произносимые им звуки речи несут в себе значительные отпечатки эмоциональной экспрессии.
Как правило, интонационной выразительностью дети овладевают естест-венным путем. Но как показывает логопедическое обследование у воспитанни-ков, поступающих в речевые группы, имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Их речь монотонна и невыразительна, убыстренная или наоборот - замедленная. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Похожие работы:
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, ...
Особенности памяти у детей с нарушением речи ➨
Проблема оказания помощи детям с речевыми нарушениями многие годы является актуальной в педагогике и психологии. ...
Введение Природа отличается необычайным многообразием форм жизни. Всюду произрастают разнообразные растения, ...
Особенности эмоционального развития детей с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта ➨
Введение Актуальность исследования. Одной из самых важных, актуальных и обсуждаемых задач современного общества ...
Особенности фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи ➨
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются ...