Введение
Актуальность исследования. Современный уровень развития российского общества выдвигает новые требования к активности личности. Прежде всего, должна быть востребована активность многоплановая: трудовая, познавательная, социальная, духовная. Активность помогает личности конструктивно действовать в разработке жизненной стратегии и тактики поведения, в общении и взаимодействии, в разрешении познавательных ситуаций. При реформировании школы рекомендуется обратить особое внимание на развитие склонностей, способностей каждого школьника. Это, возможно, прежде всего, при мотивации формирования познавательной активности учащихся, самой глубокой и бескорыстной, обогащающей духовный мир личности. Мотивация обучения как процесс предстает в динамике смен деятельности, в которых заложен высокий воспитательный потенциал. Для этих видов деятельности характерно гуманистическое содержание, использование коллективных форм, духовность и общественно значимый характер. Такое обучение реализуется в системе организационных форм, включающих урок, внеклассную работу, дополнительное образование, в процессе которых и формируется особое нравственно-мировоззренческое отношение к окружающей действительности. Учебная и внеучебная деятельность оказывают и прямое, и косвенное педагогическое воздействие на личность учащихся, развивая их познавательную сферу. Позиция взрослого заключается в понимании того, каким должно быть влияние на личность ученика, чтобы помочь ребенку и поддержать его самосовершенствование, развивая активность как внутреннее свойство личности, а также активизируя учебную деятельность в процессе отбора ее содержания, форм и методов, а главное, постановки ученика в позицию субъекта деятельности.
Особое, самоопределяющее условие развития личности - активность есть свойство, порождаемое потребностями, включающее устойчивый познавательный интерес и направленное на преобразование окружающей действительности, поэтому активность, естественно, входит в современную концепцию личности. Этой проблеме в дидактическом аспекте посвящен ряд работ педагогов Б. П. Есипова, М. А. Данилова, И. Я. Лернера, Г. Ц. Молонова, Н. А. Половниковой, П. И. Пидкасистого, М. Н. Скаткина, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и др., в которых формулируются принципы и закономерности учебной деятельности и особенно рассматривается принцип активности.
Несмотря на это в массовом опыте работы школ мотивация познавательной активности как личностного свойства встречается редко, так как не разработана методика формирования этого процесса. Будущих учителей не готовят к воспитанию познавательного интереса и активности школьников. Студенты и школьники испытывают противоречия между все возрастающим информационным объемом знаний и их наличными знаниями, а также неумением, незнанием способов их добывания; между сложностью процесса формирования активности школьников и незнанием его методики, неразработанностью педагогических технологий.
В последние десятилетия достигнуты новые результаты в исследовании данной проблемы: определена сущность и структура познавательной активности; выявлены дидактические и воспитательные аспекты формирования познавательной деятельности школьников (Н. С. Дежникова, М. Д. Виноградова, Г. Ц. Молонов, И. Б. Первин, П. И. Пидкасистый и др.); прослежены связи познавательной активности личности с ее потребностями, мотивами и интересами; влияние активности на учебную и внеучебную деятельность.
В то же время в массовой практике современной школы встречается много недостатков, вытекающих из объективных противоречий: между требованиями строить педагогический процесс на основе личностно-ориентированного подхода и незнанием учителями методики формирования познавательной активности как личностного свойства школьников; между потенциалом семьи, культурных учреждений и недостаточным использованием возможностей этих институтов общества и учреждений дополнительного образования в решении данной проблемы. Актуальность проблемы развития познавательной активности как личностного свойства и недостаточная разработанность ее в науке и практике позволили нам выбрать темой исследования "Формирование познавательной активности школьников средствами английского языка как учебного предмета".
Цель исследования – раскрыть способы и приемы формирования мотивации на занятиях по иностранному языку.
Объект исследования: мотивация к познавательной деятельности школьников.
Предмет исследования: процесс мотивации познавательной деятельности школьников с применением игровых методов обучения и их эффективность на уроке английского языка.
Гипотеза: Мотивация к познавательной деятельности с применением игровых методов обучения в современной школе является эффективным средством обучения. Применение игровых методов способствует развитию у школьников мотивации к развитию познавательного интереса к изучению английского языка.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность мотивации познавательного интереса и познавательной активности.
2. Изучить методы мотивации познавательной активности на уроках английского языка.
3. Разработать урок – игру направленный на формирование познавательной активности средствами английского языка как учебного предмета (Экологический КВН).
4. Сделать соответствующие выводы.
3,000 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 6
1.1 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 6
1.2 СОЗДАНИЕ ЗДОРОВОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА УРОКЕ 8
1.3 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 12
1.4. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 26
2.1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 28
2.2. РАЗРАБОТКА УРОКА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН» 28
2.3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
3,000 руб.
Заключение
Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их мотивации к познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Для дальнейшей активизации познавательной деятельности необходимо учитывать то, что для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо обеспечить понимание учащимися материала.
Теоретическая модель процесса формирования познавательной активности учеников опирается на ряд основных направлений деятельности современной школы:
смены приоритетов в целях образования, выдвижения на первый план развития личности ребенка;
формирования познавательной деятельности, индивидуализации обучения школьников;
использования познавательной коллективной деятельности на уроке и во внеклассной работе;
создания системы средств, приемов и технологий, ориентированных на формирование у учащихся активной учебной и внеучебной деятельности.
Процесс формирования познавательной активности школьников на уроках английского языка превращается в специальную задачу создания таких ситуаций и форм деятельности, которые, учитывая познавательный фактический опыт субъекта, способствуют одновременно актуализации его познавательных потенциальных возможностей, что в дальнейшем позволяет перейти им в личностную активность. В ходе исследования обосновано положение, что создание психолого-педагогических условий формирования познавательной активности у школьников посредством организации учебной деятельности в игровой форме в их взаимодействии с демонстрацией соответствующих образцов, способов действий является фактором, обеспечивающим устойчивость познавательных интересов и активности личности в целом.
Очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.д. – все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету.
Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности учащихся. При создании проблемных ситуаций учитель противопоставляет новые факты и наблюдения сложившейся системе знаний и делает это в острой, противоречивой форме. Вскрывающиеся противоречия служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Они порождают стремление познать суть, раскрыть противоречие. В этом случае активная поисковая деятельность учащихся поддерживается непосредственным, глубоким, внутренним интересом.
Нами было проведено исследование в ходе, которого была выявлена эффективность формирования мотивации на уроках английского языка с помощью игровых методов.
В результате теоретического анализ отечественной и зарубежной литературы и проведенного экспериментального исследования была достигнута цель, решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая гипотеза.
3,000 руб.
Список литературы
1. Английский язык для детей: Игровой курс для детей. // Василевич А.П., сост. М.: Наука. 2005 г. 208 с.
2. Андреевская В.В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 1997. - № 6. - с. 3 - 9.
3. Бабинский Л.М. Опорные схемы для обучения английскому языку. //Иностранные языки в школе. – 2000. - №2. с.16-17
4. Барышников Н. В. Грибанова К. М. Блок-схемы на лекциях по методике преподавания иностранному языку. //Иностранные языки в школе. – 1998. - №3. с.12
5. Батан Л.Ф. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения. Новосибирск. Издатель: НИПКИПРО. 2002г. 32 с.
6. Бибиков В.Г. Об использовании дополнительных материалов при обучении английскому языку в старших классах. //Иностранные языки в школе. – 2000г. - №1. с. 26-27
7. Вайсбурд. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи. М.: ВЛАДОС. 2001 г. 241с.
8. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход// «Перемены». Педагогический журнал. 2000. №1. с. 21-39.
9. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // «Вопросы психологии» 2001 г. № 2.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2004.
11. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. М.: Наука. 2004 г. 185 с.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000г. Наука. 157с.
13. Гурневская К.П. Что такое языковая лаборатория. //Иностранные языки в школе. – 1997. - №5. с. 4-9
14. Горчев А.Ю. Самостоятельная работы школьников по иностранному языку; условия эффективности. //Иностранные языки в школе. – 1998. - №4.
15. Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии обучения, М. 2003 г.
16. Есипович К.Б. Управление познавательной деятельности учащихся при изучении иностранных языков в средней школе: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов по специальности № 2103 «Иностранный язык» - М.: Просвещение, 1998. - с. 191.
17. Егорова Н.А. Нетрадиционные формы урока, один из способов повышения интереса к предмету // Иностранные языки в школе. - 1999. № 6. - с. 23 – 26.
18. Загорский А.П. О психологическом компоненте «иностранного языка» в школе. // Иностранные языки в школе. – 1999. - № 13. с. 12-14
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону, Феникс, 1997г. 164с.
20. Ижогина Т., Бортников С. Игры для обучения английскому языку: Начальная школа. М.: ИНФРА-М. 2004г. 321с.
21. Клементьева Т.Б., Шеннон Д.А. Учебно-методический комплекс “Happy English - 3” - Обнинск, Титул, 1998г. 213с.
22. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М.: Наука. 2003 г. 246с.
23. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М.: Наука. 2002г. 164с.
24. Куликова Р.А. Использование Интернета на уроке английского языка. /Иностранные языки в школе. – 2001. - №5. с. 31
25. Колкер Л.М., Устинова Е.С. Практическая Методика обучения иностранному языку: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264с. – С. 70 – 117.
26. Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский центр «Академия» 1999. – 152с.
27. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение. Теория и практика, М. 1992
28. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной активности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. Докторская диссертация. - М.: Дрофа. 2000г. изд. 3-е. 145 с.
29. Мачхелян Г.Г. Современную английскую лексику – в учебный процесс! // ИЯШ. 1999. №2.
30. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психол. 2002г. № 4. С.5 - 17.
31. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. М.: Гардарики. 2004г. 248с.
32. Маслыко Е.А. Бабинская Г.К. Настольная книга преподавателей иностранного языка. М.: Наука. 2000г. 267с.
33. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Школьные технологии. – 2000. - № 2. - с. 43-57.
34. Назарова Т. «Волшебное зеркало» // Журнал "Учитель" № 1, Январь - Февраль 2003г. с. 24-28
35. Педагогический поиск / Сост. И-Н. Бажснова. М.: Наука. 2002г. 94с.
36. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение 2001 г.281с.
37. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М.: Просвящение. 2000 г. 345с.
38. Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников. // Образование в современном обществе: Сборник научных трудов - М.: МГПУ 1998 г. 268с.
39. Проблемы современного образования. // Формирование у школьников познавательной активности: Сборник научных трудов - М.: МГПУ 1999 г. 167с.
40. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. — Липецк, 1998. 89с.
41. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку. - М.: Просвещение, 1999г. 249с.
42. Прокопьева Н.И. «Проектное обучение в зарубежной педагогике, к вопросу о становлении и развитии» Журнал «Сибирский учитель» , 2004 №2
43. Решетникова З.Б. Как я поддерживаю интерес школьника в обучении английскому языку. /Иностранные языки в школе. – 2003. – №2.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М.: Наука. 2001г. 389с.
45. Раннее обучение английскому языку: теория и практика: Сборник научно-методических статей. Малкина Н.А. науч. ред. М.: Просвещение. 2004 г. 109 с.
46. Санжимансуева Ч.Б. Технические средства в моей работе. //Иностранные языки в школе. – 1997. - №2
47. Синенко В.Я. «Педагогическое проектирование как способ повышения качества образования» // Журнал «Сибирский учитель», 2004 №1
48. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. Методич. Пос. для 5-10 кл. - М.: Просвещение. 1998г. 194с.
49. Телицына Г.В. «Актуализация ценностно-целевого аспекта содержания образования в процессе формирования познавательной активности и самостоятельности школьников (на материале естественно научных дисциплин)», М.: Наука. 2000г. 204с.
50. Филатов В. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Уч. Пос. М.: ВЛАДОС. 2004 г. 214 с.
51. Харламов И.Ф. «Педагогика». М.: изд-во «Юрист». 1997г. 217с.
52. Холодная М.А. Психология интеллекта. - М.-Томск, 1997г. 134с.
53. Чуракова О.В., И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии. выпуск 1, Самара, 2002 г. 48с.
54. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М.: Педагогическое общество России, 2000г. – 128с.
55. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.
56. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. Учебное пособие для преподавателей и студентов, 2007 г.
57. Якиманская И.С. Знания и мышление школьников. - М.: Просвещение, 2000г. 234с.
3,000 руб.