Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Актуальность исследования: актуальность исследования продиктована тем, что часто бывает так, что неформальный лидер не получает формальной поддержки организации, то есть необходимых полномочий. А это в свою очередь может нести негативные последствия и снижать эффективность всего коллектива. Следовательно, изучения неформального лидерства позволит решить эту проблему несоответствия.
Гипотеза исследования: неформальные лидеры являются неформальными лидерами.
Цель исследования: изучить формальных и неформальных лидеров ученических коллективов.
Задачи исследования:
• Осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
• Осуществить эмпирическое исследование по диагностике формального и неформального лидерства;
• Осуществить анализ полученных результатов.
Предмет исследования: формальных и неформальных лидеров ученических коллективов.
Объект исследования: дети подросткового возраста.
Методы и методики: теоретический анализ литературы, метод тестирования (методика «Социометрия» Морено Я., адаптация Коломинский Я.Л.; методика КОС-2).
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА УЧЕНИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ 5
1.1 Общая характеристика детей старшего школьного возраста 5
1.2 Общая характеристика понятий лидера и лидерства 8
1.3 Формальные и неформальные лидеры 13
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА В УЧЕНИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ 16
2.1 Описание выборки и методов исследования 16
2.2 Исследование формального и неформального лидерства в ученических коллективах 20
2.3 Анализ полученных результатов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
1,200 руб.
В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.
Неудачи постигают лидеров по разным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует. Что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации.
Итак, в эмпирической части исследования, были получены результаты, которые свидетельствуют о том, чтобы достигнуть высокого социометрического статуса, необходимы развитые организаторские способности. Также организаторские склонности стимулируют более высокий социометрический статус («звезды»), нежели коммуникативные склонности, которые в свою очередь больше гарантируют респонденту статус «предпочитаемых».
Таким образом, в данной курсовой работе был осуществлен теоретический анализ по теме курсовой работы, а именно формальные и неформальные лидеры ученических коллективов; было осуществлено эмпирическое исследование; были проанализированы результаты, полученные в ходе диагностического исследования, сделаны соответствующие выводы.
Исходя из выше сказанного, можно заключить, что задачи и цель курсовой работы, поставленные в её начале, были успешно достигнуты. А гипотеза нашла свое подтверждение в эмпирической части исследования.
1,200 руб.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 2002. – 364 с.
2. Берн «Лидер и группа в структуре динамики организаций и групп» Екатеринбург, 2000.
3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для рукодителя-практика: пер с англ. М.: Дело, 1991. – 320 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии//Собрание сочинений: В 6-ти т. Том 4. Детская психология / Под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика, 1984.
5. Гезахеги Д.Е. Психологические и возрастные аспекты лидерства // Адукацыя выхаванне, 1998, № 10.
6. Диагностика межличностного взаимодействия: психодиагностический практикум / Авт.-сост. Л.В. Финькевич.– Мн.: БГПУ, 2003.– 42 с.
7. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
8. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.
9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и развитие. СПб.: Питер. 2004. – 480 с.
10. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
12. Кричевский Р.Л. "Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе", Москва, "Дело", 1998, с.9-10.
13. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследование лидерства в современной западной общественно политической мысли. (Научное издание) – Архангельск: Изд-во Поморского международного педагогического университета, 1996. – 256 с.
14. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. – М.: Дело, 2004. – 720 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
16. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 416 с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).
17. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
18. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара. 2004. – 672 с.
19. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: 2001. – 460 с.
1,200 руб.