Введение
Эмоции – это обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности. Большинство исследователей проблемы эмоций (П.В. Симонов, Н.Е. Миллер, Н.Я. Грот, П.К. Анохин, А.Н. Леонтьев и др.), независимо от теоретического направления считали, что целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:
- переживание ощущения эмоции, которое является относительно субъективным;
- наличие физиологической активации процессов, происходящих в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организмах;
- фиксацию выразительных комплексов эмоций, поддающихся наблюдению.
Главное функциональное значение эмоций человека заключается в выделении в образе окружающей среды личностно значимых элементов и побуждении субъекта деятельности по отношению к этим объектам.
«Отношение к миру» - это и есть эмоции. А значит, у эмоций есть своя история и собственное развитие. Исследователями были получены убедительные результаты, подтверждающие тот факт, что подлинные чувства – высшие социальные эмоции – при определенных условиях формируются уже в дошкольном возрасте. Необходимо только воссоздать эти условия для детей: то общение, ту деятельность и то отношение к самому себе, в которых эти чувства возникают, переживаются и осознаются детьми, становятся их потребностями и предпочтениями.
Дошкольный возраст является сензитивным для формирования целостного образа Я, основным компонентом которого является эмоциональное благополучие.
На разных этапах развития данной проблемой интересовалось немало отечественных и зарубежных психологов. Среди них В.М. Слуцкий, Филиппова Г.Г., Бреслав, Кошелева и др., которые рассматривают вопрос о формировании эмоционального благополучия ребенка в зависимости от типа отношений к нему взрослого; рассматривают положения о том, что оценочное мнение воспитателей является необходимым для формирования адекватной самооценки и как следствие эмоционального благополучия детей и многие другие.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что за последние десятилетия увеличилось количество детей с эмоциональными трудностями: акцентуация характера, повышенная агрессивность и.т.п. и существует острая практическая необходимость найти причины, по которым дети испытывают эмоциональный дискомфорт.
Проблема эмоционального развития детей по праву признается одной из самых значимых и дискуссионных. Прежде всего, это связано с альтернативностью понимания термина «эмоциональное развитие» в различных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях. В основном, ключевым положением существующих теорий является противоборство или единство двух противоположных подходов в методологии изучения эмоций – когнитивного и мотивационного.
Проблема межличностных отношений, эмоциональных трудностей, связанных с общением со сверстниками, агрессивностью в поведении является очень важными проблемами нашего времени, так как растет число неблагополучных детей с ярко выраженной акцентуацией характера.
Исходя из актуальности, недостаточной разработанности данной темы, в качестве проблемы нашего исследования мы предлагаем рассмотреть проблемы соотношения развития социально-психологических факторов и их влияния на развитие эмоционального благополучия личности.
Объект – эмоциональная сфера дошкольника в общении.
Предмет – социально-психологические факторы, влияющие на развитие эмоционального благополучия дошкольников.
Цель – выявить социально-психологические факторы, влияющие на эмоциональное благополучие детей в общении.
Гипотеза нашего исследования:
- в качестве социально-психологических детерминант эмоционального благополучия детей дошкольного возраста могут выступать уровень агрессивности поведения, уровень коммуникативных навыков, развитие эмотивности, адекватная самооценка.
- у эмоционально благополучных детей превалируют более высокие показатели коммуникативности, эмотивноти, самооценки и низкий уровень агрессивности, по сравнению с неблагополучными детьми.
- эффективным средством преодоления эмоциональных трудностей дошкольников является игра с эмоциональным содержанием.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение эмоционально-личностных особенностей дошкольников с помощью специальных диагностических средств.
3.Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими эмоциональные трудности.
4. Изучение динамики развития эмоционального благополучия в процессе коррекционной работы, а также проведение коррекционной работы.
Методы исследования: эксперимент, включающий диагностические методики на выявление эмоционально-личностных особенностей детей, анализ психолого-педагогической литературы.
База исследования: ДОУ № 352 Красноармейского района г. Волгограда.
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эмоциональное благополучие ребенка как психологическая проблема.
1.1. Основные подходы к проблеме эмоционального благополучия ребенка в межличностном общении………………………………………………………...6
1.2. Возрастные особенности эмоционального развития дошкольника……..12
1.3.Социально-психологические детерминанты эмоционального благополучия дошкольников……………………………………………………25
Выводы по первой главе………………………………………………………...29
Глава 2. Исследование эмоционального благополучия старших дошкольников и его коррекция.
2.1. Организация и методики исследования эмоционального благополучия старших дошкольников…………………………………………………………31
2.2. Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими эмоциональные трудности………………………………………………………42
2.3. Анализ результатов изучения психологических факторов, влияющих на эмоциональное благополучие дошкольников…………………………………49
Выводы по второй главе………………………………………………………...52
Заключение……………………………………………………………………….54
Список литературы………………………………………………………………57
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа психолого-педагогической литературы и диагностического исследования мы считаем целесообразным сделать ряд выводов:
1. Отечественная психология рассматривает преимущественно социальное направление развития содержания эмоций дошкольников. В основе отечественного подхода лежит положение о том, что развитие социальных эмоций в онтогенезе проходит несколько этапов. Первоначально социализацию эмоциональной сферы ребенка определяет появление механизмов эмоциональной синтонии и эмоциональной децентрации.
2. Как показатель оптимизации общего развития ребенка и психического здоровья расценивается эмоциональное благополучие в работах Г.Г. Филипповой.
3. Мы выделяем следующие социально-психологические детерминанты эмоционального благополучия дошкольников:
- индивидуально-психологические особенности: самооценка, уровень агрессивности, коммуникативные навыки, эмотивность.
- социально-психологические: социальный статус ребенка в группе.
4. Экспериментальное исследование было направлено на подтверждение нашей гипотезы о том, что
- в качестве социально-психологических детерминантов эмоционального благополучия детей дошкольного возраста могут выступать уровень: агрессивности поведения, уровень коммуникативных навыков, развитие эмотивности, адекватная самооценка.
- социальный статус ребенка в группе является показателем коэффициента удовлетворенности в общении.
- дети, имеющие благополучный статус в группе имеют более высокие показатели коммуникативности, эмотивноти, самооценки и низкий уровень агрессивности, чем дети, с неблагополучным статусом.
- эффективным средством преодоления эмоциональных трудностей дошкольников является игра с эмоциональным переживанием.
Для этого на первом этапе исследования мы провели диагностику индивидуально-психологических особенностей дошкольников, нами были использованы следующие методики:
- изучение самооценки (методика «Проба Де Греефе»);
- изучение агрессивности (методика «Фрейнбургская анкета агрессивности» модифицированный вариант А.П. Левитиной).
- изучение коммуникативности ( методика «Анкетирование» Венгер Л.А., Цукерман Г.А.).
- изучение эмотивности (методика «Дифференцированная оценка эмотивности» Е.В. Никифорова, Т. Д. Марцинковская.
5. Для подтверждения гипотезы о том, что социальный статус дошкольника в группе является показателем удовлетворенности в общении мы провели социометрическую методику «Секрет».
Для проверки гипотезы, на первом этапе исследования мы провели диагностику индивидуально-личностных особенностей дошкольников, нами были использованы следующие методики:
- изучение самооценки (методика «Проба Де Греефе»);
- изучение агрессивности (методика «Фрейнбургская анкета агрессивности» модифицированный вариант А.П. Левитиной).
- изучение коммуникативности ( методика «Анкетирование» Венгер Л.А., Цукерман Г.А.).
- изучение эмотивности (методика «Дифференцированная оценка эмотивности» Е.В. Никифорова, Т. Д. Марцинковская.
Анализ результатов показал следующее:
- в качестве социально-психологических детерминант эмоционального благополучия детей дошкольного возраста могут выступать уровень: агрессивности поведения, уровень коммуникативных навыков, развитие эмотивности, уровень адекватности самооценки.
- социометрический статус ребенка в группе можно рассматривать в качестве показателя эмоционального благополучия и межличностных отношений.
Эффективным средством преодоления эмоциональных трудностей дошкольников является игровая коррекция детей, сопровождающаяся положительными эмоциональными переживаниями. После чего была сделана повторная диагностика, в ходе которой выявлена положительная динамика развития эмоционального благополучия у детей, имеющих эмоциональные трудности в общении.
3,000 руб.
Список литературы
1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение / Пер. с англ. — М., 1988.
2. Божович Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М, 1978.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
4. Бреслав Г. М. На путях эмпиризма: Параметры и измерения эмоций // Вопросы психологии. — 1977. — № 3.
5. Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у до-школьников // Вопросы психологии. — 1984. — № 3.
6. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М., 1990.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. — Рига, 1984.
8. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... — М., 1996.
9. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. — М., 2001. -Ч. 1, 2.
10. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты. — М., 1993.
11. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.
12. Вопросы мотивации эмоций: Учебное пособие для студентов. — Вып. 1. - М., 1973.
13. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. — М., 1950.
14. Выготский Л. С. Учение об эмоциях // Собр. соч. — М., 1984. — Т. 4. -С. 90-318.
15. Выготский Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1968. — № 2. — С. 149-152.
16. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
17. Гаврилова Г. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1975. — № 2.
18. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. — М., 1981.
269
19. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего дошкольного возраста // Вопросы психологии — 1974 — № 5.
20. Галигузова Л. Н. К вопросу о происхождении и специфике потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии. — 1980. — № 2.
21. Гальперин П.Я. Физиологические особенности детей. — М., 1965.
22. Гельгорн Э., Луфтборроу Дж. Психофизиология эмоций. — М., 1985.
23. Гельгорн Э., Луфтборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. — М., 1966.
24. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2000.
25. Гордеева О. В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций // Вопросы психологии. — 1994. — № 6.
26. Гордеева О. В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. - 1995. -№ 2.
27. Григорович Л. А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. — М., 2002.
28. Дмитриева С. Влияние социальных эмоций на развитие общения детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1997.
29. Додонов Б. И. В мире эмоций. — Киев, 1987.
30. Додонов Б. И. Типы общей эмоциональной направленности и тенденции структурирования эмоциональной сферы // Вопросы психологии. - 1972.-№ 1.
31. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. — М., 1978.
32. Запорожец А. В., Ветер Л. А., ЗинченкоВ.П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. — М., 1967.
33. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.
34. Запорожец А. В. Избр. психологические труды: В 2 т. — М., 1986.
35. Запорожец А. В. Роль Л.С.Выготского в разработке проблемы эмоций // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. — М., 1981.
36. Запорожец А. В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. — 1974. - № 6.
37. Изард К. Психология эмоций. — СПб., 2000.
38. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб., 2001.
39. Конева О. Б. Влияние социальных эмоций на процесс социализации детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1996.
40. Кошелева А. Д. Роль социальных эмоций в становлении нравственной позиции дошкольника // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1983.
41. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.
42. Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов н/Д, 1986.
43. Лабунская В.А. Психологическое исследование условий, влияющих на успешность опознания эмоциональных состояний по выражению лица: Дис.... канд. психол. наук. — Л., 1976.
44. Лабунская В.А. Факторы успешного опознания эмоциональных состояний по выражению лица // Психология межличностного познания. — М., 1981.
45. Лебединская К. С, Никольская О. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма // Дефектология. — 1988. — № 2.
46. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. — 1967. — № 6.
47. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М., 1971.
48. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1965.
49. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произв.: В 2 т. — М., 1983. — Т. 1.
50. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
51. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. — М., 1980.
52. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. — М., 1997.
53. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М., 1999.
54. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. — М., 1997.
55. Неверович Я.З. Роль эмоций в процессе мотивации поведения у детей // Тезисы научных сочинений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. — М., 1976.
56. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми 7 Под ред. М.И.Лисиной. — М., 1985.
57. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я.З. Неверович. — М., 1986.
58. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций: Тексты / Ред. В.К.Вилюнас. - М., 1984.
59. Сели Дж. Очерки по психологии детства. — М., 1909.
60. Симонов П. В. Что такое эмоция. — М., 1966.
61. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М., 1988.
62. Фигурин Н.Л., Денисов М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. — М., 1949.
63. Психологическая служба в образовании / Под ред. Дубровиной И.В. – М., 2001.
64. Реан А.А. «Дошкольная педагогика и психология» – М., 2000.
3,000 руб.