Введение
На современном этапе развития методики преподавания грамматики английского языка в ВУЗе объективной потребностью является поиск оптимальных путей обучения грамматике английского языка и организации учебно-воспитательного процесса, рациональных вариантов содержания обучения и его структуры в целом.
Грамматические умения и навыки студентам являются основой его коммуникативной компетенции. В связи с этим проблема методов в обучении грамматической стороне речи представляется одной из наиболее актуальных, т.к. существующие стратегии обучения грамматической стороне речи показали свою несостоятельность. В традиционном обучении функциональной стороне грамматического навыка, которая является ведущей при построении речевого высказывания, отводится второстепенная роль: вначале усваивается форма. Что касается функциональной стороны, то учащимся, чаще всего, сообщается только грамматическое значение. В лучшем случае результат такой: учащийся знает структуру, правило её образования, но не владеет ею. Таким образом, на современном этапе существует необходимость внедрения таких методов обучения грамматической стороне речи, которые соответствовали бы современным требованиям, предъявляемым к предмету « Иностранный язык». Многие проблемы, связанные с проблемой обучения грамматике, уже получили освещение в трудах Е.И. Пассова, В.П. Скалкина, C.J. Brumfit, K. Johnson и др.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлено тем, что на современном этапе развития методики преподавания английского языка в ВУЗе недостаточно разработаны вопросы обучения грамматике английского языка. Существует острая практическая необходимость проанализировать современный арсенал возможных методов и средств обучения студентов грамматике английского языка, а также обосновать технологию преподавания грамматики английского языка студентам первых-вторых курсов ВУЗа. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Методика преподавания грамматики английского языка в ВУЗе»
Объект исследования - процесс обучения грамматике английского языка студентов второго курса языкового ВУЗа.
Предмет исследования - особенности использования методических средств и упражнений для обучения грамматике английского языка студентов второго курса языкового ВУЗа.
Цель исследования - проанализировать особенности обучения грамматике английского языка на основе темы «Модальные глаголы» студентов второго курса языкового ВУЗа.
Достижению поставленной цели будет способствовать решения ряда задач:
1.Изучить основные подходы к теории и методике преподавания английского языка в трудах отечественных и зарубежных специалистов.
2.Обосновать специфику обучения грамматике английского языка в ВУЗе.
3.Охарактеризовать современные технологии обучения грамматике английского языка.
4. Проанализировать начальный уровень грамматических навыков студентов 2-го курса по теме «Модальные глаголы».
4. Разработать программу занятий по теме «Модальные глаголы» и проследить динамику освоения грамматических навыков у студентов по теме «Модальные глаголы» в процессе реализации программы занятий.
В качестве гипотезы нашего исследования выдвигается следующее предположение: эффективное формирование грамматических навыков по теме «Модальные глаголы» у студентов второго курса возможно при условии разработки специальной программы обучения на основе функционального подхода.
Методы исследования: анализ литературы по рассматриваемой проблеме, наблюдение за педагогическим процессом, метод экспертов, опытное обучение, констатирующие и контрольные срезы
Теоретической базой исследования стали труды Витлина Ж.Л., Гальсковой Н.Д., Гурвич П.Б., Казарицкой Т.А., Крутских А.В., Лаптевой О.А., Мельниковой Г.Т., Мильруд Р.П. и др.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что предлагается конкретный материал по обучению грамматической стороне речи по теме «Модальные глаголы», по формированию умений и навыков в виде разработанного комплекса упражнений, который в дальнейшем может быть использован для обучения на вторых курсах языковых ВУЗов.
База исследования: МГУ . (напишешь свой)
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект изучения методики преподавания грамматики английского языка в ВУЗе
1.1. Основные подходы к теории и методике преподавания английского языка в трудах отечественных и зарубежных специалистов…………………..6
1.2. Специфика обучения грамматике английского языка в ВУЗе…………...18
1.3.Современные технологии обучения грамматике английского языка………………………………………………………………………..22
Выводы по главе…………………………………………………………………36
Глава 2. Технология преподавания грамматики английского языка студентам 2-го курса ВУЗа (на примере темы «Модальные глаголы»)
2.1. Диагностика грамматических навыков студентов 2-го курса ВУЗа по теме «Модальные глаголы»……………………………………………………..37
2.2. Программа практических занятий по теме «Модальные глаголы» в курсе преподавания грамматики английского языка в ВУЗе………………………..44
2.3. Динамика изменения грамматических навыков у студентов по теме «Модальные глаголы» в процессе реализации программы занятий……………………………………………………………………………50
Выводы по главе…………………………………………………………………54
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы………………………………………………………………59
Приложение………………………………………………………………………62
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы и проведенного исследования, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
- В теории и методике грамматики английского языка существует множество подходов к обучению студентов английскому языку: функциональный, лингвосоциокультурный и коммуникативный подход.
- На общеевропейском уровне было отмечено, что не существует универсального метода, так как эффективность того или иного метода всегда зависит от целей и условий обучения, от категории обучающихся и от многих других причин. Следовательно, речь может идти о комплексных, интегративных методах, вобравших в себя элементы разных методов или о вариативных технологиях.
На современном этапе обучение грамматике английского языка в ВУЗе строится на основе функционального подхода, который позволяет студенту: видеть реальную картину языковой системы, связи и взаимодействия (взаимоотношения) единиц разных уровней языка, а главное - согласованную жизнь языковых единиц в речи, их совместное функционирование в тексте; содействует развитию логического и ассоциативного мышления студентов: учит видеть одинаковые, сходные значения и функции во внешне (формально) различных языковых средствах; развивает языковое и речевое чутье, делает более осознанной работу по выбору языковых средств при формировании высказывания; позволяет овладеть комплексом средств, выражающих близкие значения; ставит вопросы о различиях, правилах выбора, функциональных возможностях; стимулирует развитие как рецептивных, так и продуктивных речевых действий; развивает интерес к языку при работе с текстом и создании собственных речевых единств: демонстрирует возможность оперировать единицами разных уровней, искать и находить связи и взаимодействия языковых единиц; отвечает современным требованиям к изучению иностранного языка: практическое владение языком, формирование коммуникативной компетенции.
- Организация исследования по изучению грамматических навыков студентов 2-го курса ВУЗа осуществлялась на базе МГУ им. Ломоносова. В исследовании участвовали студенты 2-го курса филологического факультета, специальности «английский язык». Исследование проводилось со студентами данного заведения в 3-хмесяцев (с сентября 2006 г. по апрель 2007 г.). Общее количество респондентов в этом случае составило 30 человек.
- На первом этапе исследование предполагало изучение сформированности коммуникативной компетентности и овладение грамматическими навыками по теме «Модальные глаголы» студентов 2-го курсов ВГПУ (письменный и устный срез). Анализ результатов исследования показал, что студенты 2-го курса наиболее полно владеют материалом, который начал преподаваться только на втором курсе (эквиваленты модальных глаголов) и испытывают затруднения при употреблении модальных глаголах, изучаемых ими на первом курсе. У студентов слабо сформировано качество автоматизированности навыка, заметна некоторая напряжённость при выборе формы грамматического явления, что порождает ненормативные паузы и снижает скорость речи Такое качество навыка как устойчивость проявлялось у учащихся во включении изучаемого грамматического явления в речь. Тем не менее, нельзя сказать, что данное качество сформировалось у всех учащихся, некоторые заметно избегали включения изучаемого грамматического явления в речь. На протяжении всего комплекса тестирования не было замечено трудностей в переносе грамматического явления из одной ситуации в другую, при функционировании на новом речевом материале, таким образом, можно сделать вывод, что такое качество, как гибкость развито у студентов адекватно норме.
- На основе проведенного исследования мы предложили программу практических занятий по теме «Модальные глаголы», что в целом по результатам проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что в целом у студентов 2-го курса улучшились грамматические навыки использования модальных глаголов в устной и письменной речи, что отражено на гистограмме по сравнению следующих показателей:
В ходе проведения опытного обучения объектом контроля являлась языковая компетенция учащихся, а именно сформированность грамматических навыков применения модальных глаголов, которая является важной составляющей частью коммуникативной компетенции в целом, что в целом подтверждает нашу гипотезу о том, что: эффективное формирование грамматических навыков по теме «Модальные глаголы» у студентов второго курса возможно при условии разработки специальной программы обучения на основе функционального подхода.
3,000 руб.
Список литературы
1.Баранова Е.Н., Дупленко Е.П. \" О подготовке к межкультурному языковому общению\"// Педагогика.-1998.-№1
2.Бондаревская Е.В.\" Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования \" // Педагогика .- 1997.-№4
3.Васильева Н.А. \" Европейский год языков и вариативность педагогических технологий при обучении немецкому языку как второму иностранному\" // Педагогика .- 2001.-№6
4.Витлин Ж.Л. \" Современные проблемы обучения грамматике ИЯ\" // ИЯШ.-2000.-№5
5.Гальскова Н.Д. \" Педагогическое сотрудничество в контексте современной модели обучения иностранным языкам // Обучение иностранному языку как коммуникативному взаимодействию\" . Сб. научн. тр. Вып. 443, М., 1999
6.Гурвич П.Б. \" Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранного языка\". Владимир., 1980
7.Зимняя И.И. \" Психология обучения иностранным языкам\".-М .: Просвещение, 1991
8.Казарицкая Т.А. \" Упражнения при функционально-направленном обучении грамматике\" // ИЯШ .- 1987.-№2
9. Колпакчи М.А. \" Дружеские встречи с английским языком\". М., 1980
10. Крутских А.В. \" Коммуникативно- направленное обучение грамматике на продвинутом этапе в гуманитарно- лингвистической гимназии \" // ИЯШ .-1996.- №6
11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. \" Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию\". Ростов -н/Д: Творческий центр \" Учитель\" , 2000
12. Лаптева О.А.\" Идеи коммуникативной лингвистики в коммуникативной методике\". М.,1990
13. Лизенин С.М., Денисова Л.Г. \"Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы\"// ИЯШ.-1992.-№5
14. Мельникова Г.Т. \" Исследование сравнительной эффективности различных подходов к обучению иноязычной грамматике\" : Автореф. дис. канд. пед. наук; М., 1980
15. Мильруд Р.П. \" Комуникативность языка и обучение разговорной грамматике\"// ИЯШ.- 2001.- №6
16. Нижнева Н.Н. \" Проблема навыков и умений в обучении иноязычной речевой деятельности \"// Обучение устной речи и чтению в средней школе : Межвуз. сб. науч. тр. / Ленингр. гос.пед. ин-т им. А.И. Герцена. - Л.,.1984
17. Николаева С.Ю. \" подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения\"// ИЯШ.- 1987.-№5
18. Пассов Е.И. \" Коммуникативность обучения - в практику ВУЗа\". М., 1985
Пассов Е.И. \" Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению\". М.,1977
19. Пассов Е.И. \" Основы методики обучения иностранным языкам\". М., 1977
20.Пассов Е.И. \" Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению\". М.,1989
21. Петровский А.В., Китайгородская Г.А. \" К некоторым вопросам активизации учебной деятельности\": - В кн. : Методы интенсивного обучения иностр. яз., вып. 5, М., 1979
22. Проблема коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности\" Сборник научн. тр. Воронеж.,. 1981
23. Риверс М. \" Десять принципов изучения и обучения иностранным языкам на основе взаимодействия обучаемого и преподавателя\" // Глядя в будущее. 24. Первый советско-американский симпозиум по теоретическим проблемам преподавания и изучения иностранных языков 17-21.10.89.- М.: РЕМН МГЛУ.,1992
25. Скалкин В.П. \" Коммуникативные упражнения на английском языке\". Владимир., 1980
26. Фадеева С.А., Юсупов В.О. \" Идея коммуникативной лингвистики в коммуникативной методике\"// РЯШ .- 2000.- №4
27. Шатилов С.Ф. \" Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи\". В сборнике \" Общая методика обучения иностранным языкам\". Хрестоматия/ сост. Леонтьев А.А. - М., Русский язык., 1991
28. Штульман Э.А. \" Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам\" . Воронеж., 1971
29. Щерба Л.В. \" О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании\" // Языковая система и речевая деятельность . М., 1947
30. Brian Abbs, Ingrid Freebai
\" Blueprint Intermediate\", Longman 1989
31. C.J. Brumfit, K. Johnson “ The Communicative Approach in Language Teaching”, Oxford Univ.press, 1991
32. J.Harmer \" Teaching and Lea
ing Grammar\", Longman Group UK Limited 1987
33. L. Hashemi with Raymond Murphy \" English Grammar in Use\". Supplementary Exercises, CUP 1995
34. L. Jones \" Communicative Grammar Practice\". CUP 1992
35. J.C. Richards, T.S. Rogers “ Approaches and Methods in Language Teaching”, Cambr. Univ.Press, 1993
36. M. Rivolucri \" Grammar Games\" GB, CUP 1993
37. J. Seidl \" Grammar Four\". OUP 1996
38. J.Shepheard “ The Anti-Grammar Grammar Book”, Longman UK, 1992
39. Liz&John Soars Headway Pre-Intermediate , Oxford Univ. Press, 1995
40. P.Viney, K. Viney \" Grapevine\" Student Book 3. OUP 1992
3,000 руб.