Действующее корпоративное законодательство, принятое чуть больше десятилетия назад с целью первичного установления организационно-правовых форм и общих основ их деятельности, не соответствует степени развития корпоративных отношений в текущий период и последним интеграционным тенденциям в экономической сфере.
Акционерное общество традиционно считается наиболее приемлемой формой объединения крупного капитала. Если речь идет о превращении компании в публичную, то акционерная форма вообще становится единственно возможной по нашему законодательству. Объясняется это тем, что только акции открытого акционерного общества могут торговаться на организованных рынках. Только применительно к открытому акционерному обществу возможна такая процедура как публичное размещение акций.
Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность акционерных обществ в Российской Федерации, являются Гражданский кодекс Российской Федерации (первая часть) (далее ГК РФ) и Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) .
Для управления акционерным обществом создаются специальные органы. Их количество и статус зависят от количества акционеров и задач, для которых создано общество. При этом согласно статье 103 Гражданского кодекса РФ центральное место в структуре органов управления занимает общее собрание акционеров, за которым следует признать распорядительную власть.
В ФЗ "Об акционерных обществах" достаточно подробно прописаны порядок созыва и проведения общего собрания акционеров, вопросы его компетенции, формы проведения и порядок принятия решения общего собрания акционеров. Достаточно сказать, что из 94 статей Закона 17 статей непосредственно посвящены этой процедуре. Дальнейшее развитие правового регулирования общих собраний осуществлено в ряде подзаконных нормативно – правовых актов. В первую очередь – в Положении о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденном Постановлением ФКЦБ РФ от 31.05.2002 г. № 17/пс . Имеется обширная арбитражная практика. И в то же время целый ряд вопросов, связанных с подготовкой и проведением общих собраний акционеров, остается не разрешенным.
Целью настоящей работы является анализ пробелов и проблем правового регулирования в действующем законодательстве, касающихся вопросов организации и проведения общих собраний акционеров.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
- проанализировать нормы законодательства об акционерных обществах, регулирующие порядок организации, подготовки и проведения общего собрания акционеров;
- выявить и изучить имеющиеся проблемы теоретического и практического характера и пробелы в правовом регулировании порядка подготовки и проведения общего собрания акционеров;
- выработать предложения по совершенствованию законодательства об акционерных обществах, направленные на устранение пробелов и недостатков правового регулирования организации и проведения общего собрания акционеров.
750 руб.
Введение 3
1. Некоторые проблемы правового регулирования организации общего собрания акционеров 5
2. Некоторые проблемы правового регулирования процедуры проведения общего собрания акционеров 8
Заключение 13
Список использованной литературы 16
750 руб.
Таким образом, на основании проведенного в настоящей работе анализа норм действующего законодательства об акционерных обществах, рассмотрения выявленных проблем теоретического и практического характера и изучения пробелов правового регулирования вопросов организации и проведения общего собрания акционеров, считаем необходимым внести следующие предложения по совершенствованию действующего законодательства:
Предоставить акционерам право требовать проведения как внеочередного, так и годового общего собрания акционеров, а также права подготавливать и проводить такое собрание в случае если органы общества это требование не удовлетворяют.
Ввести нормы об ответственности за проведение общего собрания акционеров на единоличный исполнительный орган акционерного общества в случае, есл Совет директоров в установленное Законом об АО время не принял решение о подготовке и проведении годового общего собрания акционеров. Следует ввести ответственность органов управления акционерного общества за нарушение требований законодательства о созыве общего собрания, включая такую ее форму, как дисквалификацию единоличного исполнительного органа и членов совета директоров.
Рекомендовать не применять ограничения на порядок принятия решений общим собранием акционеров, установленные статьей 49, п. 3. ФЗ «Об акционерных обществах» в части ограничения перечня вопросов, решения по которым принимаются общим собранием акционеров только по предложению совета директоров.
В целях устранения возможности злоупотребления с использованием списка акционеров ввести в законодательство правило, согласно которому регистратор до предоставления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, иному лицу, требующему проведения внеочередного общего собрания акционеров, должен убедиться в том, что требование о проведении собрания в совет директоров общества поступило, и совет директоров не дал согласия на проведение собрания.
Ввести в инструкцию для счетной комиссии норму об обязанности счетной комиссии однозначно убедиться в том, какую позицию акционер занял при голосовании по тому или иному вопросу. А каким способом он эту позицию отразил в бюллетене – не имеет никакого значения.
Перечислить в Законе об АО закрытый перечень оснований для признания бюллетеня голосования на общем собрании акционеров недействительным, которые в настоящее время прямо не указанны в законодательстве, но вытекают из него: - в случае несоответствия бюллетеня, представленного в Счетную комиссию, форме и тексту бюллетеня, утвержденным советом директоров; - если в бюллетене для голосования по вопросу об избрании членов Ревизионной комиссии Общества, членов Счетной комиссии вариант голосования "за" оставлен у большего числа кандидатов, чем число лиц, которые должны быть избраны в соответствующий орган Общества; - если в бюллетене оставлены голоса «за» по альтернативным вариантам решений; - если при кумулятивном голосовании акционером распределено между кандидатами в состав Совета директоров больше голосов, чем количество голосов, которыми он располагает; - если бюллетени сданы в Счетную комиссию после времени начала подсчета результатов голосования.
Во избежание многих возникающих на практике проблем при избрании счетной комиссии исключить из законодательства об акционерных обществах нормы об избирании счетной комиссии на общем собрании акционеров и ввести норму о том, что функции счетной комиссии на любом общем собрании акционеров для любого акционерного общества выполняет специализированный регистратор. При сохранении нормы о формировании счетной комиссии как выборного органа общества в порядке законодательного регулирования необходимо определить положения о счетной комиссии, указанные во втором разделе настоящей работы.
В целях решения вопроса о том, с какого момента вступает в силу решение, принятое общим собранием акционеров необходимо ввести норму: «Решение общего собрания акционеров вступает в силу после подписания протокола общего собрания акционеров, но не ранее, чем на третий день после даты проведения такого собрания».
В настоящей работе мы затронули лишь некоторые проблемы правового регулирования организации и проведения общего собрания акционеров, но и их анализ показывает, что в действующем законодательстве об акционерных обществах еще существует много правовых проблем, позволяющих злоупотреблять своим правом, и не содержатся необходимые меры ответственности лиц, ответственных за организацию и проведение общего собрания акционеров.
750 руб.
Нормативно-правовые акты
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.04.2008, с изм. от 13.10.2008) "Об акционерных обществах" (принят ГД ФС РФ 24.11.1995) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 1.
3. Постановление ФКЦБ РФ от 31.05.2002 N 17/пс (ред. от 07.02.2003) "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.07.2002 N 3578) // "Российская газета", N 130, 18.07.2002.
4. Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" (вместе с "Кодексом корпоративного поведения" от 05.04.2002) // "Вестник ФКЦБ России", N 4, 30.04.2002.
Специальная научная литература
5. Викторова Ю.П. Годовое общее собрание акционеров: особенности подготовки и проведения // Современное право. № 7. 2001. С. 31-34.
6. Поваров Ю.С. Счетная комиссия в акционерном обществе: порядок формирования и функциональное назначение // Актуальные проблемы частноправового регулирования. Материалы Международной VI научной конференции (г. Самара, 28-29 апреля 2006 г.): Сборник научных статей. – Самара: Изд-во "Универс-групп", 2006. С. 81-83.
7. Поваров Ю.С. Отдельные вопросы формирования повестки дня общего собрания акционеров // Теоретические аспекты и правоприменительная практика российского законодательства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 12-14 апреля 2007 г. – Курск: Изд-во Курск. гос. техн. ун-та, 2007. С. 52-58.
8. Савиков А.В. Правовое положение общего собрания акционеров по законодательству Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. - М., 2003. - 162 c.
750 руб.