Введение
Актуальность выбранной для дипломной работы темы обусловлена тем, что в настоящее время ресторанный бизнес является одним из перспективных в России. Как ни одна другая область, это направление деятельности требует серьезного осмысления мирового опыта и пристального внимания к перспективам его использования на российском рынке.
Рыночные условия, в которых оказалась Россия в последнее десятилетие, коренным образом повлияли на все сферы общественной жизни и, прежде всего, - на экономику. Важнейшим фактором ее выживания стало развитие; оно определяется тем, насколько целенаправленно и динамично изменяется сфера управления. Таким образом, сфера управления является ключевым звеном всей экономики, а эффективность управления напрямую зависит от того, какие фундаментальные принципы заложены в основу существующих представлений о его организации.
В настоящее время в России сложились некоторые особенности, характеризующие новые условия работы в организациях: конкуренция между предприятиями, заставляющая собственников и руководителей компаний искать пути и средства к достижению коммерческого успеха, является следствием сокращения государственного регулирования; постепенное утверждение понимания ценности человеческих ресурсов компании; возрастание готовности предприятий вкладывать силы и средства в создание и умножение своего человеческого капитала; явная тенденция к увеличению расходов компаний на привлечение и обучение персонала, оценку работающих сотрудников, развитие которых является стратегической задачей успешного функционирования компаний.
Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности.
России помимо перестройки экономики, реформирования предприятий различных отраслей, ломки политических стереотипов и норм, идет перестройка психологии людей. Люди остро нуждаются в умении ладить друг с другом; компании нуждаются в людях, умеющих предлагать новые идеи, брать на себя руководство другими людьми, нести за них ответственность и вызывать в них энтузиазм и энергию.
За последние годы открылось большое количество предприятий общественного питания, отличающихся друг от друга и концепцией, и уровнем сервиса, и ориентацией на определенный сегмент рынка. Предприятия ресторанного бизнеса подчиняются тем же законам развития, что и другие организации. А активный рост рынка ресторанных услуг заставляет их искать пути для повышения конкурентности и жизнеспособности, в этом большую роль играет внутрифирменное управление.
В настоящей работе поставлена цель : дать предложения по совершенствованию внутрифирменного управления предприятием ресторанного бизнеса.
Объект исследования – кафе «Шоколадница».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты функционирования современных предприятий ресторанного бизнеса ;
Проанализировать деятельность и систему внутрифирменного управления кафе «Шоколадница»;
Разработать мероприятия, направленные на совершенствование внутрифирменного управления кафе.
Методы исследования:
Опросы потенциальных клиентов;
Сбор и анализ статистических данных.
Предмет исследования – процессы внутрифирменного управления в ресторанном бизнесе.
Разработанность темы:
Данная тема имеет очень немногочисленное освещение в специальной литературе. Российские научные работы связаны в основном с технологическими и отраслевыми аспектами сферы общественного питания. Кроме того, вопросы продвижения и успешного развития ресторанного бизнеса, во многом, являются сведениями коммерческими, поэтому неудивительно, что они не тиражируются.
Область применения:
Материалы данной дипломной работы могут быть использованы специалистами в области ресторанного бизнеса.
3,000 руб.
Заключение
По мере развития рынка общественного питания, потребители начинают предъявлять все большие требования к качеству предлагаемой продукции и обслуживания. По мнению экспертов, в ближайшее время высокорентабельными станут те рестораны и компании, которые смогут обеспечить три главных для современного потребителя условия: удобство, быстрота обслуживания и здоровая высококачественная пища по приемлемой цене.
Можно отметить, что сегодня в России все больше распространяется тенденция заботы о своем здоровье и, как следствие, «здорового питания». Попытка изменить имидж «fast food» и сделать его более «здоровым» - является общемировой тенденцией.
В целом сегодня в развитии ресторанного бизнеса в России прослеживаются такие тенденции, как: приверженность здоровому питанию; расширение ассортимента; развитие концепции быстрого обслуживания; удобство для семейных посещений; развитие «тиражируемых» ресторанов. Очевидны и преимущества работы в сетевом формате.
Персонал - это один из ключевых элементов в структуре продаж ресторанных услуг. От слаженности и оперативности взаимодействия всех сотрудников, от их способности создать соответствующую атмосферу для посетителей напрямую зависят объемы продаж ресторана. Именно поэтому подбору и удержанию персонала уделяется много внимания. Каждое предприятие работает над тем, чтобы разработать такие мотивационные программы, чтобы получить высоко квалифицированный персонал, приверженный своему предприятию. Особое внимание уделяется обслуживающему персоналу, находящемуся в контакте с гостями, так как имен от них зависит то впечатление, которое останется у гостя после ухода.
На основании проведенного анализа во второй главе работы внутрифирменного управления сетью кофеен «Шоколадница», можно сделать следующие выводы:
Сеть кофеен «Шоколадница» - современное, динамично развивающееся предприятие, насчитывающее около 130 кафе по крупным городам Росси; В 2004 году товарооборот «Шоколадницы» составил 400 млн руб., в 2005 году — 700 млн руб., а в 2006 году прогнозируется его увеличение до 1,5 млрд руб.
Высокий уровень качества обслуживания в сети кафе подтверждается наличием постоянных посетителей, которыми называют себя более 25% посетителей;
Анализ персонала показал, что наибольшую группы составляют сотрудники отработавшие на предприятии от 1 года до 3 лет (42%), сотрудников, работников, работающих менее 1 года - треть (33%), тех, кто отработал в сети более 3 лет только 25% ( каждый четвертый). Больше всего сотрудников в возрасте от 21 до 30 лет ( 56%), при этом большинство не имеет профильного образования;
Для выявления проблем в управлении в работе приведены результаты маркетингового исследования персонала:
- причинами, которые стали аргументами в пользу других компаний, сотрудники покинувшие сеть «Шоколадница» назвали: предоставление беспроцентных займов на крупные покупки, возможность карьерного роста и обучения за счет предприятия в высшем учебном заведении, наличие возможности приобретения льготных абонементов на посещение фитнес-залов и бассейнов; наличие рядом с торговым предприятием бесплатной стоянки для личных автомобилей; обеспечение горячих обедов на рабочих местах. При этом заработная плата не выше той, которую сотрудники получают в «Шоколадница»
- большинство работников ( 41%) считают, что основной причиной текучести кадров является плохая мотивация. Второй по значимости в раной степени ( по 22%) считают недостаточный уровень заработной платы и отсутствие стимулов для профессионального роста. А 15% работающих считают причиной текучести обстановку в коллективе.
– 56% считают, что корпоративность в фирме полностью отсутствует, частичное развитие корпоративности признают 27% работников, и только 17% считают, что корпоративность развита.
- большинство опрошенных ( 79%) мотивирует к работе хорошая заработная плата, второй по значимости стал ответ о наличии хорошего социального пакета, за него отдали голоса 69% сотрудников, третье место занял ответ «корпоративность» - 57%, профессиональный рост интересует в меньшей степени, но за него проголосовали более половины сотрудников – 51%.
- основной причиной ухода из организации для большинства ответивших на вопросы анкеты (46%) может стать отсутствие возможности карьерного роста, 30% - отсутствие Программы профессионального развития; 15% недостаточная мотивацию, а для 14% самым важны является уровень заработной платы.
Для совершенствования внутрифирменного развития персонала сети кофеен «Шоколадница» с учетом полученных результатов необходимо :
- разработать программу индивидуального карьерного роста сотрудников, которая послужит дополнительным мотивирующим фактором, тем более, что сеть постоянно развивается и у сотрудников есть возможность как горизонтальной, так и вертикальной карьеры;
- разработать и внедрить Корпоративный кодекс, регламентирующий культуру поведения персонала. Кодекс поможет выработать единую для всех работников сети культуру поведения, которой, судя по ответам посетителей сегодня явно не хватает;
- разработать стандарты обслуживания гостей персоналом кофеен.
В третьей главе работы разработаны мероприятия, направленные на совершенствование системы управления персоналом сети кофеен «Шоколадница».
Отвечая ожиданиям персонала, разработана система , которая поможет персоналу разработать свою индивидуальную карьеру и наметить этапы её реализации. При этом предприятие будет оказывать помощь в достижении поставленной сотрудником цели.
Учитывая , что персонал не считает своих коллег одной командой, предложено разработать Корпоративный кодекс, который сам по себе конечно не сделает сотрудников единой командой, но заложит основы корпоративности и поможет внутрифирменному общению, корректности и культуре поведения.
Третьи мероприятием, предложенным в работе, является разработка стандартов поведения обслуживающего персонала, работающего в контакте с гостями. Стандарт трактует поведение служащих на протяжении всего контакта с гостем, от прихода в ресторан до прощания.
Таким образом, цель работы достигнута – проведен анализ системы управления персоналом ресторана на примере сети кофеин «Шоколадница» и предложены эффективные мероприятия по совершенствованию систему управления.
3,000 руб.
Список использованных источников
1. Анурова Н. Персонал в ресторане. Как создать профессиональную команду. – М.: Перспектива, 2005.
2. Богушева В. И. Организация обслуживания посетителей ресторанов и баров. Ростов-на-Дону, 2002
3. Бурлаков Г.Р. Мотивационный климат организации. //Управление персоналом. 2003. - № 2.- С. 12-23.
4. Губанов С. Система организации и поощрения труда. //Экономист. 2003 -№3.- С. 23-28.
5. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала, Учебное пособие. Р-н-Д, Феникс, 2003
6. Данные службы персонала «Шоколадница»
7. Данные опроса персонала сети «Шоколадница»
8. Ефимова О.П., Ефимова Н.А. Экономика гостиниц и ресторанов. Уч. Пособие. М:Новое знание, 2004
9. Ивановская О. Перспективы рынка московских кофеен// www.kofe-kofe.ru
10. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. Минск: Новое знание. 2002.
11. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник. М: ИНФА-М, 2006г
12. Косарев И. Московский рынок кофеен// Маркетинг менеджмент, №2. 2007, с.48
13. Людковская А. Будем сетями// Food Service. 2006. №8. с. 13-14.
14. Медлик С., Инграм Х. Гостиничный бизнес. М:ЮНИТИ-ДАНА, 2005
15. Миронова И. Лидеры кофейного рынка//Ресторанные ведомости, май, 2007
16. Папирян Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: отели и рестораны: Учеб. пос. М.: Экономика, 2000
17. Положение о порядке подбора, назначения и отстранения от должности сотрудников в «Шоколадница», утв. 12.10.2003 г
18. Положение об обучении сотрудников в «Шоколадница», утв. 16.05.2004
19. Положение об аттестации персонала, утв. 10.04.2004
20. Положение о формировании кадрового резерва в «Шоколадница», утв. 05.03.2006 г
21. Положение о применении надбавок к должностным окладам работников сети «Шоколадница»
22. Подшибякин А. Ресторанный бизнес в России сегодня//Ресторатор. 2007. №4. с. 34
23. Путариков А. Стандартные техники продаж могут быть опасными//МД Ресторан. 2006. №1. с. 28
24. Публикации в журналах «Директор по персоналу» № 1-12 2006 г
25. Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма. М: Магистр, 2007
26. Усов В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. – М.: Академия, 2004.
27. Харькова Т.Б. Курс лекций по ресторанному хозяйству. Спб: ГТУ, 2005.
28. Яхутина С. Тенденции развития ресторанного бизнеса//Правильное решение. 2006. №5. с. 12
3,000 руб.