Актуальность. Перемены, произошедшие в последнее время в обществе, обозначили проблему развития личности как центральную для психологии. Особую остроту приобрела проблема формирования самооценки личности. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, а как определенное отношение к себе и предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Для психологов и педагогов все более очевидно влияние самооценки дошкольника на поведение, межличностные контакты.
Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения исследования. Этот возраст – начальный период формирования самооценки ребенка. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать и "примеривать" свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
Все сказанное обуславливает актуальность изучения самооценки дошкольников.
Объект исследования - структура самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – комплекс специальных психолого-педагогических упражнений по развитию самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – мы предполагаем, что специальный блок психолого-педагогических упражнений будет способствовать развитию адекватной самооценки.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие самооценки и ее структуру;
2. проанализировать особенности развития самооценки в дошкольном возрасте;
3. подобрать диагностический инструментарий, включающий в себя методики по исследованию самооценки;
4. анализ и интерпретация результатов исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты, полученные путем тестовых методик позволяют в яркой, занимательной, интересной для дошкольников форме решать псходиагностические и коррекционные задачи при исследовании особенностей самооценки детей.
3,000 руб.
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – Киев, 1996
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. -М., Просвещение, 1998
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – СПб: Питер, 2000
4. Божочив Л.И. Личность и ее Формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1999
5. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М.: Юнити-Дана, 2001
6. Бретт Дорис. Жила была девочка похожая на тебя – психотерапевтические истории для детей. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
7. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.: Институт психологии РАН, 1994
8. Бурначук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб: Нева, 2000
9. Валлон Анри. Психическое развитие ребенка. – М.: Дека, 1997
10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Академия, 1998
11. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1996
12. Возрастная психология и педагогика. / Под ред. М.В. Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 1984
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1992
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
15. Гарбузова В.И. Практическая психотерапия. – СПб, 1994.
16. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание, 1999 №7
17. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М.: Гардарика, 1997
18. Горбачева В.А. Формирование поведения детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1995
19. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Киев: Знание, 2000
20. Доман Гленн Гармоничное развитие ребенка. – Тверь: Печать, 1996
21. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие. – М.: Прсвещение, 1996
22. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь – М.: ТК Велби, Проспект, 2006
23. Ефимкина Р.П. Детская психология. Методические указания. – М.: Гардарика, 2005
24. Ждан А.Н. История психологии. – М.: Российское педагогическое агенство, 1997
25. Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству (теория и практика сказкотерапии). – СПб, 1998.
26. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-пресс, 1996.
27. Кон И.С. Открытие Я. – М.: Политиздат, 1999
28. Котырло В.К. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991
29. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Пер. с англ. С.Л. петрова. – М.: Психология, 2000
30. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М.: Харвеет, 1999
31. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Просвещение, 1997
32. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1993.
33. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1991
34. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер, 1999
35. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – СПб.: Питер, 1998
36. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1993
37. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997
38. Милс Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. – М., 1996.
39. Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах. – М.: Владос, 1995
40. Никитин Е.П., Харнашенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. – СПб: Аистеня, 2000
41. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
42. Петровская Л. Самоутверждение: пути истинные и ложные: беседа психолога. – М.: Знание, 1998
43. Петровский А.В. Психология формирования и развития личности. – М.: Просвещение, 1981
44. Практикум по психодиагностике / Под ред. А.А. Бодалева, И.М. Карлинская – М.: Московский университет, 1998
45. Психология. Словарь - М., 1990
46. Психология формирования и развития личности. / Под ред. Л.И. Анциферовой - М.: Просвещение, 1999
47. Рогов Е.И. Настольная книга психолога. Книга 1. – М.: Гардарика, 1998
48. Рогов Е.И. Настольная книга психолога. Книга 2. – М.: Гардарика, 1999
49. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии, т.2. – М.: Педагогика, 1989.
50. Собкин В.С. С чего начинается личность. – М.: Норма, 2000
51. Соколова Е.Г. Проективные методы исследования личности. – М.: Московский университет, 1990
52. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996
53. Степанов С.С. Большой мир маленьких людей. – СПб: Проспект, 2006
54. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 1998
55. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Великий Новгород, 2004
56. Фон Франц М.-Л. Психология сказки. – СПб, 1998.
57. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – Львов, 2003
58. Шнейдер Л.Б. Психологическое консультирование. – М.: Дека, 2000
59. Шнейдер Л.Б. Семейная психология – М.: Дека, 2001
60. Шуаре М.О. Возрастная и педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2000
61. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Просвящение, 1990
62. Эльконин Д.Б., Эльконина Л. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действий/ Вестник МГУ, серия 14. Психология. – 1993. № 2.
63. Якобсон С.Г., Морееа Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - № 6.
64. Якобсон С.Г., Тищенко Т.И. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников// Вопросы психологии. – 1997. - № 3.
3,000 руб.